Создание и использование электронных выставок в библиотеке

Время диктует нам необходимость перемен, которые должны произойти в деятельности библиотек. Каждый из нас не раз задумывался над вопросом: как изменить рутинную работу в библиотеке на яркую и творческую профессиональную жизнь. Сочетание традиционного и нового подразумевает активное внедрение новых технологий и в выставочную работу. Прежде всего — это электронные технологии. С ними появился в обществе новый уровень коммуникативных потребностей и возможностей.

Подробнее поговорим о нетрадиционных книжных выставках с использованием новых компьютерных технологий.

Что же представляет собой электронная книжная выставка?

Электронные выставки (виртуальные) — это синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации.

Виртуальная выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации.

Использование компьютерных технологий в выставочной деятельности публичных библиотек в настоящее время означает, как правило, графическое оформление заголовков, цитат и иллюстраций

Электронная библиотечная выставка может быть создана в формате «PowerPoint» — электронной презентации. В настоящее время этот формат нами широко используется. Возможности, предоставляемые данной программой, позволяют создавать электронные выставки литературы, где первый слайд представляет всю совокупность экспонируемых изданий, а все последующие — отдельные издания и/или авторов.

Основными элементами, составляющими электронную выставку являются зрительный ряд и текст.

Зрительный ряд представлен иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т. п.).

Текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, состоит из цитат, аннотаций, биографических справок и библиографических описаний.

Опыт работы по созданию электронных выставок в программе «PowerPoint» позволяет предложить некоторые условия, обеспечивающие зрительный комфорт и рекомендации по анимационному оформлению текстов:

Условия, обеспечивающие зрительный комфорт:

  • яркость объекта должна лежать в разумных пределах;
  • контрастность изображения относительно фона необходимо выбиратьс учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть контрастность;
  • размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; он также влияет и на скорость и правильность восприятия информации, зрительное ощущение нарастает и спадает на протяжении 0,5 секунды.

При использовании в текстовых фрагментах анимационных эффектов необходимо учитывать, что электронная библиотечная выставка может быть реализована в двух режимах: режиме произвольной демонстрации и демонстрации, регулируемой пользователем. Эти режимы предполагают различное время просмотра.

  • Целесообразнее использовать анимационные эффекты применительно к тексту целиком или большим его фрагментам. Появление текста по принципу «пишущей машинки» — по буквам — замедляет время просмотра выставки и, если текст достаточно большой, утомляет зрение.
  • При использовании традиционных (статических) рисунков и фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения.
  • Размер деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения.
  • Электронное представление информации предполагает аккуратное обращение с цветовой гаммой. При выборе цвета специалисты рекомендуют руководствоваться следующими принципами:
  • красный и синий цвета более всего привлекают внимание, однако синий цвет малопригоден для окраски мелких графических объектов, требующих максимальной четкости изображения. Для этих целей используются цвета желто-зеленый, желтый и оранжевый, а синий цвет применяют для акцентирующей подложки под выделяемые графические элементы;
  • целесообразно использовать цветовой, а не световой (яркостный) контраст.

Темно-фиолетовый, темно-зеленый, лимонно-желтый, желто-зеленый и бледно-розовый оттенки и сочетания вызывают негативные реакции, и ими следует пользоваться очень осторожно.

Электронные выставки для детей также имеют свою специфику. Возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает такую форму работы особенно привлекательной для детей и подростков. Выставка в библиотеке для детей может содержать в себе литературную викторину, что позволит в полной мере использовать возможности информационных технологий.

Уже существуют различные модели электронных выставок:

  • выставка-вопрос;
  • выставка-цитата;
  • выставка-хроника;
  • выставка-викторина;
  • выставка-кроссворд;
  • выставка-иллюстрация

Основа их всё та же — совокупность библиографических описаний, иллюстративный материал.

Виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности, а именно:

1. Использование информационных технологий. Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, — всё это очень нравится не только детям, но и взрослым. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку — всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной. Беря за основу книгу, создавая электронные ресурсы для детей, можно не только обеспечить быстрый доступ пользователя к материалам и информации о документах но и представить ценность книги на новом уровне понимания. и это очень важно.

2. Выставка рассчитана на разную аудиторию. И один человек и большая группа читателей могут познакомиться с книгами или самостоятельно, или на мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете — познакомиться сможет каждый желающий. Использование электронных выставок даёт возможность в дистанционном общении библиотекарей с читателями, без привязки к неизбежным формальностям в обслуживании.

3. На обозрение может быть представлено большое количество книг.

4. В любое время можно за считанные минуты поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, варьировать цветовую гамму, или общий дизайн.

5. Работу такой выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.

6. Возможность разработки электронных выставок как выездных. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах.

7. Электронные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.

Задумывая создать виртуальную выставку, нужно быть готовыми к долгой, кропотливой, но интересной работе.

Простейшая электронная выставка может быть создана в формате «Power Point». В книге «Выставочная деятельность публичных библиотек» Натальи Владимировны Збаровской приведён алгоритм подготовки и организации электронных книжных выставок.

I. Разработка модели электронной книжной выставки:

  • Выберите тему вашей электронной выставки.
  • Проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки.
  • Подберите необходимые вам книги и иллюстрации.
  • Составьте схему выставки.

II. Техническая подготовка проекта.

  • Проведите сканирование иллюстраций, подготовьте текстовые материалы.
  • Создайте на диске отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.

III. Оформление работ в формате Power Point.

  • Создайте 6-10 слайдов презентации самостоятельно или используя шаблоны.
  • Проиллюстрируйте слайды, используя подготовленные материалы, а также эффекты анимации.
  • Проведите предварительный просмотр выставки.
  • Исправьте замеченные вами недостатки.
  • Подготовьте электронную выставку  к показу.

На материале любой выставки можно разработать её электронный вариант. Таким образом, выставка приобретёт форму компьютерной презентации.
Выставки — кроссворды, викторины, вопросы, игры, советы являются диалоговыми выставками и предполагают обратную связь с читателями.
Процесс создания электронной книжной выставки требует высокой профессиональной подготовки библиотекарей, участия сотрудников смежных отделов (автоматизации), серьёзной материально-технической базы самой библиотеки, информационной грамотности читателей.

Виртуальная выставка «Прогулки с говорящим котом» - первая в работе Омской центральной системы муниципальных библиотек.
(Мешкова Н. О. Виртуальная реальность одной выставки / Н. О. Мешкова //Молодые в библиотечном деле. 2004. – № 5-6. – С. 108-110.).

Выставка знакомила читателей с новой на тот момент детской суперсерией издательства «Дрофа». Герой одной из книг кот Потопотун проводит для ребят экскурсию по дворам и дворикам Острова читателей и знакомит с книгами о детях и взрослых, весёлых соседях; с книгами о пушистых, лохматых, мохнатых; со страшилками-смешилками; с замечательными сказками на новый лад.

Занимался её созданием отдел дизайна и методический отдел. Предварительно был написан сценарий, произведён подбор книг, разработана стилистика выставки, определены герои, их образ, продуманы последовательность и сочетание движений персонажей, количество анимационных заставок. Далее оставалось самое сложное — всё задуманное реализовать технически.

P.S. Краткое описание наиболее интересных выставок удобно представлять по плану:

  1. Название выставки,
  2. Форма выставки
  3. Читательское назначение,
  4. Цель выставки,
  5. Задачи выставки,
  6. Проблема выставки,
  7. Месторасположение выставки,
  8. Разделы выставки,
  9. Используемые цитаты,
  10. Оформительские средства,
  11. Библиографическое обеспечение,
  12. Средства рекламы,
  13. Сопутствующие мероприятия,
  14. Оценка эффективности выставки.

Список используемой литературы:

  1. Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек/ Н. В. Збаровская. – М.: Профессия, 2004. – 224 с. – (Серия «Библиотека»).
  2. Матлина С. Г. Книжные выставки – обычные и необычные/ С. Г. Матлина. – М.: Чистые пруды, 2008. – С.19-21. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе»; вып. 19).
  3. Пантюхова, Т. Каждый проект- это образ моря с иллюзией движения : [лицей № 28 города Нижнего Новгорода, методические рекомендации по организации выставочной деятельности, создание выставки-проекта и выставки-инсталляции] [Текст] / Т. Пантюхова// Библиотека. – 2007. – № 10. – С. 66-68. – Библиогр.: с. 68. – ил.
  4. Дети, компьютер и детская библиотека: сб. ст. и докладов ведущих специалистов ЛОДБ / сост. Т. Н. Третьякова. – СПб.: ЛОДБ,2002. – C. 61. – (Вып.1).

Составитель: зав. отд. «Информсервис» Толикова Ж. Ю.