Кинокалендарь: ноябрь. «Белый Бим Черное ухо»

Замечательную и очень грустную повесть «Белый Бим Черное ухо» знают у нас в стране почти все. Да и не талька у нас. Вышла она в 1971 году, то есть 45 лет назад.

Написавший повесть Гавриил Николаевич Троепольский, родился 29 ноября 1905 гада в селе Ново-Спасское на Елани (ныне Новоспасовка Грибановского района Воронежской области) в семье священника Николая Семёновича Троепольского. В доме Троепольских любили сельский труд — работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу.

Детская закалка, наверное, и направила Гавриила после окончания школы в среднее сельскохозяйственное училище.

По окончании училища в 1924 году Троепольский учительствовал недалеко от родных мест. А весной 1931 года он получил возможность работать по агрономии, сначала младшим научным сотрудником, а затем — заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции.

Почти четверть века было отдано агрономии. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Гавриил Троепольский переехал в Воронеж.

Литературой Троепольский «болел» с юношества. Зная жизнь колхозов изнутри, он пишет «Записки агронома», которые печатают в знаменитом журнале «Новый мир». Они принесли автору всесоюзную известность, хотя Воронежский обком партии признал записки очернительскими и злопыхательскими.

Редактор журнала «Новый мир» А. Твардовский очень ценил творчество Г. Троепольского. Их соединяла настоящая дружба, окрепшая с годами. И стоит напомнить, что «Бима» Троепольский посвятил памяти Александра Трифоновича Твардовского.

Первое чтение повести «Белый Бим Черное ухо» (1971) прошло в редакции Острогожской «Новой жизни» на занятии литературной группы «Острогожские родники». Это «слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми». Так написал Гавриил Николаевич Троепольский.

Повесть о Биме была задумана автором, по-видимому, как вещь непритязательная, просто «житие одной собаки». Но в ходе работы значение ее выросло для писателя. «...Писал ее с дрожью, неотрывно», — говорил Троепольский, поставив в рукописи точку. А потом еще сжимал ее, чуть не вдвое, шлифовал, отделывал, ища форму литую и ёмкую.

Писатель был удостоен Государственной премии за повесть, а в 1976 году Станислав Ростоцкий снял фильм, который, в свою очередь, был удостоен Ленинской премии, и номинировался на кинопремию «Оскар» в 1978 году как лучший фильм на иностранном языке.

Сюжет, вроде бы, прост: щенок шотландского сеттера родился с неправильным окрасом — вместо чёрного он был белым с рыжим крапом, одно ухо чёрное. Несмотря на племенной брак, Бима взял к себе немолодой писатель Иван Иванович, увлекающийся охотой и любящий природу. Но после того, как хозяин оказался в больнице, а Бим отправился искать его, собака оказалась бездомной. Сменив несколько хозяев, Бим в конечном счёте погибает, столкнувшись с человеческим равнодушием и жестокостью.

Станислав Иосифович Ростоцкий сам написал сценарий по книге и вскоре приступил к натурным съемкам, которые, кстати, проходили в Калуге. Однако готовясь к съемкам «Белого Бима», режиссеру пришлось столкнуться с трудностями. Начало съемок откладывалось три года — то на студии им. М. Горького требовали внести правку в сценарий, то пришлось ждать, когда освободиться актер Вячеслав Тихонов.

Вячеслав Тихонов сниматься согласился с большим удовольствием, ибо к тому времени ему уже порядком надоел намертво приклеившийся ярлык штандартенфюрера Штирлица. И образ добродушного хозяина собаки пришелся как нельзя кстати.

А вот с образом Бима режиссеру пришлось помучиться. В книге собака описана как шотландский сеттер, родившийся «с браком», неправильным окрасом — вместо черного он был белым с рыжим крапом, только ухо и одна лапа черные. Эксперт-кинолог Виктор Сомов, работавший в картине, предложил заменить шотландских сеттеров английскими, подходящего окраса.

Особенно способным оказался Степка, который участвовал в наиболее ответственных сценах. Самой сложной сценой на съемках стал эпизод, в котором у Ивана Ивановича случается сердечный приступ. Псу предстояло сыграть ласку, заботу, сочувствие к своему больному хозяину, тревогу о его здоровье. Даже Станислав Ростоцкий, который был в восторге от актерского таланта Степы, сомневался, что собаке это под силу.

Задача осложнялась тем, что съемки надо было уложить в один дубль — собака не может, как человек, раз за разом играть чувства по заказу. Решение предложил кинолог Виктор Сомов.

— Собаки всегда правдивы в своих поступках, — рассказывал он в одном из интервью. — Поэтому было необходимо, чтобы Бим истинно любил и волновался за своего «хозяина» — актера Тихонова.

Для этого Тихонову пришлось значительное время провести с Бимом на охоте, ходить по лесам и болотам, стрелять из-под него дичь, делить вместе охотничьи радости.

Затем на короткое время их разлучили и Бима на охоту не брали. Теперь момент встречи Бима с В. Тихоновым должен был выплеснуть все его собачьи чувства. Съемка была ответственной, так как дубля получить невозможно. Сцену репетировали без Бима, и когда все было готово, впустили собаку. Что было дальше, смотрите фильм.

Станислав Ростоцкий предложил актрисе Валентине Владимировой роль злодейки в фильме «Белый Бим Черное Ухо». Актрисе предстояло сыграть тетку, которая довела бедную собаку до погибели. Будто предчувствуя недоброе, Валентина Харлампиевна долго отказывалась, но потом сжалилась над режиссером. Он попал с выбором в точку, она действительно блестяще сыграла эту роль. Но никто не предполагал, что фильм станет кассовым, а Белый Бим превратится в четвероногого героя и над его судьбой будут рыдать миллионы.

— После выхода этой ленты со мной перестали здороваться даже соседи! — с горечью вспоминала актриса.

Когда преследования соседей и знакомых стали напоминать травлю, Валентина Харлампиевна, чтобы доказать, что на самом деле любит животных, завела собаку. После чего зареклась играть отрицательные роли.

Во время первого проката фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей.

Судьба собаки глубоко тронула зрительскую аудиторию. И вот уже в Воронеже ставят памятник Биму (авторы воронежские архитекторы И. П. Дикунов и Э. Н. Пак). Памятник не имеет ни постамента, ни фундамента, он просто стоит на мостовой. Для абсолютного сходства с собакой Троепольского, литературного героя изготовили из нержавеющей стали с приделанным бронзовым ухом. Металлический пес сидит в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина.

Если этот фильм как-то прошел мимо вас, найдите время, чтобы его посмотреть и настроить свое сердцем на доброту и любовь.

 

Источники:

  • История создания фильма «Белый Бим Черное ухо». – Режим доступа: http://1001material.ru/15630.html (дата обращения: 07.10.2016).
  • Мельчук Е. Как проходили съемки фильма «Белый Бим Черное ухо» // Комсомольская правда. – 2013. – 28 нояб. – Режим доступа: http://www.samara.kp.ru/daily/26165.4/3052581/ (дата обращения: 07.10.2016).
  • Фочкин О. До и после Черного уха // Читаем вместе. – 2015. – № 11. – С. 46-47. – (Из истории знаменитых книг).

Видео:

Фрагменты из кинофильма «Белый Бим Черное ухо»

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.