Театр имени Е. Вахтангова

История Театра имени Евгения Вахтангова началась задолго до его рождения. В конце 1913 года группа молодых московских студентов организовала Студенческую драматическую студию. Во всех высших учебных заведениях Москвы появилось объявление, приглашающее студентов и курсисток записываться в члены новой организации. В объявлении было указано, что «занятиями Студии будут руководить артисты Московского Художественного Театра».

Руководить Студией согласился Евгений Багратионович Вахтангов, тридцатилетний актер и режиссер Художественного театра, уже составивший себе репутацию лучшего педагога по «системе» Станиславского.

Вахтангов любил сам процесс творческой работы, а не ее результат... Этому же он учил и своих учеников: «практический результат придет сам собой», – говорил Вахтангов, и его ученики целиком отдавались творческим радостям сегодняшней репетиции, сегодняшнего урока, сегодняшних исканий.

13 ноября 1921 года, открылся постоянный театр Третьей студии МХТ по адресу: «Арбат, 26» (там, где Театр имени Евгения Вахтангова находится и сегодня).

Особняк Берга Студия выхлопотала для себя еще предыдущим летом и за прошедшее время сделала в нем основательный ремонт. В честь открытия давали «Чудо святого Антония». Этот день и стали считать днем рождения Вахтанговского театра.

Уже в начале 1922 г. Москва бурно рукоплескала успеху спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци, выдающегося явления театрального искусства ХХ столетия. Веселый, солнечный, праздничный спектакль, поставленный смертельно больным Вахтанговым в холодном и голодном 1922 году, утверждал жизнь, любовь, добро.

К. С. Станиславский высоко ценил творчество своего ученика. В обращении к составу «Принцессы Турандот» после окончания премьерного спектакля он сказал: «За двадцать три года существования Художественного театра таких побед было немного. Вы нашли то, что так долго искали многие театры». Спектакль «Принцесса Турандот» стал в известной степени школой актерского мастерства для всех поколений вахтанговских актеров.

После смерти Евгения Вахтангова в 1939 году  главным режиссером театра был назначен Рубен Николаевич Симонов. Многие годы он работал рядом и наравне с Борисом Евгеньевичем Захавой. Теперь период коллективного руководства кончился. Личность руководителя многое определила в дальнейшем пути театра. Первой постановкой 1939/40 года стал гоголевский «Ревизор», а последним предвоенным спектаклем стал лермонтовский «Маскарад» – премьера его была показана буквально накануне войны – 21 июня 1941 г. (постановка А. Тутышкина).

В годы войны в одну из первых бомбежек в здание театра попала бомба. Среди погибших оказался один из лучших актеров театра – Василий Куза. Здание было сильно разрушено, уничтожены многие декорации. Эвакуировать вахтанговцев решили в Омск.

14 октября, спешно собравшись, театр был отправлен на восток. Взяли собой и старшекурсников Щукинского училища, официально оформив их как членов семей артистов.

В Омске появился принятый в театр Алексей Дикий, бывший актер и режиссер МХАТ-2, арестованный в 1937-м. После ссылки он был приглашен Рубеном Симоновым в театр и к февралю уже готовил выпуск «Олеко Дундича» А. Ржешевского и М. Каца. Премьеру «Олеко Дундича» показали 22 февраля 1942 года.

Перед первой омской премьерой отправилась на фронт бригада вахтанговских артистов, художественным руководителем которой была Анна Орочко, а директором – Исайя Спектор. Среди режиссеров и актеров этой бригады были А. Ремизова, А. Габович, И. Соловьев, В. Васильева, А. Граве, А. Котрелев, Т. Блажина, А. Данилович, В. Данчева, А. Лебедев. Фронтовой филиал театра прошел с действующей армией до самого Берлина, в Москву он вернулся лишь в июне 1945 года.

Закрывали сезон 1945/46 года одной из самых неожиданных постановок в репертуаре вахтанговского театра – «Электрой» Софокла в постановке Е. Гардт и оформлении архитектора Г. Гольца и знаменитого скульптора В. Мухиной.

В августе 1946-го вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», осуждающее «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Вслед за этим последовало постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Теперь театры обязаны были ежегодно ставить как минимум два-три «новых высококачественных в идейном и художественном отношении спектакля на современные советские темы». Любимый вахтанговцами лирико-комедийный репертуар практически оказывался под запретом.

Любопытно, что эти «задавленные» годы принесли вахтанговцам настоящий успех – мелодраму «Седая девушка» китайских драматургов Хэ Цзинчжи и Дин Ни. Сергей Герасимов поставил у вахтанговцев современную легенду (времен антияпонской войны Китая) изысканно, почти строго, в тонко стилизованных декорациях Рындина.

Еще в 1951 году возобновили в театре «Егора Булычова», сошедшего с афиши после смерти актера Щукина. 1954 год начали с восстановления спектакля «Перед заходом солнца». Теперь в центре спектакля был актер Михаил Астангов. В том же году к ноябрьским праздникам Рубен Симонов восстановил «Человека с ружьем». Ленина играл Н. Плотников.

Тогда же, весной 1954 года, вышла не самая значительная, но, может быть, самая счастливая постановка театра за прошедшие годы: молодой Евгений Симонов, сын главного режиссера, поставил сказку С. Маршака «Горя бояться – счастья не видать».

Пожалуй, в пятидесятые годы вахтанговская труппа была самой сильной в Москве. Сформирована она была только из выпускников собственного училища – лучшего в столице.

С конца сороковых до начала шестидесятых один за другим из училища в труппу пришел весь тот цвет актерской молодежи, что потом назвали по аналогии со Вторым поколением МХАТа – Вторым поколением вахтанговского театра. В сорок восьмом пришел Евгений Симонов, на следующий год – его однокурсница Юлия Борисова, в пятидесятом – Михаил Ульянов, в пятьдесят втором – Юрий Яковлев, в пятьдесят восьмом – Василий Лановой, в шестьдесят первом – Людмила Максакова. Постарше были появившиеся немного раньше Лариса Пашкова и Николай Гриценко, вернувшиеся с войны Владимир Этуш и Михаил Греков, но их тоже относили к знаменитому Второму поколению, расцветшему с «оттепелью». В те же годы пришли А. Кацынский, А. Гунченко, А. Парфаньяк, Н. Тимофеев, М. Дадыко, Г. Дунц, Г. Абрикосов, Е. Добронравова, Н. Нехлопоченко, Т. Коптева, за ними – В. Шалевич, Е. Райкина, А. Петерсон, Ю. Волынцев. Все они после училища проходили свою актерскую школу уже в театре.

Под новый, 1960 год, Евгений Симонов поставил спектакль знаменитый и замечательный – пьесу А. Арбузова «Иркутская история». Автор посвятил ее Юлии Борисовой.

В середине шестидесятых Вахтанговский Театр  снова стал моден, попасть туда было трудно. Зрители любили оформленный Акимовым спектакль Ремизовой «Миллионерша» Б. Шоу – ее играли часто, в течение почти пятнадцати лет.

Одним из любимых, долго державшихся в репертуаре спектаклей явился и мольеровский «Мещанин во дворянстве» – смешной, милый, радостный – в постановке В. Шлезингера.

Пятого декабря 1968 года ушел из жизни Рубен Симонов. Руководство Театром предложили взять на себя Евгению Рубеновичу Симонову. С именем Евгения Рубеновича Симонова во многом связан взлет Вахтанговского Театра на рубеже пятидесятых-шестидесятых. Евгений Симонов – человек легкий, веселый и благожелательный, прекрасно знавший поэзию, влюбленный в музыку, увлекательный рассказчик, оратор и фантазер.

Е. Р. Симонов руководил Театром имени Евгения Вахтангова почти восемнадцать лет.

Симонов пытался ставить что-то «крупное», «важное», но художественного успеха это не приносило.

Однако эти годы стали для театра годами отдельных актерских удач. Настоящий успех ждал Юлию Борисову в 1971 году в симоновском спектакле по Шекспиру «Антоний и Клеопатра».

Среди актерских удач В. Ланового можно отметить роли: Протасова в «Детях солнца» в 1968 году, в 1971-м – рвущегося к власти Октавиана из «Антония и Клеопатры» (это стало одной из лучших ролей В. Ланового), в 1975-м – Огнева в спектакле «Фронт».

Для М. Ульянова крупной ролью этих лет явился шекспировский Антоний. В 1979 году своеобразной вариацией этого образа стал Степан Разин по В. Шукшину в собственной постановке Ульянова. Но самой значительной работой М. Ульянова в эти годы стал шекспировский Ричард III в одноименной трагедии, поставленной в 1976 году армянским режиссером Р. Капланяном.

В театр приходили новые актеры. В конце шестидесятых  И. Купченко, М. Вертинская, В. Малявина, В. Зозулин, Е. Карельских, Ю. Шлыков, А. Павлов, О. Форостенко, Э. Шашкова, Н. Русланова, В. Иванов, А. Галевский вошли в основной репертуар театра.

Период перестройки театр пережил очень драматично. В 1987 году в вахтанговском театре состоялось общее собрание – расставались с Евгением Симоновым.

Театр возглавил М. А. Ульянов. Вскоре в штат Вахтанговского Театра были приняты три известных режиссера: Петр Фоменко, Роман Виктюк и Аркадий Кац.

Существенной работой Романа Виктюка стали «Уроки мастера» Д. Паунелла на сюжет из советской истории. В черно-белом пространстве художника В. Боера героями политического фарса выступили Сталин, Жданов, Прокофьев и Шостакович. Ульянов играл Сталина бесстрашно: на резких переходах, с грубостью, жестокостью, тяжелой физиологичностью и трагическим нервом. Жданова, сочетавшего прямое подхалимство и наглое чувство независимости, изворотливость и циничную откровенность, А. Филиппенко играл эксцентрично. Возникала фигура мелкого беса, инквизитора с ухватками уголовника. В Прокофьеве, которого играл Ю. Яковлев, был страх и, как писал критик А. Свободин, стремление сохранить достоинство русского интеллигента в обстоятельствах, когда это невозможно. Шостакович Сергея Маковецкого казался совсем юным (эта роль стала настоящим открытием молодого актера, хотя он не первый раз появлялся на вахтанговской сцене).

Роман Виктюк поставил здесь и свой самый демократичный спектакль, полный восхищения перед искусством «Я тебя больше не знаю, милый». Постановка дала повод для демонстрации мастерства таких актеров, как Л. Максакова и С. Маковецкий, Ю. Рутберг и молодая М. Аронова.

В марте 1991 года Аркадий Кац выпустил «Мартовские иды» по роману в письмах Т. Уайлдера. Эта постановка рассказывала о Цезаре (которого сыграл М. Ульянов) в его последние дни. В спектакле играли: Ю. Борисова, И. Купченко, М. Есипенко, В. Иванов.

Вслед за «Мартовскими идами» на вахтанговской сцене появилась постановка Петра Фоменко «Государь ты наш, батюшка…» – сцены из пьесы Горенштейна о Петре I «Детоубийца». Фоменко впервые появился в театре еще в 1988 году с постановкой «Дела» А. Сухово-Кобылина. Следующий спектакль в постановке П. Фоменко «Без вины виноватые» А. Островского, по единодушному мнению прессы, стали лучшим московским спектаклем сезона 1992/93 года.

В 80-90-е годы в труппу Театра Вахтангова влились новые силы: С. Маковецкий, М. Аронова, Ю. Красков, Н. Гришаева, А. Дубровская, О. Макаров, П. Сафонов, О. Тумайкина, А. Завьялов, О. Лопухов.

В начале сезона 2007-2008 гг. Вахтанговский театр возглавил Римас Туминас в должности художественного руководителя. Его пригласил на этот ответственный пост еще при жизни Михаил Александрович Ульянов, увидев в нем своего приемника, личность талантливую, неординарную, близкую по духу. Туминас позволил себе возглавить театр только спустя полгода после ухода Михаила Александровича, выполняя просьбу своего великого предшественника.

Для своего дебюта Римас Туминас выбрал одну из сложнейших пьес У. Шекспира – «Троил и Крессида», где нет главных ролей. Расчет был в создании спектакля, основным достоинством которого стало существование актеров в едином ансамбле, что удалось режиссеру и объединило участников разных возрастных категорий. Это был первый спектакль и первое признание художественного руководителя театра Римаса Туминаса. Спектакль «Дядя Ваня» Римас Туминас выпустил в Вахтанговском театре в 2009 году в канун 150-летия со дня рождения А. П. Чехова, буквально взорвал театральную Москву. Это была победа режиссера Римаса Туминаса и победа Вахтанговского театра.

Лауреат многих престижных театральных премий, «Дядя Ваня» был признан лучшим спектаклем России 2011 года. В этом спектакле сошлось все: неординарное мышление режиссера и мастерство актеров, и сценография, и музыка.

Спектакль «Пристань», поставленный Римасом Туминасом к 90-летию Театра (13 ноября 2011 года), окончательно завоевал сердца Вахтанговцев всех поколений.

Чтобы избежать традиционных юбилейных торжеств, Туминас задумал спектакль «Пристань» дабы воздать должное уважение ведущим артистам театра, всю свою жизнь посвятившим одной сцене – Вахтанговской. В этом необычном спектакле – композиции из сцен разных пьес, эпох и авторов, у каждого свое соло – Юлии Борисовой, Людмилы Максаковой, Владимира Этуша, Юрия Яковлева, Василия Ланового, Вячеслава Шалевича, Галины Коноваловой, Ирины Купченко, Евгения Князева. Их партнерами стала вся труппа театра. «Пристань» – спектакль в память о тех, кто сегодня не с нами, в нем любовь, талант, уважение и вера в будущее.

Славные традиции Вахтанговского театра продолжаются.

Ссылки:

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.