Волшебный мир Журавлевой Дарьи
C 15 июля по 3 сентября 2015 года.
В июле — августе 2015 года Выставочный зал представлял новую экспозицию «Волшебный мир Журавлевой Дарьи». Данная выставка являлась гармоничным слиянием двух миров: частной коллекции трехсот фарфоровых кукол Натальи Коврижных и сказочной фантазийной картинной галереи молодой художницы Журавлевой Дарьи, наивное и доброе искусство которой является материалом для создания иллюстраций к авторским детским сказкам. Дарья создает для детей замечательные часы-замки и превращает чемоданчики в целые города, расписывая их маслом. Работы художницы в первую очередь предназначены для детской публики.
Коллекция Наталья Коврижных собирается тоже для детей и имеет уже двадцатилетнюю историю. Первую куколку привезли из Европы ко дню рождения старшей дочери Катерины. Ее можно было увидеть в разделе «Кулы-дети»: с белокурыми кудрями под украшенной розами и лентами шляпке, в нарядном бархатном платье с кружевом. Позже у четы Коврижных сложилась традиция привозить из каждого семейного путешествия сразу несколько тряпичных, деревянных или фарфоровых красавиц, отражающих своими нарядами культуру и традиции данного региона.
На выставке среди кукол в европейских народных костюмах также были показаны красавицы из серии «Дамы эпохи» в образах знаменитых литературных персонажей: Элизабет Беннет, Джейн Эйр, мадам Бовари и др.
Но сама коллекционер больше всего любит кукол в царских и боярских костюмах. Наталья осуществляла спонсорскую поддержку детских домов при монастырях Суздаля, покупая куклы, полностью — от фарфорового личика до богато расшитых бисером кокошника и сарафана — сделанные детьми-сиротами.
Африканским племенам отводился отдельный стенд с деревянными куклами-оберегами и устрашающими масками народов Африки, фарфоровыми куклами в этнических нарядах Египта, Сенегала, Марокко, Эфиопии.
Поразили всех экзотичные куклы Востока: вьетнамские и китайские наряды, как правило, сдержаны, а японские куклы всегда парадны. В Японии существует традиция весной не несколько дней устраивать девочкам праздник любования куклами, которых выставляют в парадную часть дома и окуривают благовониями. Такой праздник сопровождается мелодией японской флейты. Японская флейта отличается по строению от других флейт тем, что состоит только из двух камер. В Нижнем Новгороде лишь один специалист — Сергей Зевахин — занимается изготовлением японских флейт. Он участвовал в открытии выставки с авторской игрой на флейте ручной работы.
Заинтересовали зрителей и наряды корейских кукол, пышные шелковые юбки-солнце которых напоминали европейскую моду шестидесятых годов. Богато были декорированы куклы императорского дома Тайланда. Члены королевской семьи в золотой парче с красными плащами по традиции должны иметь большую высоту. Отдельную группу составляли куклы — тайские актеры и музыканты с ярко накрашенными и подведенными глазами. Куклы тайских провинций отличались одеждой по роду занятий. У рыболовов была одна одежда, у охотников другая. Обращали на себя внимание металлические блестящие шейные обручи племени длинношеих женщин Карен.
Обязательным дополнением кукол представительниц тайских племен являлись сидящие на руках или в коробах за спиной дети. Тему материнской любви продолжали символичные полотна Журавлевой Дарьи. «Спи мой дом» и «Фея снов» были основными работами выставки. Хранительница города покровом платья оберегала спящих мирных жителей на первой картине, на второй — маленького малыша, крепко сжимающего во сне любимую игрушку, кролика с длинными ушками, нежно обнимала засыпающая мама. Вечная тема — матери и младенца, окруженного ангелами, обыгрывалась под теплым байковым лоскутным одеялом в обычной городской квартире.
Ночному звездному небу, накрывающему город, и котам, гуляющим по крышам домов, у Дарьи отводится много работ. Вообще котики — излюбленная тема молодой художницы. Кот Тимофей Журавлевой Дарьи является моделью для многочисленных «кошачьих» портретов: коты синие и огенно-рыжие, коты зеленые в венках из ромашек и «пьющие чай»; котики, «читающие газеты и весело беседующие с воронами». Творческий почерк художницы проявляется в пышных многослойных формах кошачьих усов. Также в работах Дарьи часто встречаются обычные добрые люди с ангельскими крыльями, полученными за хорошие дела; и сами ангелы в полете («Снежный ангел», «Ангел Гришковца») или за работой («Ангел с сердцем в руках», «Ангел конвойный»). «Ангелом конвойным» художница шутливо называет своего уставшего от трудов и забот личного ангела-хранителя.
Отдельно нужно отметить стенды с куклами в костюмах народов Кавказа и малых народов бывшего СССР, особенно приковывающие внимание пожилых людей, возможно как память о великой стране с дружными народами.
Были представлены на выставке и современные замечательные юбки-пачки для маленьких балерин от нижегородского дизайнера Натальи Савостиной. Они являлись прекрасным дополнением к работе Журавлевой Дарьи «Когда я вырасту стану балериной, а ты, мама?». Детский мир всегда полон у художницы приключений и интересных путешествий: малыши в «Арбузном плаванье», корабль-утюг в водной глади Волги, жгучая Африка с дикими животными из серии «Народы мира».
Также посетители выставочного зала смогли увидеть авторские игрушки и куклы, сделанные нижегородскими дизайнерами и кукольницами Астаниной Олесей, Поляковой Юлией и Рыжаковой Юлией. Кстовский кукольный театр предоставил на время выставки сценические куклы для представлений и спектаклей. Здесь был и веселый Буратино, и сказочные персонажи всеми любимых мультфильмов, и арлекин на цирковом велосипеде.
Завершил выставку 3 сентября понравившийся малышам кукольный спектакль, с пушистыми лесными зверятами и шоу мыльных пузырей.
В рамках экспозиции прошли 5 мастер-классов от художников и дизайнеров по живописи, декупажу и валянию. Всего выставку посетило около 2000 человек.
Оставить комментарий