Жизнь инженера

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будет закрыто с 29 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Сервисы "Спроси психолога" и "Спроси библиотекаря" возобновят свою работу с 9 января.

Также обратите внимание на график работы библиотек в предпраздничные и праздничные дни:

28-29 декабря 2017 С 1000 до 1800
30 декабря 2017 Выходной день
31 декабря 2017 Санитарный день

1, 2 января 2018

Праздничные (выходные) дни
3 января С 1000 до 1700 работает библиотека им. В. В. Маяковского
4 января С 1000 до 1700 работают следующие библиотеки:

5 января С 1000 до 1700 работают следующие библиотеки:

6 января С 1000 до 1700 работает Центр деловой и правовой информации
7 января Праздничный (выходной) день
8 января С 1000 до 1700  работают все библиотеки
С 9 января Все библиотеки работают в обычном режиме

Шерстинский В. Жизнь инженера : [о П. Э. Сыркине, ведущем конструкторе КЭО ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 фев. (№ 22). – С. 2

Судьба многих замечательных людей, профессионалов своего дела навсегда вписаны в историю Горьковского автомобильного завода. Один из них Павел Эммануилович Сыркин, ветеран Великой Отечественной войны, профессор, доктор технических наук, ведущий конструктор КЭО ГАЗа. Вчера, 27 февраля, он отметил 95-летие.

Из института на войну

П. Э. Сыркин родился в 1922 году в Рогачеве, в Белоруссии, а спустя три года семья переехала в Горький. В 1929-м Павел пошел в школу, охотно познавал науки, активно участвовал в работе пионерской, а затем и комсомольской организации, выступал в составе самодеятельного театра. Но при этом всегда очень интересовался техникой. Окончил школу с отличием и без экзаменов поступил в Горьковский индустриальный институт, на механический факультет по специальности «Двигатели внутреннего сгорания».

В январе 1941 года П. Сыркина призвали на службу. На тот момент он успел окончить лишь первый семестр второго курса. Его направили в Ленинградский военный округ, в Военно-воздушные силы Балтийского флота. Павел попал в автомобильную роту, где ему поручили управлять прожекторной машиной. Благодаря природным способностям он самостоятельно изучил устройство автомобиля и научился его водить. Еще в начале Великой Отечественной войны П. Сыркина назначили комсоргом части, и эта должность сохранялась за ним до конца службы. Ему довелось перевозить людей и грузы по Дороге жизни, позже он участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда, в освобождении Прибалтики.

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной П. Э. Сыркин награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», юбилейными медалями и почетными знаками.

В Горький он вернулся после демобилизации в марте 1946 года. Сразу подал документы в неоконченный из-за войны институт и возобновил учебу на втором курсе. Благодаря отличной успеваемости стал одним из первых десяти студентов, которые были удостоены Сталинских стипендий. Учеба давалась ему легко, все предметы казались интересными. П. Э. Сыркин активно включился и в общественную жизнь института.

Ведущий конструктор

Павел Эммануилович окончил вуз с отличием в 1950 году, по распределению его направили на Горьковский автозавод. Первым местом работы стал участок шестерен заднего моста автомобиля ЗИМ в механосборочном цехе № 2, где он стал мастером, а позднее начальником участка, заместителем начальника цеха.

В МСЦ № 2 трудился пять лет, но всегда хотел работать конструктором. И через некоторое время мечта сбылась: при содействии главного инженера завода Николая Ивановича Строкина его перевели в КЭО. П. Э. Сыркина назначили ведущим конструктором в группу опытного и знающего специалиста Георгия Константиновича Шнейдера, который за короткий срок смог передать новому сотруднику свои знания. Опыт, который был накоплен за это время, пригодился при проектировании нового газораспределительного механизма и коленчатого вала двигателя «Волги» ГАЗ-21. Учитывая успехи Павла Эммануиловича, главный конструктор завода Николай Иванович Борисов поставил перед ним задачу разработать двигатель для нового автомобиля  большого класса – будущей «Чайки», которую необходимо было создать взамен ЗИМа. Так П. Э. Сыркин стал ведущим конструктором по двигателю для ГАЗ-13. Главными помощниками в этой работе были Владимир Филаретович Жадаев и Иван Васильевич Мартемьянов. Большую работу по доводке и испытаниям семейства V-образных двигателей выполнил Павел Семенович Борисов.

В 1958 году ГАЗ-13 представили на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе, машина получила гран-при в своем классе. Создатели автомобиля были удостоены высоких наград: большую золотую медаль ВДНХ получил главный конструктор завода Николай Иванович Борисов, большую серебряную медаль — Павел Эммануилович Сыркин.

Позднее наш герой принимал участие в разработке двигателей для грузовых автомобилей, бронетранспортеров, вездеходов и автобусов.

Те годы П. Э. Сыркин считает наиболее интересными и значимыми в своей «инженерной» жизни. Он не только создавал своими руками новые двигатели, но и курировал их производство, следил за эксплуатацией.

Педагогический талант

Процесс создания нового продукта — сложная, кропотливая работа, требующая проведения различных исследований как самих двигателей, так и их механизмов и деталей. Об этом Павел Эммануилович опубликовал много материалов в журнале «Автомобильная промышленность». Позже он обобщил свои труды и написал диссертацию о создании семейства V-образных восьмицилиндровых двигателей для автомобилей ГАЗа, которую защитил в декабре 1967 года в Москве, став кандидатом технических наук.

Вскоре П. Э. Сыркин перешел работать в Горьковский политехнический институт на кафедру автомобильного транспорта. Читал лекции по конструкции и надежности автомобильных двигателей. Последний учебный курс П. Э. Сыркин подготовил совместно с заведующим кафедрой Георгием Ивановичем Гавриленко.

В 1970 году его пригласили на Заволжский моторный завод, главным конструктором. За 7 лет работы здесь Павлу Эммануиловичу довелось встречаться со многими интересными людьми.

В то время конструкторский отдел ЗМЗ был филиалом КЭО ГАЗа, но П. Э. Сыркин смог добиться того, чтобы моторному заводу разрешили принимать самостоятельные конструкторские решения. И вскоре на предприятии приступили к разработке нового V-образного шестицилиндрового двигателя для модернизации автомобилей «Волга», потому что четырехцилиндровый рядный двигатель во многом устарел и исчерпал свои ресурсы. Кроме того, ЗМЗ стал осваивать форкамерные стационарные двигатели и другие новые изделия. В это же время на ГАЗе разработали V-образный восьмицилиндровый мотор для ГАЗ-14 «Чайка», который тоже предстояло освоить коллективу ЗМЗ.

В 1977 году П. Э. Сыркин вновь вернулся в институт, уже на должность доцента кафедры «Двигатели внутреннего сгорания», где читал лекции по «Надежности двигателей» и «Газовой динамике и агрегатам наддува». Защитил докторскую и стал профессором. Павел Эммануилович проработал в вузе до 90 лет.

За производственные успехи он удостоен ордена Трудового Красного Знамени, медали «Ветеран труда», почетного знака «Ветеран автомобильной промышленности СССР», министерских наград, ему присвоено почетное звание «Заслуженный машиностроитель РФ».

Находясь на заслуженном отдыхе, П. Э. Сыркин по-прежнему интересуется жизнью института, ГАЗа и ЗМЗ, коллектива УКЭР-ОИЦ. Он избран почетным академиком своей родной школы, поддерживает связь с бывшими коллегами на заводах и в институте. Написал книгу воспоминаний «Печаль и радость прожитых лет», которая нашла положительный отклик у его друзей и близких.

Коллеги и ученики от всей души поздравляют Павла Эммануиловича с юбилеем! Желают крепкого здоровья, бодрости, оптимизма, удачи и благополучия!

Вениамин ШЕРСТИНСКИЙ, заслуженный автозаводец, ветеран труда

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Преданность профессии Шерстинский В. Преданность профессии : [о Б.Н. Панкратове, ведущем конструкторе кузовов и кабин ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 14 фев. (№ 17). – С. 3
2 Конструктор, академик, педагог Шерстинский В. Конструктор, академик, педагог : [о главном конструкторе ГАЗа Ю.В. Кудрявцеве] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 5
3 Юбилей в кругу друзей Кулькова И. Юбилей в кругу друзей : [о ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 13 дек. (№ 141). – С. 2
4 С автомобилем на «ты» Шерстинский В. С автомобилем на «ты» : [о Ю.В. Тихонове, заместителе главного конструктора ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 13 окт. (№ 116). – С. 2
5 Потомственный автомобилист и хранитель истории Колесникова Н. Потомственный автомобилист и хранитель истории : [о В.Б. Грекове, начальнике бюро доводки и испытаний автомобилей ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 11 окт. (№ 115). – С. 2
6 Доброе сердце ученого Максимова И. Доброе сердце ученого : [о Б.И. Старинове, инженере-конструкторе ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 16 сент. (№ 104 ). – С. 8
7 Двойной юбилей Кулькова И. Двойной юбилей : [о Матясове А.В., управляющем сборочно-кузовным производством ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 16 сент. (№ 104). – С. 3
8 Жизнь в движении Махонина А. Жизнь в движении : [о А.И. Сеземине, председателе совета ветеранов Автозаводского района] // Автозаводец. – 2016. – 1 сент. (№ 98). – С. 3
9 Конструктор с военным прошлым Шерстинский В. Конструктор с военным прошлым: [о Б.В. Подъельникове] // Автозаводец. – 2016. – 18 авг. (№ 92). – С. 3
10 Ровесник Горьковского автозавода Мухина И. Ровесник Горьковского автозавода : [о конструкторе Л.И. Вихко] // Автозаводец. – 2016. – 13 авг. (№ 90). – С. 7

Страницы