Защищая небо Родины

Культяпов Н. Защищая небо Родины : [о защите Автозавода и города от авиационных налетов фашистов в годы Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2015. – 9 апр. (№ 39). – С. 6

Войска воздушно-космической обороны — отдельный род войск Вооруженных сил РФ, созданный по решению Президента России. Первая смена командного пункта заступила на боевое дежурство 1 декабря 2011 года.

Объекты войск ВКО расположены по всей территории России — от Калининграда до Камчатки. В странах ближнего зарубежья — Азербайджане, Белоруссии, Казахстане и Таджикистане — дислоцированы системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.

А начиналось все с войск ПВО. В канун 70-летия Великой Победы хочу обратиться к истории: знать о беспримерном подвиге горьковчан в годы суровых испытаний должны все жители города и области.

Всем известны стратегические замыслы фашистов: полностью уничтожить или разрушить наиболее значимые военно-промышленные районы СССР. А претворить свои варварские планы в жизнь они планировали с помощью авиации. В Горьковский бригадный район ПВО входили пункты ПВО в следующих городах: Горький, Дзержинск, Балахна, Арзамас, Владимир, Ковров, Иваново, Комсомольск, Кинешма и Муром.

Налеты люфтваффе начались осенью 1941 года. Сначала немцы производили разведку с большой высоты, зависая над Горьковским автозаводом и другими предприятиями. 5 октября были сброшены первые бомбы на город Иваново, а 22-го — в районе Дзержинска (Сейма). В ночь с 4 на 5 ноября немцы совершили крупный бомбардировочный налет на пункты ПВО. К Горькому бомбардировщики подлетали поодиночке и группами от 3 до 16 самолетов, волнами с интервалом 15-20 минут. Основным объектом бомбардировки стал автозавод. Всего в ней участвовало до 150 машин, но к городу прорвалось только 11, остальные под градом зенитной артиллерии ушли назад. Однако те, что прошли огневой рубеж, нанесли удары по заводам имени Ленина, «Двигатель революции» и частично — по ГАЗу.

Следующей ночью еще 150 бомбардировщиков противника совершили новый налет на Горький, прорвалось 14, а остальные были рассеяны на подступах к городу. На этот раз врагу удалось нанести более значительный урон автозаводу. За двое суток всего в городе было убито 127 человек. Хотя в ноябре не был сбит ни один немецкий самолет, но для воинов ПВО это стало боевым крещением, и они испытывали моральное удовлетворение: ведь из 300 самолетов, участвовавших в налетах, только 25 смогли преодолеть заградительный огонь. Остальные, получив различные повреждения, вынуждены были отказаться от прорыва и, сбросив бомбы на подступах к городу, уйти на свои аэродромы базирования. А что стало бы с Горьким, если бы три сотни вражеских бомбардировщиков сбросили свой смертоносный груз?

***

В начале ноября 1941 года Горьковский бригадный район ПВО был введен в состав действующей Красной Армии, приняты дополнительные меры по укреплению противовоздушной обороны. На защиту автозавода были направлены 58-й и 281-й отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы, а вскоре в город прибыла 142-я истребительная авиационная дивизия.

С 12 по 18 ноября немцы предприняли еще ряд попыток разрушить промышленные объекты Горького, но все они были отбиты. В начале февраля 1942-го фашисты снова напомнили о себе, внеся много нового в тактику своих налетов. В ночь на 4 февраля враг произвел бомбардировку одиночными самолетами, используя разные направления и высоты. Один из них на большой высоте и с заглушённым мотором подлетел незамеченным к автозаводу и сбросил три фугасные бомбы. Были повреждены колесный и моторный цеха, убито 17 и ранено 41 человек. Во время этого удара была зарегистрирована масса пусков с земли ракет красного и белого цветов, что свидетельствовало об активных действиях вражеской агентуры, корректировавшей маршруты немецких летчиков.

4 февраля в вечернее время противник пытался совершить новый налет на Горький, Дзержинск и Балахну. В нем участвовало 12 бомбардировщиков, которые пытались прорваться к автозаводу и мостам через Волгу и Оку, но массированный огонь зенитной артиллерии не позволил им приблизиться к намеченным объектам.

В ночь с 23 на 24 февраля 1942 года вражеским самолетам удалось проникнуть в район Горьковского автозавода, но зенитная артиллерия своевременно открыла заградительный огонь, поэтому бомбардировка не состоялась. 22 и 30 мая немцы предпринимали очередные попытки разбомбить автозавод, мосты и другие промышленные объекты, но вынуждены были сбросить 10 бомб на Стахановский поселок и 9 — на Соцгород, 13 фугасных авиабомб упали в районе Сормова.

***

Войска ПВО в тот период значительно укреплялись. Для обороны мостов, судов и пристаней были выделены канонерские лодки Волжской флотилии. С этого времени стали применяться аэростаты воздушного заграждения. В июне 1942 года Горьковский дивизионный район ПВО был преобразован в корпусный. Не достигнув успеха, гитлеровцы отказались от прямых бомбардировок объектов в зоне его действия, ограничиваясь разведывательными полетами: в июле их было 5. Да и от встречи с нашими истребителями немецкие асы старались уклоняться. 27 июля 1942 года старший лейтенант Шавурин на МиГ-3 вылетел на перехват вражеского самолета и обнаружил его на высоте 8000 метров. Завязался бой. Израсходовав весь боекомплект, Шавурин пошел на таран в районе г. Павлово и врезался в «Юнкерс-88». Так, 4 фашистских летчика нашли себе могилу на горьковской земле. Но и наш «ястреб» получил серьезное повреждение и вошел в штопор. Отважный пилот выбросился с парашютом и благополучно приземлился в районе Ворсмы. За этот подвиг Шавурин был награжден орденом Ленина. А в конце 1942 года в боях за Сталинград он совершил еще один таран вражеского бомбардировщика, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

***

Обстановка на фронтах менялась. Немцы примерно на 5-6 июня 1943 года запланировали массированный удар по Москве. Поэтому срочно была усилена противовоздушная оборона столицы. И тогда фашисты отказались от заманчивого намерения, отдав предпочтение новому плану: полностью уничтожить промышленно-экономический потенциал Горьковского региона, тем самым значительно ослабить оснащенность боевой техникой и вооружением советских войск перед решительным сражением на Курской дуге. В ночь с 4 на 5 июня несколько групп бомбардировщиков — общим числом до 45 — взяли курс на Горький. Шли они по трем маршрутам: 1- й — Владимир, Ковров, Вязники, Горький; 2-й — Кулебаки, Арзамас, Горький; 3-й — Саранск, Арзамас, Богородск, Горький. К городу прорвалось 20 самолетов. Главной целью противника была бомбардировка ГАЗа, на заводе возникло 8 очагов пожаров, было выведено из строя водоснабжение. А всего в результате этих бомбежек погиб 61 человек, ранено — 210.

Следующей ночью в налете участвовало уже 80 бомбардировщиков, из них один был сбит зенитчиками, а один — истребителями. И все же 30 прорвались. Районами бомбардировки были: автозавод, Соцгород, Сормово, Мыза, аэродром. Среди гражданского населения было убито 90 и ранено 95 человек.

В ночь с 6 на 7 июня немцы совершают третий по счету и наиболее массированный налет на Горький, используя до 160 «Юнкерсов» и «Хейнкелей». Перед ними стояла задача окончательно подавить сопротивление частей ПВО г. Горького и разрушить его промышленные объекты. Огнем зенитной артиллерии было уничтожено 4 самолета, а 2 сбили истребители. Однако к городу прорвалось 20 фашистских летчиков. В результате бомбежек на ГАЗе погибло 73 человека и 149 было ранено. Основной удар пришелся на центральную и северо-западную части завода.

Следующей ночью 80 бомбардировщиков вновь появились в зоне ПВО Горького. Огнем защитной артиллерии было сбито 6 самолетов.

Затем было еще три налета. Так, в ночь с 10 на 11 июня в воздух поднялись 110 самолетов, с 13 на 14 июня задействовано 80 боевых машин, а с 21-го на 22-е противник бросил в бой 75 единиц, но к городу никто не смог прорваться. Большинство бомб сбрасывались, как правило, на дальних подступах к объектам. Особенно страдало гражданское население: было убито 158 человек и ранено 393. За время этих ударов враг в ночном небе потерял 8 самолетов. А всего за семь нападений силами ГКР ПВО было сбито 23 и повреждено около 210 бомбардировщиков противника. Однако и наши войска понесли потери:  воинов было убито — вечная им слава! — и 27 ранено.

После отражения последних налетов немцы отказались от попыток разрушить автозавод.

Следует отметить, что с врагом стойко сражались весь город и каждый его житель. В одном Горьком было организовано 3250 звеньев по борьбе с зажигательными бомбами, более 30 тысяч человек входили в состав рабочих групп, созданных для устранения аварий и разрушений. Совместными усилиями воинов частей ПВО и всех трудящихся города удалось отстоять промышленные объекты и не дать их вывести из строя. Это был яркий пример слияния воинского и трудового героизма. Нельзя не отметить, что в обороне города и ликвидации последствий воздушных вражеских ударов помогала вся страна. Но и сами горьковчане работали ударными темпами. Так, ГАЗ был восстановлен за сто героических дней и ночей. Уже в июле завод выполнил производственную программу на 127 процентов, а в целом промышленность Горького летом 1943 года вдвое увеличила выпуск продукции по сравнению с 1941 годом, что способствовало успеху наших войск на Курской дуге.

23 июня 1943 года немецко-фашистское командование, поняв бесперспективность своих попыток разрушить Горький и его важные промышленные объекты, было вынуждено отказаться от последующих воздушных ударов. Этот день, по сути, явился исторической датой для нашего города и области. Его можно считать Днем победы сил ГКР ПВО и всех трудящихся в противовоздушной битве за город Горький.

Хочется выразить на страницах газеты сердечную благодарность и признательность всем защитникам города как в годы Великой Отечественной войны, так и в последующий период. Они день и ночь несли службу в славных войсках ПВО и достойно обеспечивали безопасность нашей страны, чтобы небо всегда было чистым, светлым и мирным.

Писатель Николай КУЛЬТЯПОВ.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Полный кавалер Андайкин С. Полный кавалер : [о полном кавалере ордена Славы Зарифе Мещерове] // Автозаводец. – 2022. – 5 мая. – С. 16. – (Память). – URL: https://autozavod.media/rubrics/spec/den-pobedy/polnyy-kavaler/?sphrase_id=8052 (дата обращения 25.05.2022).
2 Крылатая история Автозавода Мухина Е. Крылатая история Автозавода : [из истории аэроклуба им. М.В. Водопьянова] // Автозаводец. – 2021. – 13 мая (№19). – С. 17. – (Страницы истории).
3 Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! Бурмистров Е. Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! : [автозаводский школьник Евгений Бурмистров рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 180
4 Верой и правдой служили Евсеева Е. Верой и правдой служили : [автозаводская школьница Елизавета Евсеева рассказывает о боевом пути своего прадеда Николая Владимировича Попова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 26-27
5 Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов Мальцева Н. Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов : [автозаводская школьница Надежда Мальцева рассказывает о боевом пути своего прадеда Михаила Ивановича Кутузова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 31-32.
6 Симфония смерти для непобежденных автозаводцев. Из потертой записной книжки Пашкова Д. Симфония смерти для непобежденных автозаводцев. Из потертой записной книжки : [эссе написано автозаводской школьницей Дианой Пашковой на основе дневников военных лет автозаводца М.И. Воробьева. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 116-124
7 Секрет долголетия большой династии Тюрмина В. Секрет долголетия большой династии : [автозаводская школьница Василиса Тюрмина рассказывает о жизни семьи Беляевых-Тюрминых-Охатриных в годы войны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 136-137
8 Война…Победа…Дети…Труд… Аванесова Д. Война…Победа…Дети…Труд… : [автозаводская школьница Диана Аванесова рассказывает о своих прабабушке и прадедушке Приказчиковых Анне Федоровне и Владимире Ивановиче, их вкладе в общую Победу и мирном труде. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 177
9 Судьба моей семьи – защищать Родину! Вершинин А. Судьба моей семьи – защищать Родину! : [автозаводский школьник Александр Вершинин рассказывает о своих родственниках – защитниках страны в военные годы и в мирное время. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 20-21
10 Расписался на колонне рейхстага Землянуха П. Расписался на колонне рейхстага : [автозаводский школьник Павел Землянуха рассказывает о военных подвигах своего прадеда Андрея Афанасьевича Бабушкина. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 10-12

Страницы