«Всю жизнь я поклонялся красоте…»

Погорская Т. «Всю жизнь я поклонялся красоте…» : [о коллекционере Л.Г. Тельнове] // Автозаводец. – 2010. – 21 авг. – С. 2. – Семейный круг

Идем в гости

Сегодня, друзья, предлагаю вам провести время в обществе удивительного человека: более семидесяти лет занимается он коллекционированием. Это бывший преподаватель НАМТа, лауреат премии Нижнего Новгорода Лев ТЕЛЬНОВ.

На пользу делу

— Из сведений, которые почерпнула в Интернете, следует, что вы, Лев Гаврилович, долгое время работали на ГАЗе.

— Всего 10 лет. А вот мой отец, Гавриил Михайлович Тельнов, трудился на автозаводе с 1935-го по 1965 год. Он занимался внедрением методов закалки металла токами высокой частоты. Смотрите, какая у меня есть книга: «Электронагрев методом сопротивления», авторы — Гавриил Тельнов и Евсей Натанзон.

— Значит, на ГАЗ вы, как говорится, по стопам отца пришли, и, наверное, после окончания вуза?

— На вечернем отделении политехнического института я учился, уже работая на ГАЗе. А до того, как устроился сюда в корпус шасси слесарем, столько в моей жизни событий произошло. Начал учиться в строительном институте, да бросил: нужно было содержать семью. Женился-то рано, в 19 лет уже отцом стал. Поехал на заработки на Чукотку. Там работал и строителем, и механиком. Вернулся в Горький, подрабатывал как мог, а уж в 55-м пришел на автозавод. Сначала слесарем устроился, а потом плавильщиком в литейный цех №5 (учился-то на металлургическом факультете). Защитил диплом, но тут, скорее всего, из-за того, что был беспартийным, возникли проблемы с определением меня на итээровскую должность. В конце концов пошел преподавателем в автомеханический техникум, где и проработал до пенсии. Преподавал я ремонт и монтаж промышленного оборудования. Кстати, среди тех, кто учился у меня, будущие руководители высокого ранга. Это, например, Геннадий Суворов, Виктор Харитонов.

— Вы, Лев Гаврилович, тоже из числа знаменитостей Нижнего Новгорода. Сколько книг об истории нашего города проиллюстрировано открытками из вашей коллекции!

— Издатели и авторы книг берут у меня не только открытки, но и краеведческую литературу, которую тоже долгое время собираю. А я и рад, что все это на пользу делу.

— Берут материалы и возвращают?

— А как же! Причем дарят книги, в которых они использовались. Вот недавно сделала такой подарок Ольга Викторовна Букова, бывший пресс-секретарь покойного архиепископа Нижегородского и Арзамасского отца Николая. Она пишет книги на церковные темы. А вот это, смотрите, книга профессора ЮНЕСКО Татьяны Виноградовой «Царственно поставленный город».

— Та самая, за которую вам присвоили звание лауреата премии Нижнего Новгорода в области краеведения?

— Да, я был инициатором создания этой книги. В ней использовались открытки из моей коллекции, посвященные Нижегородчине.

— А с чего же началась ваша страсть к коллекционированию? Есть мнение, что в основе этого увлечения... зависть: вроде как человека что-то восхищает, и он этим «чем-то» старается непременно завладеть.

— Что ж, наверное, доля правды в этом есть. Ведь вот если поразила внешность женщины, хочется, чтобы эта женщина была рядом с тобой.

— Чувствуется, вы ценитель женской красоты. И какой же тип представительниц прекрасного пола вам нравится?

— Да разве об этом можно рассказать?! Помню, мне было лет шесть. И вот идем мы с отцом по улице, навстречу нам красавица. Она прошествовала мимо, а я стою как вкопанный и смотрю ей вслед. Потом отец тащил меня за собой, а я упирался. В детстве до школы влюблялся в соседок, продавщиц, которые были меня старше лет на пятнадцать.

О легендарном фотохудожнике и пропавших открытках

— Жена, наверное, была неотразима?

— Главное не это. Она была идеальной женой, несмотря на то, что я не был идеальным мужем. К слову сказать, Людмила Александровна много лет проработала в УСП ГАЗа.

— Идеальная — это, с вашей точки зрения, какая?

— Ну, например, она никогда не препятствовала моим увлечениям. В одно время и сама стала собирать хохлому, но фанаткой этого дела не стала, как и мои дети, внуки. Видимо, коллекционером надо родиться. А может быть, в какой-то степени сыграло роль и отношение к жизни моих родителей: они, как могли, старались украсить ее, умели доставлять себе маленькие радости. Помню, летом спали в беседке, около которой росли фигурная тыква, ипомея, разные экзотические цветы. Поощрялась и поддерживалась моя любовь к собирательству. Скажем, отец пополнял коллекцию марок: приносил мне их с завода. В заводоуправлении у него работали знакомые, через руки которых проходила вся заводская почта, вот они-то и вырезали для меня марки  из конвертов.

— Ценились марки, которые прошли через почту?

— До войны — да, а после нее в цене были новенькие.

— А открытки? По каким критериям они оцениваются?

— Важно, например, чтобы на открытке был почтовый штемпель: по нему можно определить год издания, а он указывался далеко не всегда. Есть коллекционеры открыток, которые обращают внимание на текст.

— Чтобы почувствовать аромат времени?

— Скорее всего, в надежде на то, что автор текста какая-нибудь знаменитость. А вот возьмем монеты. Чем более высокий уровень их сохранности, тем больше ценятся. Когда я их коллекционировал, мне было важно их иметь,  а уж в каком они состоянии, это значения не  имело. Кстати, мое увлечение и началось с того, что соседский мальчишка подарил Петровскую монетку 1704 года. Собирал монеты до 52-го года. Коллекция пропала, когда я работал на Севере. И я начал с нуля. Была идея фикс — собрать все рублевые монеты, начиная со времен правления Алексея Михайловича — отца Петра I. В 1992 году я закрыл последнюю «дырку» по монетам. Увлекался и бонистикой — коллекционированием бумажных денег. Да что только я не собирал, даже птичьи яйца.

— И все-таки, наверное, больше всего гордитесь коллекцией открыток?

— Не только! Мне и моя коллекция морских раковин нравится. Кстати, этот вид собирательства называется конхиломания. Вы только посмотрите, какая красота! Обратите внимание на тридакну. У меня она небольшая, а бывает размером около двух метров. Кстати, один из героев романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» показывает большую жемчужину именно в тридакне.

— А уж сколько вы наверняка знаете захватывающих историй! Может быть, расскажете одну из них? И хорошо, если бы началась она так: «Долгое время «охотился» я за...

— Да я и сейчас «охочусь» за 65 открытками, в основе которых работы легендарного фотохудожника конца XIX — начала XX века Максима Дмитриева. Он стал известен всей России благодаря почтовым открыткам по его уникальным фотографиям. Прославился как человек, который продвинул вперед технику фотографирования. На сотнях его фотографий запечатлены виды на Волгу, нижегородские достопримечательности, жители нашего города. Все открытки из «Дмитриевского цикла» пронумерованы, номеров 857. В основном все они есть у меня. Все, кроме... Тут такая история. Несколько десятилетий назад главный архитектор нашего города профессор Юрий Николаевич Бубнов для нужд института, в котором работал (кажется, он назывался «Гражданпроект»), у родственников фотографа приобрел дом, в котором в былые времена жил Дмитриев. В процессе передачи дома был обнаружен сундук с открытками. Родственники Дмитриева стали распродавать их наборами. Мне удалось купить большую часть открыток. Это была большая удача. Все открытки пронумерованы, но вот что удивительно: не был обнаружен целый блок открыток с № 636 по № 700. Куда они подевались? Может быть, пропала коробка с негативами? А может, Максим Петрович как бы бронировал номера под какую-то серию фотографий? Кстати, над этим размышляет Олег Рябов на страницах своей книги «Почтовые открытки Максима Дмитриева». В основе ее — открытки из моей коллекции.

— Вот было бы здорово, если б кто-то из читателей нашей газеты обнаружил у себя открытку с недостающим номером.

— Что ж, буду очень благодарен, если дадут мне знать об этом.

Что в цене?

— Сколько же в вашей коллекции всего открыток?

— Честно сказать, не знаю. Но если уж задаться таким вопросом, очевидно, подсчитать количество можно с помощью каталогов. А их очень много. Откроем один из них? В алфавитном порядке фамилии тех, кто издавал открытки с видами Нижнего Новгорода. Вот A.M.К. — это Альтер Моисеевич Куперман. До революции он издал 67 открыток. Среди них «Похвалинский элеватор. Вид на ярмарку», «Городской Николаевский театр»... Далее имена издателей Бочкарева, Бреева... Вот смотрите, у меня 3 альбома с бреевскими открытками. Этот издатель пользовался и чужими негативами, и сам фотографировал.

— Общаетесь с другими коллекционерами?

— Разумеется. Регулярно собираемся в парке имени Свердлова или устраиваем «мальчишники» у меня дома. Надо сказать, открыточников сейчас немного, хотя цены на дореволюционные открытки поднимаются все выше и выше.

— А что, кроме собирательства, в вашей жизни в высокой цене?

— Ну, к примеру, парная баня. Уж сколько лет посещаю ее. Причем так: чаще всего прихожу часов в 10 утра, а ухожу в пять вечера. За это время около 3 литров жидкости теряю. Приношу с собой в баню чайный гриб, а кто-то компот, чай... Сидим, угощаемся. После 1-й, 2-й, 3-й парки самочувствие не очень хорошее, а вот после 4-й заметно улучшается.

— Да, рисковый вы человек, Лев Гаврилович... А если не дай Бог...

— Ну и пусть! Как говорится, чему быть, того не миновать. А если уж суждено проститься с этим миром, то лучше уж от удовольствия.

— Раз так любите парилку, вам, наверное, жара нипочем?

— Ну она, конечно, внесла некоторые поправки в мои оздоровительные процедуры. Так, например, до недавнего времени по 40 часов подряд раз в неделю не только не ел, но и не пил, а сейчас воду во время голодания употребляю, но потребности такой нет: так уж организм приучен. А я ему очень доверяю, считаю, что со многими болезнями может справиться самостоятельно, без помощи лекарств. Даже, к примеру, с коксартрозом.

— Очевидно, такое себе может позволить только человек с высоким болевым порогом или любитель экстрима...

— Имеете в виду экстремальные ситуации? В них я попадал не раз. Помню, на Севере был парализован электротоком, причем произошло это на краю крыши строящейся ТЭЦ. Спасибо провидению: упал на провода, они спружинили, и я вновь оказался на крыше. А однажды столкнул лбами двух хулиганов. Потом один из них мне — нож в спину. Так вот, когда такие ЧП случаются, больше жизнью дорожишь и как-то мобилизуешься. Уметь взять себя в руки — это очень важно. У меня это вроде бы пока получается.

— Значит, есть нечто такое, что придает силы...

— С годами все больше ценишь внимание, заботу детей и внуков, возможность общаться с людьми, которые тебе интересны. Ну а еще... Я всю жизнь поклонялся красоте. Вот мой Бог, вот источник энергии, которая во многом определила всю мою жизнь.

Татьяна ПОГОРСКАЯ

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Право «Голоса» Сторожук С. Право «Голоса» : [о П. Тарасове, автозаводце — участнике конкурса певцов «Голос» на ТВ] // Автозаводец. – 2013. - 19 янв. – С. 7
2 Красный день календаря Кошкина, О. Красный день календаря : [о Т. Волынской и других коллекционерах календариков] // Автозавод ONLINE. – 2011. – 14-28 сент. (№ 29). – С. 2.
3 Любовь 7 на 10 Зинина, М. Любовь 7 на 10 : [о коллекционере Т. Волынской] // Автозаводец. – 2008. – 7 ноября. – С. 3.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
4 «Мининский завод» в действии Алешин А. «Мининский завод» в действии : [об автозаводском изобретателе И. Минине] // День города. – 2019. – 10-16 апр. (№ 28). – С. 14
5 История в фотографиях Ростокина А. История в фотографиях : [интервью с А.А. Гординым о книге «Автозаводский альбом. История в фотографиях»] // Автозаводец. – 2016. – 29 сент. (№ 110). – С. 6
6 Умножая прекрасное Калюлина Г. Умножая прекрасное : [о об увлечении вышиванием картин И. Цыгановой] // Автозаводец. – 2016. – 2 июня (№ 60). – С. 3
7 Родная природа вдохновляет нижегородца на создание необычных картин Родина А. Родная природа вдохновляет нижегородца на создание необычных картин : [о В.Ф. Куликове, автозаводском художнике-любителе] // День города. – 2013. – 22-28 мая (№ 39). – С. 18
8 Кукольный домик Кошкина, О. Кукольный домик :[об Анне Фадеевой, автозаводской мастерице кукол] // Автозавод ONLINE. – 2012. – 23 дек.-20 янв. (№ 34). – С. 10
9 Летопись природы Кошкина О. Летопись природы : [о творчестве В. Куликова] // Автозавод online. – 2012. – 30 авг.-11 сент. (№ 49). – С. 5
10 Искусство из мусора Князева К. Искусство из мусора : [об автозаводском художнике А.Г. Федине] // Автозавод-online. – 2012. – 14-28 авг. (№ 48). – С. 10

Страницы