Восемьдесят пять лет на ходу

Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17

Как уже сообщали «Патриоты Нижнего», 1 января 2017 года исполнилось 85 лет со дня основания Горьковского автомобильного завода. Автогигант был построен в рекордные сроки — всего за 18 месяцев, вступил в строй в начале января 1932 года, а 29 января с конвейера сошёл первый грузовик — «полуторка» ГАЗ-АА. Горьковский автомобильный завод считается надёжным поставщиком лучших в своём классе лёгких коммерческих и среднетоннажных грузовых автомобилей для различных сфер экономики, малого и среднего бизнеса, социальных учреждений. «Патриоты Нижнего» рассказывают о прошлом, настоящем и будущем автозавода.

Начало производства

Знаменитая «полуторка» стала одной из первых машин, выпущенных заводом

Завод официально открыли 1 января 1932 года. Именно в тот день прозвучал заводской гудок, возвещая о рождении предприятия. С именем Горьковского автозавода связан масштабный переход страны на автомобильный транспорт. С момента основания ГАЗ выпустил более 18 миллионов грузовых и легковых автомобилей, освоил производство свыше 350 моделей и модификаций техники. В тяжёлые годы Великой Отечественной войны автозавод в кратчайшие сроки перестроился и начал давать фронту военную технику. Именно отсюда на фронт отправлялись легендарные танк Т-60 и боевая машина Т-70.

Автомобиль «Чайка» — настоящий раритет ГАЗа

Завод неоднократно подвергался вражеским налётам и прицельным бомбардировкам. С 4 по 22 июня 1943 года гитлеровцы нанесли семь авиаударов по производственным цехам и площадям. Предприятию был нанесён значительный ущерб. Всего было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, восемь цеховых подстанций, более 9000 конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования, 8000 моторов, 28 мостовых кранов, 14 000 комплектов электроаппаратуры и приборов и многое другое. Прервалось поточное производство.

На автозаводе собирали и военную технику

Но врагу не удалось прервать славную историю завода-гиганта, который, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать. К восстановительным работам были привлечены крупнейшие горьковские заводы. 35 тысяч монтажников и строителей, работая по 18-19 часов в сутки, восстановили завод за сто дней.

Этот пример — лишь один из немногих того, как завод обретал вторую жизнь. Даже после развала СССР, когда в стране сотнями закрывались большие и маленькие предприятия, ГАЗ сумел удержаться на плаву. И не просто удержаться, а перейти на новый вектор развития, запустив производство «ГАЗели» — принципиально нового вида грузового автомобиля, аналогов которому в России нет до сих пор.

Выехали на «ГАЗели»

В начале 90-х завод переживал непростые времена. Однако появившийся в июле 1994 года малотоннажный грузовик «ГАЗель» полной массой 3,5 тонны фактически задал новый вектор развития. Этот автомобиль стал первой послевоенной серийной полуторкой ГАЗ. Позже семейство «ГАЗель» стало самой востребованной малотоннажной серией в зарождающемся классе LCV, чрезвычайно популярном у мелкого и среднего бизнеса и прочих отраслей постсоветской экономики. Именно «ГАЗель» обеспечила предприятию достаточно устойчивые перспективы развития на фоне падения продаж в 2000-х годах легковых автомобилей «Волга» и Volga Siber. В августе 2005 года завод выпустил миллионную «ГАЗель». Весной 2013 года начался выпуск машины нового поколения «ГАЗель NEXT». Автомобиль унаследовал от «старой» «ГАЗели» лишь раму, коробку передач и задний мост. Кабина полностью новая, несколько более крупная, нежели у машин предыдущих поколений. Всего к началу 2017 года завод выпустил более двух миллионов грузовых автомобилей такого типа.

Нижегородский политолог и экономист Дмитрий Скворцов говорит, что 85 лет ГАЗа являются очень почтенной и знаковой датой. По мнению эксперта, Горьковский автозавод за прошедшее время доказал, что умеет работать в любых экономических условиях. «ГАЗель» эксперт назвал удачным решением инженеров завода в эпоху перемен.

— Мы помним, что в эпоху рыночных реформ Автозаводский район хотели сделать отдельным городом, — вспоминает Скворцов. — Автомобиль «Волга» в своё время был очень ликвидным товаром и ценился на уровне валюты. В своё время завод приобрёл базу отдыха на юге области у собственника, так вот цена вопроса там была не в рублях, а в автомобилях. Если не ошибаюсь, то эта турбаза обошлась предприятию в два десятка «Волг». В начале 90-х годов прошлого века бартер процветал, поэтому такие операции не были ни для кого в диковинку. Сегодня можно говорить, что, несмотря на все перемены, ГАЗ по-прежнему остаётся работающим предприятием, одним из крупнейших налогоплательщиков региона.

Между тем Скворцов отмечает снижение доли налоговых поступлений от завода в бюджет региона. По словам эксперта, в советские времена этот показатель был едва ли не лучшим в области. Сокращение персонала было вызвано кардинальным обновлением конвейера после 2000 года. «Новые модели среднетоннажных грузовиков стали собирать роботы. Раньше каждый третий житель Автозаводского района работал на ГАЗе, сейчас меньше. Тем не менее завод функционирует и практически каждый год выпускает новые модели грузовых и специальных автомобилей. Когда на ГАЗ в 2009 году пришёл шведский топ-менеджер Бу Андерссон, то он выбрал правильную стратегию, которая затем была успешно реализована», — считает Скворцов.

«Сайбер» в обмен на автохлам

История с производством Volga Siber — не лучшая страница в летописи автогиганта. 28 марта 2008 года состоялся запуск производства опытно-промышленной партии легкового автомобиля Siber. 25 июля 2008 года стартовало серийное производство Volga Siber. Для производства нового автомобиля была оборудована отдельная технологическая линия. Все рабочие прошли профессиональную подготовку за рубежом. Предполагалось, что в 2009 году на ГАЗе будет собрано около девяти тысяч «Сайберов», однако на практике эта цифра оказалась почти втрое меньше.

Полпред президента в ПФО Михаил Бабич и председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер во время визита на ГАЗ

Чтобы повысить интерес к модели, ГАЗ запустил собственную программу утилизации автохлама, предоставлявшую скидку в размере 70 тысяч рублей на автомобиль Volga Siber. Она могла суммироваться со скидкой по государственной программе утилизации автомобилей, которая составляла 50 тысяч рублей. Получить скидку по программе можно было в обмен на любую машину, вне зависимости от года её выпуска и массы, а также от срока владения ею. Кроме того, программа действовала как для физических, так и юридических лиц из любого региона России. Программа утилизации действовала до 31 декабря 2010 года. Само же производство Volga Siber было прекращено 31 октября 2010 года из-за слишком низкого спроса и убыточности производства данной модели для завода.

Параллельно с этим начался процесс сокращения трудового коллектива. Это было связано как с объективными экономическими трудностями в стране, так и с нарастающей автоматизацией производства. Если в середине 2000-х годов на заводе трудилось около 70 тысяч человек, то в 2015 году трудовой коллектив насчитывал чуть более 40 тысяч. Постоянной практикой в последние годы стали так называемые корпоративные отпуска, когда работников отправляли на вынужденные каникулы. Корпоративный отпуск сотрудников в соответствии с трудовым законодательством является очередным полностью оплачиваемым отпуском, согласованным с профсоюзным комитетом.

На переоборудованной «легковой» производственной линии Горьковский автозавод с конца 2012 года производит контрактные мелкоузловые модели Skoda Yeti, Skoda Octavia, Skoda Mission L и Volkswagen Jetta компании Volkswagen Group Rus. В феврале 2013 года была начата сборка седанов и хэтчбеков Chevrolet Aveo, которая продолжалась около двух с половиной лет. За это время было собрано около 30 тысяч Aveo.

Завод помогает городу

Горьковский автозавод всегда был градообразующим предприятием не только в плане отчисления налогов и занятости населения, но и в плане социальной нагрузки. В советские годы предприятие содержало на своём балансе десятки подведомственных образовательных и культурных учреждений: школы, детские сады, пионерские лагеря, базы отдыха, библиотеки, дома культуры, спорта и так далее. Однако с приходом на завод в 2005 году новых руководителей вся социальная сфера была передана на баланс администрации Нижнего Новгорода или в частную собственность. Правильно это было сделано или нет, сейчас сказать сложно.

Депутат Думы Нижнего Новгорода от Автозаводского района, председатель комиссии по социальной политике Василий Пушкин уверен, что завод должен работать по основному профилю, а не тащить на себе всю социалку.

— Горьковский автозавод был и остаётся крупнейшим спонсором всех общественно-культурных мероприятий в районе, — подчёркивает депутат. — Да, раньше ГАЗ содержал социальную сферу, у предприятия был свой агрокомбинат, комбинат питания… Но затем экономическая ситуация поменялась. Насколько я знаю, завод по-прежнему курирует наш Дом спорта, помогает Дому культуры. Но предприятие нельзя заставить делать то, что по закону обязан делать муниципалитет. Я против, чтобы возлагать дополнительную нагрузку. И это, кстати, касается не только ГАЗа.

Пробег классических автомобилей

Депутат Заксобрания, генеральный директор ОАО «Термаль» Владимир Буланов считает, что несмотря на все кризисы, ГАЗ до сих пор сохраняет статус градообразующего предприятия города и региона. По его словам, завод старается идти в ногу со временем. Большой заслугой в развитии производства депутат считает период управления Бу Андерссона, которого называет гениальным топ-менеджером.

Ветераны ГАЗа с теплотой вспоминают время, отданное родному предприятию. Ветеран труда Галина Алексеевна Подзорова пришла на завод в ноябре 1970 года. Тогда ей только исполнилось 18 лет. Всю свою трудовую биографию Галина Алексеевна провела в качестве слесаря механосборочных работ во втором сборочном цехе.

— В то время все мечтали работать на ГАЗе, и я не была исключением, — вспоминает ветеран труда. — Как раз тогда завод освоил и начал выпуск модели «ГАЗ-24». Это была совершенно новая «Волга» для того времени. Сначала мы выпускали по 110-120 машин в сутки, затем стали делать уже по 140-150 автомобилей. Спрос на эти «Волги» был колоссальным. Помню, что при директоре Борисе Видяеве мы впервые начали работать в три смены. Так и проработала на заводе до пенсии. Каждый день ходила на работу через Северную проходную, помню коллектив, цех… Могу сказать, что от работы на заводе остались хорошие воспоминания. 85 лет — это очень прекрасный юбилей, уверена, что завод продолжит развиваться и выпускать новые модели.

Сергей БИШЛЕТОВ

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
2 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
3 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2
4 Путешествие начинается Путешествие начинается : [история ГАЗа в датах. Январь] // Автозаводец. – 2017. – 17 янв. (№ 5). – С. 2
5 Под знаком юбилея Максимова И. Под знаком юбилея : [о праздновании 85-летия ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 7 янв. (№ 1). – С. 1, 2
6 Имена, вписанные в историю Шерстинский В. Имена, вписанные в историю : [о Ю.П. Борякове, П.А. Бабиче, К.П. Пшенисновой, ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 6.
7 «Мы готовы к выходу на мировой рынок» Штанов В. «Мы готовы к выходу на мировой рынок» : [интервью с М. Айбеком, генеральным директором корпорации «РМ» о перспективах развития продукции ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 20 окт. (№ 119). – С. 1-2
8 Танки Великой Отечественной Шерстинский В. Танки Великой Отечественной : [о выпуске ГАЗом военной продукции] // Автозаводец. – 2016. – 20 окт. (№ 119). – С.4
9 Легенда 60-х Кулькова И. Легенда 60-х : [о автомобиле «Волга» ГАЗ-21] // Автозаводец. – 2016. – 15 окт. (№117). – С. 2
10 Утопия стала реальностью Мухина Е. Утопия стала реальностью : [о пребывании на ГАЗе Ричарда Остина, представителя династии Остинов, проектировщиков и строителей автозавода] // Автозаводец. – 2016. – 8 окт. (№114). – С. 1-2

Страницы