Вечное свидание

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будет закрыто с 29 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Сервисы "Спроси психолога" и "Спроси библиотекаря" возобновят свою работу с 9 января.

Также обратите внимание на график работы библиотек в предпраздничные и праздничные дни:

28-29 декабря 2017 С 1000 до 1800
30 декабря 2017 Выходной день
31 декабря 2017 Санитарный день

1, 2 января 2018

Праздничные (выходные) дни
3 января С 1000 до 1700 работает библиотека им. В. В. Маяковского
4 января С 1000 до 1700 работают следующие библиотеки:

5 января С 1000 до 1700 работают следующие библиотеки:

6 января С 1000 до 1700 работает Центр деловой и правовой информации
7 января Праздничный (выходной) день
8 января С 1000 до 1700  работают все библиотеки
С 9 января Все библиотеки работают в обычном режиме

Чуянов С. Вечное свидание : [о первостроителе ГАЗа В. Сорокине] // Ленинская смена. – 1966. – 22 мая

По улице идет красивый человек. Густая шевелюра серебристых волос, чернота бровей, живой блеск глаз.

С ним здороваются молодые парни и девчата, ему кланяются люди средних лет и седые рабочие.

Идет Виктор Сорокин, человек, начавший свой трудовой путь чернорабочим-рассыльным на нефтескладе и ставший членом бюро ЦК ВЛКСМ.

На улице весна. Эту улицу он знает хорошо. Здесь они вместе со своим другом Сережкой Власовым более трех десятков лет тому назад не раз топали по рытвинам и ямам.

Защемило сердце от воспоминания о самом сердечном друге, погибшем на войне: вспомнилось любимое светловское:

Юность, юность! Ведь ты не близко?

Я состарился? Разве так?

Дай-ка всех друзей

озадачим!

Пусть могила невдалеке —

Я несусь на коне горячем,

Тяжкий молот в моей руке!

Это для него самые дорогие и самые испытанные временем мысли. Он идет и поверяет их другу.

ЕХАТЬ!

Село Успенское раскинуло свои крылья над неспокойной Кубанью. Село многолюдное и богатое. Лет 5 назад здесь было тихо. А в 1928 году приехали люди, нашли здесь гравий и начали его разработку для Сталинградского тракторного. Сюда же приехал и Виктор Сорокин. Именно здесь он и заразился «строительной горячкой». Им, комсомольцам того года, хотелось строить новый мир своими руками.

Вечерами он делился с ребятами своими мыслями:

— Парни, хорошо бы на большую стройку куда-нибудь закатиться.

Но его собеседники, местные крестьянские парни, были связаны с землей, со станицей. И им, пожалуй, не просто было полететь, куда зовет душа.

Как-то Виктору в руки попала газета, а в ней «решение о постройке в Нижнем Новгороде автомобильного завода по типу лучших заграничных». Виктор даже подскочил на месте. Старуха, подметавшая комнату, покосилась на него, пробубнив:

— Чего дурью мается? «Ехать, быстрее ехать! Там, черт возьми, там надо строить завод! Заводище! Надо же?! Я... и буду строить?!»

И вот он едет в Нижний. За окном — страна и ветер, ветер комсомольской юности.

БРИГАДИР-КОММУНАР

Канавино... Модные дамские жакеты и лошади, и бездомные собаки, яркие плакаты и грязь на дорогах, людская толчея и провинциальная пустынность закоулков — все это составляло общую картину мещанского Канавина. Виктор идет по привокзальной площади. На нем штурмовка защитного цвета, брюки-галифе, пояс с портупеей. Он останавливается около милиционера.

— Как мне пройти на строительство автозавода?

— Что ты?.. Ничего здесь не строят, нет никаких заводов. Проходи, парень, проходи!

«Вот тебе на, — пронеслось в голове. — Пойду я в райком».

В Канавинском райкоме ВЛКСМ ему сказали:

— Еще ничего нет. Только недавно весь крайисполком выезжал верхом на лошадях площадку возле Монастырки осматривать, а ты явился…

Виктора Сорокина все-таки приняли на курсы Центрального института труда (ЦИТ). Он попал в хорошую группу и стал учиться на арматурщика.

Иногда они с ребятами ходили пешком за несколько верст смотреть на то место, где они будут возводить «один из крупнейших в Европе». Тогда это была всего-навсего болотистая равнина, на которой торчала гнилыми домишками старая деревня Монастырка.

Наконец, закончены курсы. Виктор организовывает бригаду арматурщиков, в которую входят многие из тех, кто вместе с ним учился на курсах ЦИТа.

Ребята сдружились быстро.

Как-то Виктор вместе с Сережкой Власовым повесил на рабочкоме фанерный щит с объявлением: «Кто хочет работать, невзирая на погоду, на время, вступайте в нашу бригаду-коммуну!»

Так эта бригада заявила о себе на стройке.

Сначала ребята работали грузчиками и арматурщиками, а потом делали не только свою работу, но и работу столяров, чернорабочих, бетонщиков, плотников, копали канавы, бетонировали, грузили и разгружали лес, гравий, арматуру.

Когда работали на строительстве ДОЦ-1 то жили прямо в палатках на участках. В двух палатках разместилась вся бригада. Работали день и ночь: 10 часов на своей работе и 6 часов на прорывах.

Да, после 10 часов адской работы вожак, может быть, больше всех уставший, как ни в чем не бывало выходил с гитарой, и вся бригада с песнями отправлялась на работу под проливным осенним дождем. Возвращались ночью. В палатке укладывались спать.

Виктор сидел весь мокрый, так как переодеться было не во что. Он держал в руках проволоку и ею штопал те самые брюки, в которых он явился со своей Кубани.

То ли пример Витьки Сорокина, то ли кого другого подействовал на работавшего в постройкоме Гришу Переходникова, только он, вскоре перешел в бригадиры штукатуров и стал соревноваться с Сорокиным.

Соревнование, на первый взгляд, было странным: если было туго у сорокинцев, к ним приходили на помощь переходниковцы, а если переходниковцы не успевали, к ним шел со своей бригадой Сорокин. Никаких договоров не писали. Свистнет Витька, и все идут работать.

К зиме 1930 года сорокинцев перевели в барак.

Однажды, когда все спали, в барак примчался какой-то парень и передал Сорокину весть о том, что «завтра утром прибывают конструкции, а пути завалены, к утру их надо очистить».

И сразу на весь барак загремел зычный Витькин голос:

— Эй, братишечки, вставайте! На расчистку путей пойдем!

Все встали и пошли. А днем опять на свой участок.

Виктор многое сделал для того, чтобы его комсомольцы сдружились со специалистами-финнами, приехавшими на строительство. Это потом сыграло большую роль в том, что многие финны остались в Советском Союзе.

Так вот и работал бригадир знаменитой, комсомольской бригады, законами которой были дружба, дисциплина, искренность. Девизом которой было «Один за всех и все за одного!»

Свой завод

По вечерам в нетопленных и обледенелых бараках пели «Наш  паровоз, вперед лети!»

— Как-то Виктор сказал Сергею Власову и Валентину Присталову:

— Хлопцы, есть у меня заветная думка. Работаем мы на совесть, вроде у всей стройки на виду. А что если всем нашим коммунарам в партию вступить?

— А примут?' — задумчиво спросил Сережка.

Приставов продолжил:

— Заслужить надо. А вообще надо посоветоваться с ребятами.

Задумалась бригада. Общая жизнь, общее дело, общая  цель, и мечтают они все об одном будущем — о коммунистическом. Разве ж они не коммунисты?

На заседании партийной ячейки им не устраивали экзаменов. Сама жизнь проверила политическую зрелость Витьки Сорокина и его товарищей. Они стали  коммунистами.

Сам он думал о детстве и юности, о работе нефтесклада, о токарной мастерской, об армавирском техникуме, о хлебозаготовках, в которых он,  комсомолец Сорокин, принимал самое непосредственное участие.

О многом думал он в это время.

И, как отцы уходили со своих партийных заседаний на разгром мятежей и банд, так и сыновья их ушли с заседания партячейки на ликвидацию создавшегося прорыва.

В 1930 году Сорокина призывают на службу в армию. Там Виктор стал секретарем комсомольского бюро полка. Через два года он возвращается на завод.

Завод уже пущен в эксплуатацию. Теперь надо овладевать техникой. И Виктор берется за освоение станка, работает по две смены.

На завод приходили станки иностранных заводов и промышленных компаний, станки, которых деревенские парни и девчата никогда не видели. Инструкции белыми загадочными листами лежали на столах. К ним никто не притрагивался, ибо переводчиков не было.

Виктор выбрал себе тончайший универсальный расточный станок. На его корпусе красовалась эмблема швейцарской фирмы «СИП».

Вечерами ребята видели, как настырный Витька Сорокин сидел и переводил инструкции для своего «СИПа» с немецкого языка. Многие последовали его примеру, и дело сдвинулось с места.

А 27 марта 1934 года ЦИК СССР награждает Виктора Сорокина орденом Ленина.

Он был одним из первых людей страны, которых страна наградила орденом Ленина. А спустя два месяца заводские ребята-комсомольцы избирают Витьку Сорокина, своего верного товарища, секретарем комитета комсомола.

комсомол — МОЕ СЕРДЦЕ

Тогда о его работе официально заявили: «Самая живая, непосредственная связь с комсоргами и всей комсомольской массой, личная беседа, продуманная организация производства, без суетни, циркуляров и бесконечных совещаний — вот стиль работы Виктора Сорокина».

А что стоит ему этот «стиль»? Это нервы, бессонные ночи, книги и люди. Это объяснения, требования, разговоры, выступления, спорт, прогулки с ребятами, разговоры о дисциплине труда. Богатая выдумка и неиссякаемая энергия — это тоже два слагаемых из общей суммы, называемой «стилем». А главное,  конечно, — это люди.

Как-то он вызвал к себе двух девчонок комсомолок: Настю Стрюкову и Аню Генералову. Долго беседовал с «рядовыми» о смысле социалистического соревнования о цели повышения производительности труда. А в последующие недели они уже вместо 1800 поршней выдавали 3160, хотя на американских заводах Форда эта же норма не превышала 2940.

Когда встал вопрос, кому из заводских комсомольцев вести стотысячную машину в подарок товарищу Орджоникидзе, решение было единодушным: «Сорокин пусть ведет».

2 мая 1935 года Виктор вручил товарищу Орджоникидзе автомобиль. Нарком тогда назвал его «лохматым комсомольцем».

А через год Виктору пришлось снова побывать в столице, но уже делегатом X съезда ВЛКСМ, где его избрали членом Пленума ЦК ВЛКСМ.

Тогда же его пригласили к себе журналисты «комсомолки». Он произвел на них большое впечатление, и они дали ему такую характеристику: «Щуплый парень среднего роста, с огромной непокорной шевелюрой, он горяч и настойчив в любом деле, за которое борется. Когда разговор переходит на строительные темы, о расширении завода, он забывает обо всем».

1937 год… Сорокин — член бюро ЦК ВЛКСМ, заведующий отделом рабочей молодежи. Он учится у Александра Косарева, бывшего тогда первым секретарем ЦК ВЛКСМ, государственному отношению к делу, к каждому факту.

1938 год... Виктор возвращается  из командировки, с Дальнего Востока. Он знает, что снят с работы Косарев. Тревога в сердце не дает заснуть. Колеса нудно стучат. До Москвы еще сотни километров.

Вдруг открылась дверь. Его просят выйти, и, как выстрел, звучит страшное: «Вы арестованы!»

16 долгих лет Виктор Петрович был оторван от друзей от любимой родины, от жизни. Но за все это страшное время  он не потерял веру в правоту своего дела, в свои идеалы, убеждения.

ВСТРЕЧА С ЮНОСТЬЮ

По улице идет седой человек. Ему 58. А глаза?! Глаза остались такими же, какими они были тогда, в тридцатые годы.

Он работает заместителем начальника учебно-производственного цеха автозавода.

Да, опять с молодежью.

Он мог бы жить в Москве.

Мог бы... Но не захотел. Здесь у него осталась юность, и он каждый день встречается с ней.

Недавно я был на собрании активистов заводского комсомола. Они пригласили на свое собрание и Виктора Петровича Сорокина. Посыпались жалобы и сетования на то, что плохо ведется работа досаафовских кружков.

— Прыгают с парашютом только некоторые девчонки, а парни совсем не прыгают, — выразил свое возмущение один из членов комитета.

Я смотрел на Сорокина. Он о чем-то задумался.

В 1935 году комсомол бросил клич: «Каждому комсомольцу — военно-техническую специальность». Была создана настоящая летная школа, и Виктор стал начальником аэроклуба. Он тогда первым получил шоферские права и первым прыгнул с парашютом. После него сотни ребят стали парашютистами. Во время войны многие из них стали летчиками.

И Сорокин сказал активистам: «Сами начинайте».

Он волнуется. Ведь каждое выступление, каждая встреча, каждый разговор для него — это новое волнение. Ведь он приходит выступать не просто в качестве бесстрастного мемуариста — «свидетеля» давних лет, а в качестве воспитателя.

Он отвечает за все. Это его убеждение.

Красивый человек с седыми волосами так и остался тем вожаком, таким же горячим, верным и смелым. У него продолжается встреча с юностью.

С. ЧУЯНОВ

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Литературный классик из Гремячей Поляны Цирульников А. Литературный классик из Гремячей Поляны : [о прототипах литературных героев романа «Парни» Н. Кочина] // На расстоянии рукопожатия : словесные портреты / А.М. Цирульников. – Нижний Новгород, 2013. – С. 174-177
2 «Любил жизнь и верил в торжество справедливости» Погорская, Т. «Любил жизнь и верил в торжество справедливости» : [беседа с дочерью легендарного автозаводца Виктора Сорокина] / Т. Погорская // Автозаводец. – 2011. – 11 июня (№ 84). – С. 3
3 Марш Виктора Сорокина: Автострой-Колыма-Автозавод Шукова Т. Марш Виктора Сорокина: Автострой-Колыма-Автозавод // Нижегородский рабочий. – 1999. – 22 июля. – С. 8, 17
4 Без права на покой Без права на покой : [о Г.А. Переходникове и В. Сорокине] // Труд и подвиг историю пишут / сост. Г.А. Кузьмин. – Горький, 1981. – С. 31-40
5 Записки бригадира Сорокин В. Записки бригадира : [воспоминания В. Сорокина о строительстве ГАЗа и о своей бригаде] // Ленинская смена. – 1967. – № 22-24
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
6 Жизнь инженера Шерстинский В. Жизнь инженера : [о П. Э. Сыркине, ведущем конструкторе КЭО ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 фев. (№ 22). – С. 2
7 Преданность профессии Шерстинский В. Преданность профессии : [о Б.Н. Панкратове, ведущем конструкторе кузовов и кабин ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 14 фев. (№ 17). – С. 3
8 Конструктор, академик, педагог Шерстинский В. Конструктор, академик, педагог : [о главном конструкторе ГАЗа Ю.В. Кудрявцеве] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 5
9 Юбилей в кругу друзей Кулькова И. Юбилей в кругу друзей : [о ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 13 дек. (№ 141). – С. 2
10 С автомобилем на «ты» Шерстинский В. С автомобилем на «ты» : [о Ю.В. Тихонове, заместителе главного конструктора ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 13 окт. (№ 116). – С. 2

Страницы