В районе будущего

Вожегов С. В районе будущего : [из истории района] // Автозаводский район. – 2016. – Апр. – С. 2. – 85 лет

Первый камень в первый жилой дом по проспекту Жданова — ныне Молодежный заложили 16 мая 1930 года.

Весенним солнечным днем Автозавод особенно приветлив. Дожди почти смыли остатки зимы. К майским праздникам, как всегда, район будет чист и опрятен. Нежная зелень деревьев легкой дымкой поплывет по широким проспектам и улицам, врываясь во дворы и скверы, спеша в сторону парка вместе с попутными потоками людей.

ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ

...Неумолкающая ни на миг девчушка тянет за руку отца. Парк совсем близко. Когда улица Школьная доходит до проспекта Молодежного, девочка торжественно сообщает:

— Папа, на этой улице я видела Марию Павловну, нашу воспитательницу!

— Когда же ты могла ее видеть?

— Так вот же она, видишь, наверху?— дочь тянет ручку в небо и показывает на опору освещения, к которой прикреплен плакат с фотографией и надписью: «Лучшая молодежь Автозавода».

— Па-ап, а почему здесь везде на столбах фотографии?

— Так это же проспект Молодежный — самое подходящее место для фотографий молодежи, тех, кто лучше всех учится и работает. Все они живут в нашем районе.

Ветер бесцеремонно треплет светлые волосы, но девочка не успокаивается:

— А наш район молодой?

— Как тебе сказать? Вон, видишь дома? Их построили 85 лет назад. Для человека — целая жизнь, а для района — детский возраст. А потом от них во все стороны начали расти улицы. Когда их возводили, стройматериалы на лошадях подвозили, на телегах.

— Тогда что, не было машин?

— Да были, но мало. Потому и взялись строить здесь самый большой в нашей стране автомобильный завод.

СОВЕТСКИЙ ДЕТРОЙТ

...4 марта 1929 года ВСНХ СССР принял решение о строительстве автомобильного завода с плановым выпуском 100 тысяч машин в год. Советское правительство обратилось за технической поддержкой к двум американским компаниям — автомобильной («Форд») и строительной («Остин»), договоры с которыми были подписаны в том же 1929 году. Создание нижегородского автогиганта стало одним из крупнейших международных промышленных проектов XX века.

В рекордно короткие сроки — всего за 18 месяцев на 425 гектарах полуболотных земель вырос «советский Детройт». 1 ноября 1931 года автозаводцами был подписан рапорт о завершении «великой стройки первой пятилетки». Той же осенью Автострой получил статус нового района. 1 января 1932 года Нижегородский автомобильный завод вступил в строй действующих предприятий Советского Союза. А уже спустя месяц, 1 февраля, эшелон с автомашинами прибыл в столицу. В 5 часов вечера колонна автомобилей с маркой НАЗ въехала в Кремль.

КОРНИ РОСТА

...Автозавод был изначально создан по проекту, который рассчитывали провести в пять этапов за 25 лет. Но каждый раз смена шла безболезненно — целыми кварталами.

Война помешала осуществить все планы. А потом был период восстановления, строительства временного жилья. Реализация первоначальных проектов становилась всё более сомнительной в эпоху застоя. Единственным мощным прорывом было строительство Соцгорода-2.

Однако главное сделали в самом начале — район был грамотно спланирован архитекторами. Улицы создавались широкие, все социальные объекты в шаговой доступности.

Сегодня наш район превращается в транспортный центр города, объединяющий метро, железную дорогу, растущий аэропорт «Стригино», планируемую станцию высокоскоростной железной дороги Москва-Казань. Всё это — возможность привлечь в район инвестиции. А значит, у нас есть перспектива роста и надежда реализовать начатые на заре района великие проекты.

БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ

...Соцгород задумывался не просто как населенный пункт. Он должен был стать новой формой организации жизни советского человека.

Поначалу, в 1930-1933 годах, в строительстве преобладали упрощенные, лаконичные черты. Это были первые дома-коммуны, запомнившиеся как «пятки» на проспекте Жданова (проспект Молодежный). В середине тридцатых ситуация стала меняться. Постепенно улетучивались идеи «инженеров человеческих душ», направленные на создание нового человека, живущего исключительно интересами коллектива.

«Автозавод — район, изменивший историю города».

Владимир Солдатенков.

Градостроительная концепция учитывала положения первого проекта Соцгорода (МВТУ — «Остин и К.» — Зильберт). Она сохранила зональное деление территории (промышленная, жилая, зеленая). Новому проектировщику района, Меерсону, необходимо было «вписать» в план развития Соцгорода уже возведенные сооружения в центральной части района и «решить вопрос» с временными поселками. Ровный и спокойный рельеф Автозаводского района позволил создать уравновешенную прямоугольную сетку улиц. Жилые многоквартирные дома объединились в кварталы, имеющие форму прямоугольника, и стали своеобразной микросистемой жизни людей.

Со временем бараки сменились домами «народной стройки» и «хрущевками», а щитки — 9-этажными домами эпохи многоэтажного строительства. Изменился вид подросшего района, но не нарушились его первоначальные планировка и зонирование. На очереди — смена «народной стройки» на дома повышенной этажности. Район снова пойдет в рост, но не изменит первоначальному проекту, а значит, останется таким же просторным и красивым.

Сергей ВОЖЕГОВ

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Дыхание времени Гусев А. Дыхание времени : [к 100-летию комсомола. Открытие капсулы потомкам у здания администрации Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 1
2 Шагнувший к звездам Честнова И. Шагнувший к звездам : [о пребывании Ю.А. Гагарина в Нижнем Новгороде, в том числе и на ГАЗе] // Автозаводец. – 2018. – 19 апр. (№ 42). – С. 2
3 Юность, опаленная войной Мухина Е. Юность, опаленная войной : [об автозаводцах-ветеранах войны и труда] // Автозаводец. – 2017. – 20 мая. – С. 2
4 История автозаводского трамвая № 8 Мальцев В. [История автозаводского трамвая № 8] [Электронный ресурс] : [отрывок из статьи «Время народных строек»]. – Режим доступа: http://www.lensmena.ru/arhin/numb2011/48/neizvestnoe/10-1.html (дата обращения: 24.04.2017)
5 Город Горький. Юрия Гагарина Круглов Е. Город Горький. Юрия Гагарина [Электронный ресурс] : [Ю. Гагарин пи В. Терешкова в разные годы побывали на Горьковском автозаводе] // Сайт газеты Нижегородская правда. – 2017. – 10 апр. – Режим доступа: http://www.pravda-nn.ru/archive/2017-04-10/gorod-gorkij-jurija-gagarina/ (дата обращения: 12.04.2017)
6 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
7 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
8 И память о былом – отрада Кулькова И. И память о былом – отрада : [воспоминания автозаводца Ю. Курносова] // Автозаводец. – 2017. – 16 фев. (№ 18). – С. 2
9 Дворцу культуры Горьковского автозавода (ДК ГАЗ) — 55 лет! Дворцу культуры Горьковского автозавода (ДК ГАЗ) — 55 лет! : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xn--80afcom.xn--p1ai/about-dk-gas/yubiley-55-let-dk-gaz/ (дата обращения: 06.02.2017)
10 Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова Ермошина И. Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова : [Электронный ресурс] : [история аэроклуба]. – Режим доступа: http://нижнийновгород.рф/ (дата обращения: 03.02.2017)

Страницы