Трио первопроходцев

Шерстинский В. Трио первопроходцев : [о первом главном конструкторе ГАЗ В. Ципулине, и начальниках отделов доводки и испытаний автомобилей О. Петрове и Ю. Левченко] / В. Шерстинский, Д.Петров // Автозаводец. – 2017. – 13 июля. – С. 6.

Сразу трех автозаводцев вспоминают в середине июля на ГАЗе. У этих людей были разные судьбы, они родились в разное время, но каждый из них стал первопроходцем в своем направлении деятельности. Их имена навсегда вписаны в летопись Горьковского автозавода. 12 июля исполнилось бы 70 лет начальнику конструкторского от дела доводки и испытаний легковых автомобилей Юрию Левченко, 13 июля — 80 лет начальнику конструкторского отдела доводки и испытаний грузовых автомобилей Олегу Петрову. И в этот же день, 135 лет назад, родился Владимир Ципулин, первый главный конструктор ГАЗа.

Пионер автостроения

Владимир Иванович Ципулин родом из Калуги. В 1901-м окончил там реальное училище, в 1910-м — Императорское Московское высшее техническое училище. Он стал одним из первых в России инженеров-автомобилестроителей, стажировался на заводе Daimler в Германии, побывал на предприятиях Италии, Франции, Швейцарии

В Первую мировую войну служил в ремонтных автомастерских, досконально изучил зарубежную технику и обрел богатый практический опыт.

После революции Владимир Иванович принимал участие во всех мероприятиях Советской власти в области становления авто мобильной промышленности, работал в государственных структурах. С 1920-го по 1928 год занимал различные должности на заводе АМО — был управляющим, главным инженером, техническим директором, главным конструктором. Под его руководством разработаны грузовые автомобили АМО-Ф-15, десять из которых прошли по Красной площади на параде в честь семилетия Советской власти. В 1925 году состоялся автопробег по Цен тральной России, в котором, кроме советских автомобилей, принимали участие иностранные. Победил отечественный грузовик, которым управлял Ципулин.

Автомобильных заводов в стране тогда было немного, основными являлись Московский и Ярославский. Объем выпускаемой продукции не превышал 1000 машин в год в силу сложности и трудоемкости процесса.

И когда было принято решение о строительстве в Нижнем Новгороде крупнейшего автозавода с мощностью выпуска до 100 тыс. машин в год, стало понятно, что для массовой сборки требуются другие модели машин и радикальный пересмотр всего производственного цикла.

На ключевом направлении развития автопрома вновь оказался Владимир Ципулин, который в се редине 1929-го возглавил техническое бюро нижегородского «Автостроя» и приступил к формированию коллектива из специалистов с хорошей инженерной подготовкой и квалифицированных рабочих.

В конце того же года Владимира Ивановича направили в командировку в США для изучения особенностей массового производства автомобилей и заказа оборудования. По возвращении в 1931 году из США он стал первым начальником технического отдела — главным конструктором ниже городского автозавода. Ципулин руководил разработкой автомобилей ГАЗ-А, ГАЗ-АА, созданных на основе усовершенствованных конструкций машин Форд-А, Форд-АА, адаптированных к дорожным и климатическим условиям нашей страны, и заложил фундамент конструкторской школы Горьковского автозавода. Именно он выступил организатором освоения массового выпуска грузовых и легковых автомобилей марки «ГАЗ» и на чал создавать модификации базовых моделей ГАЗ-ААА, ГАЗ-03-30, ГАЗ-4. После начала серийного производства на ГАЗе Владимира Ципулина перевели в Москву, где его ожидала трагическая участь. В 1937 году — необоснованный арест. В 1940-м, находясь в заключении, он скончался. Ему было 58 лет. Позднее был посмертно реабилитирован.

Владимир Иванович Ципулин — один из пионеров советского авто строения. Он работал не за страх, а за совесть над делом индустриализации страны и заслуживает то го, чтобы его имя было вписано в историю.

Испытатель-легенда

Легендарный испытатель ГАЗа Олег Игоревич Петров родился 13 июля 1937 года в Саратове, в семье инженера. В 1960-м окончил Саратовский автодорожный институт по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта». Еще будучи студентом, проходил практику на Горьковском автозаводе и настолько успешно себя зарекомендовал, что после окончания вуза получил приглашение в конструкторско-экспериментальный отдел, на должность инженера-испытателя грузовых автомобилей.

Дорожные испытания тогда были основным методом проверки узлов автомобиля в различных условиях. Тестировать технику доверяли только высококвалифицированным специалистам, знающим автомобиль досконально, прекрасно управляющим им в любых условиях. Олег Игоревич отвечал этим требованиям. Он завоевал авторитет своими энциклопедическими знаниями, энергией, работоспособностью, умением принимать нестандартные и смелые решения, доводить конструкцию до совершенства.

В 1974 году Олег Петров возглавил КБ доводки и испытаний грузовых автомобилей. Он «экзаменовал» десятки моделей — от ГАЗ-53А и ГАЗ-66 до дизельных грузовиков ГАЗ-4301, ГАЗ-3306, ГАЗ-3309, машин «Садко», «ГАЗель», «Соболь», «Валдай», в том числе работающих на сжатом и сжиженном газовом топливе.

Олег Игоревич многое сделал для становления молодых инженеров и водителей. Его школу прошли десятки профессионалов, которые стали ведущими испытателями, руководителями центра испытаний КЭО-УКЭР и его структурных подразделений.

За трудовые успехи Олег Игоревич Петров награжден орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран труда», Почетным знаком «Ветеран автомобильной промышленности СССР». Ему присвоено звание «Заслуженный автозаводец».

Олега Игоревича не стало в апреле 2013-го, через 12 лет после выхода на заслуженный отдых. Бывшие коллеги, ученики и последователи вспоминают о нем, как о внимательном, чутком, отзывчивом, интеллигентном человеке, ответственном руководителе, умевшем слушать и слышать, всегда державшем слово.

Гонщик, чемпион, педагог

12 июля 2017 года исполнилось бы 70 лет Юрию Львовичу Левченко — начальнику конструкторского отдела доводки и испытаний легковых автомобилей КЭО-УКЭР, неоднократному чемпиону СССР и России по автоспорту и картингу, талантливому педагогу и воспитателю молодого поколения.

Отец Юрия Львовича был заместителем главного механика Горьковского автозавода, грамотным инженером, который с детства прививал сыновьям фанатичную любовь к автомобилям. После успешного окончания школы Юрий поступил на машиностроительный факультет Горьковского политехнического института.

Еще в студенческие годы, в се редине 1960-х, он вместе с единомышленниками приступил к конструированию и изготовлению новых спортивных машин — картов. Именно на таких авто Юрий Левченко стал четырехкратным чем пионом города и области. Затем пришел черед занимать призовые места на болидах «Эстония-15» и «Эстония-16», выпускаемых серийно на Таллинском опытном авторемонтном заводе.

После защиты дипломного проекта на «отлично» Юрий был рас пределен на Горьковский авто завод, где его приняли в группу спортивно-гоночных автомобилей конструкторско-экспериментального отдела, на должность инженера-конструктора. Так началась спортивная карьера Левченко на ГАЗе. Он участвовал в ралли, шоссейно-кольцевых и ипподромных гонках, кроссе. Выполнил нормы мастера спорта. Трижды завоевывал звание чемпиона СССР, пять раз — чемпиона РСФСР.

В 1974 году Юрий вместе с младшим братом Алексеем стал вести конструкторский кружок в Клубе юных автомобилистов (КЮА) Автозаводского района. Братья Левченко многое сделали для воспитания молодых спортсменов. Экспонаты КЮА были представлены на ВДНХ, где получили бронзовые медали.

При этом Юрий Львович никогда не устранялся от работы на заводе, занимался доводкой и испытанием автомобилей ГАЗ-14 «Чайка», ГАЗ-3102 «Волга». В 1987 году Левченко стал начальником конструкторского отдела доводки и испытаний легковых автомобилей. Лидерских качеств, знаний и опыта ему было не занимать. Однако даже после этого он не упускал возможности участвовать в соревнованиях.

Последняя его гонка состоялась 22 сентября 2000 года. На тренировочном заезде, успешно откатав положенную дистанцию, он вышел из машины, и в этот момент его сердце остановилось. Юрий Львович ушел из жизни, находясь рядом со своей «боевой» машиной, модернизированной по его задумкам.

Друзья, коллеги и знакомые всегда отмечали не только самоотверженность Юрия Львовича в автоспорте, но и прекрасные человеческие качества, талант, безграничную любовь к людям, доброту, бескорыстие, душевную щедрость. Поэтому для всех, кто знал его, работал с ним, этот человек навсегда остался примером в жизни.

Вениамин ШЕРСТИНСКИЙ,
заслуженный автозаводец, ветеран труда,

Дмитрий ПЕТРОВ,
руководитель Центра компетенции «Испытания» ОИЦ

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Мэтры испытательных полигонов Шерстинский В. Мэтры испытательных полигонов : [об инженерах-испытателях ГАЗа В.Г. Разуваеве и К.Г. Сироте] // Автозаводец. – 2018. – 13 февр. (№ 16). – С. 3.
2 Конструктор советских бронетранспортеров Масягин А. Конструктор советских бронетранспортеров : [о конструкторе ГАЗа Е.М. Мурашкине] // Автозаводец. – 2018. – 30 янв. (№ 10). – С. 3
3 Автор первого советского джипа Колесникова Н. Автор первого советского джипа : [о конструкторе ГАЗа В.А. Грачеве] // Автозаводец. – 2018. – 23 янв. (№ 7). – С. 3
4 Любовь к самолетам и автомобилям Шерстинский В. Любовь к самолетам и автомобилям : [о знаменитом автозаводце В.К. Юхове] // Автозаводец. – 2017. – 26 дек. (№ 148). – С. 4
5 Ровесник Октябрьской революции Патронов Л. Ровесник Октябрьской революции : [о знаменитом автозаводце Н.М. Шаталине] // Автозаводец. – 2017. – 19 дек. (№ 145). – С. 3
6 Испанский посол Шерстинский В. Испанский посол : [о конструкторе ГАЗа Сантосе Севилье Медине] // Автозаводец. – 2017. – 2 нояб. (№ 125). – С. 3
7 Мастер экспериментального цеха Кулагина Л. Мастер экспериментального цеха // Автозаводец. – 2017. – 21 окт. (№ 120). – С. 7
8 Искусство вести за собой Колесникова Н. Искусство вести за собой : [о конструкторе, секретаре комсомольской и партийной организации ГАЗа В.Т. Кропотове] / Н. Колесникова, В. Шерстинский // Автозаводец. – 2017. – 5 окт. (№113). – С. 3
9 Мастер моделей Федорова М. Мастер моделей : [о начальнике технологического отдела УКЭР Б.Ф. Глазунове] // Автозаводец. – 2017. – 28 сент. (№ 110). – С. 2
10 Создатель «газонов» Шерстинский В. Создатель «газонов» : [о конструкторе автомобиля ГАЗ-53А В. Запойнове] // Автозаводец. – 2017. – 7 сент. (№ 101). – С. 3

Страницы