Трагические ночи 43-го

Мухина Е. Трагические ночи 43-го : [о бомбежках Автозаводского района в годы Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2016. – 21 апр. (№ 44). – С. 2

В экспозиции музея истории ГАЗа особое место занимают экспонаты, свидетельствующие о трагических событиях, которые довелось пережить автозаводцам во время налетов вражеской авиации осенью 1941-го и летом 1943-го. Некоторые документы стали открытыми для изучения специалистами совсем недавно.

Долгое время под грифом «секретно» находилось письмо директора завода Александра Марковича Лившица, адресованное первому секретарю Горьковского областного комитета ВКП(б) Михаилу Ивановичу Родионову. Написано оно было 6 июня 1943-го, после второй ночной бомбардировки. Сегодня мы можем прочесть описанные в нем подробности той страшной июньской ночи.

«Тревога была объявлена в 23.40. Стрельба зенитных орудий началась через 30-35 минут после объявления тревоги. Бомбометания продолжались до 2 часов с исключительной прицельностью попадания. Самолеты приближались к объекту, снижались, пикировали и сбрасывали бомбы. В ряде цехов возникли очаги пожаров, которые распространились и полностью уничтожили ряд вспомогательных и производственных объектов. Трасса водоводной сети повреждена прямым попаданием в нескольких местах, давление в сети понизилось. Для эффективного тушения пожаров необходимо было подавать воду автонасосами, которых на заводе оказалось всего семь. В начале тревоги были обещаны заводу 25 пожарных машин и 5 пожарных автопоездов. Эти машины во время бомбометания и возникновения пожаров на завод не прибыли, несмотря на неоднократные просьбы и требования завода. Машины начали прибывать только после бомбометания, когда пожары достигли весьма большой силы и значительная часть корпусов уже сгорела. После прибытия машин пожар в основном был потушен в течение 1 часа 30 минут. В результате вражеского бомбометания и возникших пожаров на заводе сгорели: монтажный цех, главный магазин смежных деталей, склад резины, гараж тягачей, диетическая столовая М-4, главный конвейер».

— Горьковский автозавод в то время был явно недостаточно защищен от налетов вражеской авиации, и это пытался донести до руководства области Лившиц, — поясняет директор музея истории ОАО «ГАЗ» Наталья Колесникова. — Никто тогда не ожидал, что предприятие, находящееся глубоко в тылу, снова начнут бомбить. Разведданных об ударе по городу Горькому не было, немцы уже длительное время не беспокоили промышленный центр, линия фронта ушла далеко на запад. Полностью разрушить одно из крупнейших оборонных предприятий СССР фашисты решили накануне крупнейшего в истории второй мировой войны танкового сражения на Курской дуге. К операции были привлечены лучшие части Геринга — бомбардировщики эскадр KG27 и KG55, дислоцировавшиеся в районе Орла и Брянска. Наталья Витальевна рассказала, что Автозаводский район тогда прикрывал 784-й зенитно-артиллерийский полк, зенитные расчеты состояли в основном из девушек.

Как напишет Лившиц в своих воспоминаниях, на территории самого завода в начале июня 1943-го полуавтоматических 37-миллиметровых пушек и зенитных пулеметов не было. Его охраняли 9 пушек ШВАК, кустарно приспособленных на заводе и непригодных к стрельбе по пикирующим самолетам. Усиление воинской части было сделано после нескольких ночных бомбардировок.

Налеты вражеской авиации на завод и жилые кварталы района продолжались с 4 по 22 июня. Каждую ночь этих двух с половиной недель небо над Автозаводом озаряли осветительные ракеты «люстры», плавно спускавшиеся на парашютах. Как вспоминали ветераны ГАЗа, под этим ослепительным светом все вокруг казалось беззащитным и обреченным. Хотелось куда-то убежать, скрыться в тени, но тени не было.

Под массированным налетом фашистов оказались и жилые кварталы Автозавода. О том, какой удар пришелся на дома автозаводцев, можно оценить, взглянув еще на один музейный экспонат — схему попадания авиабомб на территорию района 11 июня 1943 года. Этот документ передала в фонд музея служба гражданской обороны. На пожелтевшем от времени листе бумаги обозначены следы попадания бомб. Черными точками усеян весь район. И это только за одну из трагических июньских ночей!

«Много бомб было сброшено на завод. Досталось и Соцгороду, и Северному поселку, — напишет ветеран ГАЗа Иван Андреевич Харкевич в своем дневнике. — Но особенно немец навалился на гавань. Сильный заградительный огонь над заводом отжал самолеты к востоку — к реке. Фугасные и зажигательные бомбы, предназначавшиеся заводу, повалились на бараки и маленькие домики гаваньского поселка. Сплошное море огня по всему горизонту, начиная с Северного поселка и кончая гаванью. Сплошная стена огня и дыма, стоящая в воздухе тихой летней ночи. В 2 часа 45 минут был объявлен отбой под картавый звук пионерского горна. Но этот сигнал показался измученным женщинам и детям небесной музыкой, они гурьбой вылезали из щелей, волоча за собой узлы и мешки. Все рады одному — что уцелели».

Нанесенные фашистами разрушения были колоссальными. По сравнению с ними ущерб и потери после бомбардировок осенью 1941 года показались заводчанам незначительными. Самой тяжелой стала ночь с 6 на 7 июня. В налете на завод участвовали 157 самолетов. Немцы сбрасывали зажигательные и фугасные бомбы от 50 кг до 1 тонны, перед этим поливая сооружения воспламеняющейся жидкостью. На предприятие было сброшено 170 бомб, 83 из них точно попали в производственные объекты. Всего же за недели июня 1943-го авиация противника совершила 645 вылетов, сбросив 1095 фугасных бомб и 2493 зажигательные бомбы. В результате бомбежек оказалось парализованным танковое производство, были разрушены все автомобильные цеха, включая главный конвейер, кузницу, цех шасси, колесный, ремонтно-механический, моторный. На заводе было уничтожено 50 зданий и сооружений.

По официальным данным, в Автозаводском районе погибло 282 человека — и рабочие, и начальники цехов. Получили ранения более 500 автозаводчан. Потери немецкой авиации составили 14 самолетов, из них зенитными батареями было сбито восемь, истребителями — шесть.

Основной вопрос, которым задавались тогда автозаводцы, — почему фашистам удавалось так точно наносить массированные удары по важнейшим цехам предприятия, объектам коммуникации и наиболее крупным кварталам района? Ответ на него был получен значительно позже.

— О том, что такой подробнейшей информацией о ландшафте местности, расположении производственных объектов и жилом секторе мог владеть только тот, кто был на ГАЗе, автозаводцы, конечно же, догадывались, — рассказывает Наталья Колесникова. — Все знали, что до войны на Горьковском автозаводе по контракту работало очень много немцев. В 1937-м они были высланы из СССР. Документальное подтверждение догадкам нашлось в 1976 году. Представитель нашего предприятия, работавший в войну заместителем начальника колесного цеха, Федор Демьянович Чинченко присутствовал на совещании Совета экономической взаимопомощи. Там он встретился с бывшим работником штаба воздушного корпуса дальней авиации Германии г-ном Нидерером. Тот показал ему фото времен Великой Отечественной, на котором горьковчанин увидел своего бывшего начальника, немца Леопольда Финка. На ГАЗе до войны он проектировал все подземные коммуникации, а потом работал заместителем начальника ОТК. На фото бывший автозаводец стоял в генеральской форме СС. Как оказалось, в 1943 году он командовал корпусом стратегической авиации германской армии.

Екатерина МУХИНА

Фото из фондов музея истории ОАО «ГАЗ»

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Гвардейцы тыла Мухина Е. Гвардейцы тыла : [об автозаводских подростках, работавших в годы войны на ГАЗе] // Автозаводец. – 2016. – 12 мая (№ 51). – С. 2
2 Бессмертный полк Автозавода Мухина Е. Бессмертный полк Автозавода : [о праздновании Дня Победы в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2016. – 12 мая (№ 51). – С. 1
3 Спасительные граммы хлеба Мухина Е. Спасительные граммы хлеба : [о питании автозаводцев в годы войны] // Автозаводец. – 2016. – 5 мая (№ 49). – С. 6
4 ГАЗ на полях и дорогах войны Макарова А. ГАЗ на полях и дорогах войны : [Автозавод в годы войны]. – Нижегородский рабочий. – 2014. – 4 марта. – С. 21
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
5 Эвакогоспиталь № 2821 в Автозаводском районе [Эвакогоспиталь № 2821 в Автозаводском районе] [Электронный ресурс] // Сайт лицея № 36. – Режим доступа: http://lic36.narod.ru/history/Hospital.htm (дата обращения: 10.05.2017)
6 История автозаводского трамвая № 8 Мальцев В. [История автозаводского трамвая № 8] [Электронный ресурс] : [отрывок из статьи «Время народных строек»]. – Режим доступа: http://www.lensmena.ru/arhin/numb2011/48/neizvestnoe/10-1.html (дата обращения: 24.04.2017)
7 Город Горький. Юрия Гагарина Круглов Е. Город Горький. Юрия Гагарина [Электронный ресурс] : [Ю. Гагарин пи В. Терешкова в разные годы побывали на Горьковском автозаводе] // Сайт газеты Нижегородская правда. – 2017. – 10 апр. – Режим доступа: http://www.pravda-nn.ru/archive/2017-04-10/gorod-gorkij-jurija-gagarina/ (дата обращения: 12.04.2017)
8 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
9 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
10 И память о былом – отрада Кулькова И. И память о былом – отрада : [воспоминания автозаводца Ю. Курносова] // Автозаводец. – 2017. – 16 фев. (№ 18). – С. 2

Страницы