Талантливый создатель бронетехники

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

Королев, Ю. Талантливый создатель бронетехники : [к 80-летию конструктора автомобильной промышленности И.С. Мухина] / Ю. Королев // Автозаводец. – 2008. – 12 июля (№ 101). – С. 2

13 июля исполняется 80 лет со дня рождения Игоря Сергеевича МУХИНА, бывшего главного конструктора серийных автомобилей — заместителя главного конструктора Горьковского автомобильного завода (1966–1986 гг.), первого заместителя генерального директора ГАЗа — директора научно-технического центра по созданию перспективной автомобильной техники (1986–1988 гг.).

Память об этом талантливом конструкторе и руководителе живет в сердцах многих автозаводцев.

13 июля 1928 года в Нижнем Новгороде в семье Сергея Павловича и Евдокии Александровны Мухиных родился сын Игорь. Впереди была интересная, наполненная событиями жизнь. После окончания Горьковского индустриального института в 1951 году с дипломом инженера-механика, специалиста по гусеничным машинам, он был направлен на судостроительный завод "Красное Сормово".

В 1952-м Игорь Сергеевич сумел добиться перевода на ГАЗ в конструкторско-экспериментальный отдел и стал работать в ОКБ под руководством Владимира Алексеевича Дедкова. Первым заданием И. Мухина была разработка привода планетарного механизма поворота гусеничного транспортера ГАЗ-47. У молодого конструктора возникли некоторые проблемы с руководством в толковании требований эргономики. Но В. А. Дедков, последователь идей конструкторской школы А. А. Липгарта, умел терпеливо наставлять молодежь. В то же время Владимир Алексеевич отмечал высокую техническую подготовку И. Мухина, его работоспособность, упорство. Такие качества молодого конструктора позволили В. А. Дедкову возложить на него обязанности ведущего конструктора при освоении на ГАЗе тракторного прицепного разбрасывателя удобрений ТУР-7. Это стало первым шагом в совместной деятельности конструкторов и производственников, технологов. Потом было конструирование узлов трансмиссии знаменитых ГАЗ-40П (БРДМ), ГАЗ-41 (БРДМ-2) и ГАЗ-49 (БТР-49).

Игорь Сергеевич Мухин активно участвовал и в общественной жизни коллектива. В 1962 г. он уходит на партийную работу, став впоследствии освобожденным секретарем партбюро КЭО, председателем комитета народного контроля и заместителем секретаря парткома ГАЗа.

И все же настоящим его призванием была конструкторская работа. В январе 1965 г. И. С. Мухина назначают начальником конструкторского бюро СКБ, а в апреле 1966-го — главным конструктором серийных автомобилей, заместителем главного конструктора завода. Круг вопросов, по которым надо было принимать решения и добиваться их осуществления, значительно расширился. Потребовалось разбираться в военных доктринах, во всем, что связано с вооружением, в приборах наблюдения и управления огнем, силовых установках и трансмиссиях, колесах и гусеницах, в плавучести машин, эргономике, экономике, производстве и ремонте боевой техники. Тут и проявились характерные качества Игоря Сергеевича, его способность находить разумные компромиссы с производственниками, смежниками и заказчиком. И. С. Мухин вникал во все вопросы конструирования, производства и эксплуатации машин в войсках. С этой целью неоднократно бывал на испытаниях машин в воинских частях, в командировках за рубежом — в ГДР, Польше, Венгрии, Румынии, Афганистане.

Велико число моделей боевой техники, разработанной СКБ (КОСА) ГАЗа под руководством Игоря Сергеевича. На основе базовых моделей на ГАЗе и в КБ ряда других заводов были созданы многочисленные модификации военных машин. Это БТР-70 (ГАЗ-4905), БТР-70В (ГАЗ-49054), БТР-80 (ГАЗ-5903) с пулеметным и БТР-80А (ГАЗ-59034) с пушечно-пулеметным вооружением, а также гусеничные транспортеры особо легкой весовой категории в бронированном и небронированном вариантах (ГАЗ-73 и ГАЗ-71, ГАЗ-34031 и ГАЗ-3402).

И. С. Мухин ввел в практику конструирование боевой техники как семейства на шасси базовых машин, разработку унифицированных шасси под монтаж различных видов вооружения, средств разведки, связи, технического и санитарного обеспечения, управления. Под его руководством были разработаны армейские автомобили многоцелевого назначения ГАЗ-39371 и ГАЗ-3937, ставшие новым классом машин для армии. Им созданы мощные подразделения конструкторское и испытаний автомобилей, коллективы которых способны решать основные вопросы создания колесной и гусеничной бронетехники.

Добросовестный труд Игоря Сергеевича в течение 36 лет высоко оценен правительством. Он был награжден орденом Ленина за создание БТР-80, орденом Октябрьской революции, удостоен звания лауреата Государственной премии СССР за транспортеры ГАЗ-34031 и ГАЗ-3402.

В 1986 г. И. С. Мухина назначили первым заместителем генерального директора ГАЗа — директором вновь организованного научно-технического центра по созданию перспективной автомобильной техники. В это время были продолжены работы по "Волге" ГАЗ-3105 и начаты — по грузовому автомобилю ГАЗель".

22 декабря 1988 года тяжелая болезнь вырвала Игоря Сергеевича из рядов автозаводцев. Для тех, кто с ним работал, его жизнь была и остается примером ответственного отношения к делу. Он запомнился как требовательный, высокоэрудированный руководитель, хороший семьянин. А еще как азартный шахматист и охотник.

Ю. КОРОЛЕВ, главный конструктор ООО "Военно-инженерный центр".

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Создатель боевых машин Шерстинский В. Создатель боевых машин : [о конструкторе ГАЗа И.С. Мухине] // Автозаводец. – 2018. – 14 июля (№ 76). – С. 2
2 Наш Игорь Сергеевич Кудрявцев Ю. Наш Игорь Сергеевич : [о И.С. Мухине, директоре НТЦ ГАЗа] // Автозаводец. – 2003. – 12 июля. – С. 2
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Концепция лидерства Целибеев С. Концепция лидерства : [о главном инженере-конструкторе ГАЗ В. Желтове] // Автозаводец. – 2024. – 25 янв. (№ 4). – С. 3. – (Проект).
4 Разработчик и испытатель Горчаков А. Разработчик и испытатель : [о главном конструкторе внедорожников и вездеходов ГАЗ В.А. Грачеве] / А. Горчаков, Р. Данилов, А. Чистяков // Автозаводец. – 2023. – 13 апр. (№ 15). – С. 15. – (Легенды ГАЗа).
5 Незаурядный человек Целибеев С. Незаурядный человек : [об открытии мемориальной доски Юрию Лобанову – основоположнику создания системы продаж автомобилей на ГАЗе] // Автозаводец. – 2023. – 16 марта (№ 11). – С. 16. – (Память).
6 В честь Липгарта Федотова, О. В честь Липгарта : [граффити с изображением А. Липгарта в НАМТе] // Автозаводец. - 2022. – 24 нояб.(№ 47). - С. 14.
7 Завод судьбы Целибеев Е.П. Завод судьбы :[о заместителе генерального директора ГАЗ Е.П. Цибереве] // Автозаводец. – 2022. – 17 марта (№11). – С. 15. – (Юбилей).
8 Аллея славы Творцы истории : [Аллея славы выдающихся автозаводцев пополнилась еще шестью именами] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей).
9 Мастер библиотечного дела Мастер библиотечного дела : [о директоре технической библиотеки ГАЗ Е.П. Шишиной] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 16. – (Память).
10 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о Н.Ф. Гридине – директоре Завода коробок скоростей] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).

Страницы