«Судьба испытывала нас...»

Мухина Е. «Судьба испытывала нас...» : [о ветеране Великой Отечественной войны А.С. Медове] // Автозаводец. – 2017. – 14 фев. (№ 17). – С. 2

Биография ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного автозаводца Александра Семеновича Медова, который отметит 15 февраля 90-летие, насыщена яркими и непростыми событиями. Ему выпало пройти две войны, выполнять свой долг, находясь под пулями и непрерывными обстрелами, продолжающимися сутками напролет. И все же самыми главными задачами он называет те, которые ставила перед ним Родина в период работы на Горьковском автозаводе. За свой полувековой трудовой путь ему довелось освоить редкие специальности, внедрить в производство передовые технологии, представляющие особую ценность для страны.

Враг атакует с воздуха

Судьбу Александра Семеновича сложно назвать легкой и безоблачной. Он прошел через многие испытания, но все трудности и лишения преодолел с честью. Как рассказывает ветеран, навсегда ему запомнились дни бомбежек Автозавода. Первую авиаатаку осенью 1941-го он увидел, когда стоял в очереди за хлебом, который выдавали по карточкам. На бреющем полете самолет со свастикой на борту начал бомбить ремонтно-механический цех, сбрасывая бомбы средь бела дня. Бомбежка продолжалась около часа. А позже он узнал, что его дядя, работавший в РМЦ, был серьезно ранен и лишился глаза. С тех пор каждый день Александр Медов, как и многие автозаводцы, с тревогой вглядывался в небо.

— Самыми страшными были бомбежки в июне 1943-го, — вспоминает он. — Ночное небо озаряли осветительные ракеты, и все вокруг становилось таким беззащитным... Фашисты вели себя как хозяева — самолеты со свастикой летали очень низко, сбрасывая бесчисленные бомбы и фугасы. Наша семья, в которой было четверо детей, жила в частном доме в поселке Монастырка. В одну из таких бомбардировок мы лишились крова, едва успев выбежать из горящего дома.

Александр Семенович с благодарностью вспоминает, что в те тяжелые дни именно ГАЗ помог его отцу — работнику авиационного завода — восстановить карточки на хлеб. Пристанищем для семьи Медовых стал пустующий дом, в котором они с нуля начали строить жизнь.

— Я был старшим ребенком в семье, пришлось помогать родителям, — рассказывает он. — Чтобы заработать на кусок хлеба, пошел устраиваться на авиационный завод. Мне было 16, но выглядел значительно моложе, поэтому на производство меня не приняли. Нашли место в столовой завода, где я сначала отвечал за написание меню, а потом стал учеником повара.

Нам нужна одна победа!

В 1944-м Александра Медова призвали в ряды Красной Армии. В числе 20 новобранцев-горьковчан его направили в авиационную дивизию, располагавшуюся в Белоруссии.

— Очень больно было смотреть на испепеленные деревни и города, — вспоминает ветеран. — С поезда нас высадили в полностью разрушенном Минске, а затем 20 км пешком мы добирались до расположения дивизии. Поселили нас в конюшне, переоборудованной под казарму.

Оказалось, что за несколько месяцев он и его товарищи должны были стать операторами радиолокационных станций наведения и обнаружения. В их задачу входило научиться определять место нахождения самолетов противника в небе и передавать эти данные, служившие ориентиром для наших летчиков, на командный пункт. Так судьба предоставила Александру шанс свести личные счеты с авиацией противника, принесшей столько горя его родному Автозаводу.

Первое свое боевое задание А. Медов получил в Польше, недалеко от Познани. Затем участвовал в сражениях на территории Германии.

— В начале 1945-го линия фронта с каждым днем отодвигалась к границам Германии, враг терпел поражение за поражением, — вспоминает Александр Семенович. — Но, несмотря на многочисленные потери, фашисты сражались до последнего, бои были тяжелейшими. И даже когда мы получили сообщение о том, что подписан акт о капитуляции Германии, солдаты Гитлера не сдавались. Город-крепость Бреслау мы смогли взять 14 мая, а освободить от фашистов Дрезден удалось только 16 мая.

Как выяснилось много лет спустя, в сражениях за эти города вместе с Александром Медовым участвовал его земляк, уважаемый ветеран Горьковского автозавода Николай Лазаревич Максаков, с которым они в последние годы стали очень дружны.

Тайная миссия

На Родину Александр Медов вернулся летом 1946-го. Местом дислокации дивизии, в которой он продолжал служить, стал город Калинин, ныне Тверь. А через 4 года после окончания войны Медов снова получил боевое задание.

— Меня и еще нескольких сослуживцев вызвали к командиру части и объявили, что нас отправляют в правительственную командировку в Китай, причем о пребывании там никто не должен был знать. Мы переоделись в гражданское и отправились в дальний путь на Восток, — рассказывает юбиляр.

Александру Медову выдали форму китайских народных добровольцев, которые защищали своих братьев в Северной Корее.

— Воевать нам пришлось в основном с американцами, которые бомбили города и села Северной Кореи под флагом Организации Объединенных Наций, — вспоминает он. — Признаюсь, так тяжело мне не приходилось даже в Германии. Наша радиолокационная станция находилась в зоне массированных бомбежек. В небе летало столько самолетов, что солнца не было видно. Маскировались мы, как могли — накидывали на машины сетки, а антенну обкладывали ветками. Авиаатаки продолжались сутками. В таких нечеловеческих условиях мы провели около года и выжили чудом.

Наградной лист с подписью Мао Цзэ-дуна

Отмечает ветеран героизм советских летчиков, которые доказали свое превосходство над противником. На легендарных истребителях МиГ-15 они выходили из воздушных боев победителями, одерживая верх над американскими реактивными истребителями «Сейбрами» и «летающими крепостями», тяжелыми бомбардировщиками Б-29.

— Мы работали в тесной связке с нашей авиацией, передавая фактически беспрерывно в течение 16-18 часов в сутки координаты самолетов противника. С моей помощью было сбито 17 вражеских самолетов, за что меня представили к награде и вручили медаль «За боевые заслуги», — вспоминает ветеран.

Спустя некоторое время Александру Семеновичу вручили еще одну медаль — «Китайско-Советская дружба». Наградной лист с подписью Мао Цзэ-дуна остается по сей день предметом особой гордости ветерана.

Приказ о возвращении на Родину он получил в конце 1951 года. Как вспоминает Александр Семенович, его вместе с прибывшими летчиками принимал командующий авиацией Московского военного округа, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин.

— Я набрался смелости и обратился к нему с вопросом: «Товарищ генерал, мы служим уже 7 лет, когда же нас демобилизуют?» И тут же услышал резкий ответ: «Когда страна посчитает нужным, тогда и получите приказ об увольнении из рядов Вооруженных Сил!»

На правильной волне

Долгожданный приказ старшина Медов получил только в октябре 1952-го. В родной Горький вернулся с молодой женой Лидией, с которой познакомился в последний год службы в армии. К тому времени его отец построил из щитов маленький домик на месте сгоревшего. Много хороших изменений произошло в родном районе, появились новые здания и даже улицы, а на ГАЗе полностью восстановили разбомбленные цеха, наладили производство автомобилей.

Начать мирную жизнь военному радиомеханику оказалось непросто — очереди в отдел кадров из желающих устроиться на завод были огромными.

— Двоюродный брат подсказал, что на нашем заводе, в кузовном корпусе, организуется производство радиостанций УКВ-диапазона для военного флота и авиации, — продолжает А. С. Медов. — Мне очень повезло, я был зачислен учеником слесаря в опытные мастерские. Поначалу все казалось очень сложным, мы трудились сутками, чтобы получить первую продукцию. Параллельно с работой изучали электро- и радиотехнику.

Спустя некоторое время Александра Медова перевели в регулировщики, он должен был настраивать собранные радиостанции на фиксированные частоты. Для того чтобы подготовить к сдаче первую радиостанцию, потребовался целый месяц. Потом дело пошло, и уже через год выпуск продукции поставили на поток.

В 1955 году производство радиостанций на ГАЗе закрыли, а всех его работников, овладевших сложными навыками, перевели в новую организацию, где осваивался выпуск приборов для оборонной промышленности.

— Я работал там слесарем-сборщиком, а вечером после смены шел на учебу в филиал Горьковского политехнического института, который располагался на Автозаводе, — уточняет А. Медов.

Задача государственной важности

Заказ на секретное оборудование от Министерства среднего машиностроения закончился в 1959 году, и весь коллектив, трудившийся над его выполнением, перенаправили на освоение автомобиля ГАЗ-13, известной правительственной «Чайки». Александр Медов стал собирать совершенно новые узлы — масляные насосы, гидроусилители руля, телескопические амортизаторы. Вместе с инженерами КЭО ему довелось участвовать в испытаниях нового автомобиля.

— После того как я перешел на пятый курс института, мне предложили работу в конструкторском бюро производства нестандартного оборудования, о продукции которого на заводе мало кто знал, — продолжает Александр Медов. — Конструктором я был недолго, вскоре меня перевели на инженерную должность в лабораторию этого же подразделения. Параллельно с работой я получал второе высшее образование по специальности «Технология машиностроения и радиоэлектроника».

Деятельность в ПНО стала самым важным этапом в жизни уважаемого заводчанина. Долгое время Александр Семенович руководил проектно-технологическим бюро, а затем дорос до заместителя главного инженера по подготовке производства. Как говорит наш собеседник, разработки, которые велись при его участии, остаются и по сей день уникальными не только в стране, но и в мире. Технологии изготовления продукции оборонного значения, применявшиеся много лет назад, до сих пор не разгаданы специалистами других государств.

Александр Семенович с теплотой вспоминает талантливых коллег по работе, настоящих асов — управляющего производством, Героя Социалистического Труда Николая Михайловича Шаталина, заместителей управляющего Льва Михайловича Федотова и Григория Ивановича Чапанова, председателя профкома Геннадия Михайловича Чемоданова, главного механика Геннадия Ивановича Пасухина, главного энергетика Михаила Степановича Шарова, начальника инструментального отдела Генриха Николаевича Курсанова, а также своих помощников — Ирину Ивановну Слиж и Анну Николаевну Катковскую.

За участие в выпуске продукции оборонного и народно-хозяйственного значения Александр Медов был награжден орденом «Знак Почета». Всего же в копилке ветерана более 20 наград. В их числе орден Отечественной войны III степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и памятный знак «Участнику Великой Отечественной войны от благодарных нижегородцев».

На заслуженном отдыхе, который начался для ветерана в 1993-м, Александр Семенович с увлечением занялся садоводством. На своих шести сотках он выращивал самые разные плодовые деревья и кустарники, в том числе довольно редкие для наших широт. Чудо-урожай неоднократно демонстрировал на специализированных выставках, где занимал призовые места. А сегодня, в конце зимы, радушный хозяин с удовольствием угощает гостей румяными яблочками из собственного сада.

— Фрукты и овощи, выращенные своими руками, самые вкусные и полезные, — говорит юбиляр. — Очень хочется, чтобы это понимали молодые люди. О своем здоровье надо заботиться с юности. Очень важно правильно питаться, больше двигаться и, конечно, не унывать и не пасовать перед трудностями. Например, мы с Николаем Лазаревичем Максаковым (моим ровесником) поставили себе задачу дожить до ста лет и надеемся ее выполнить.

Екатерина МУХИНА
Фото Михаила СОРОКИНА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Вести с фронта Мухина Е. Вести с фронта : [о М.Н. Бронштейне, ветеране Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2016. – 7 мая (№ 50). – С. 7
2 Четвертый номер Максимова И. Четвертый номер : [о ветеране войны и труда А.М. Коннове]. – Автозаводец. – 2016. – 26 апр. (№ 46). – С. 3
3 «Я фронтовик, я справлюсь!» Максимова И. «Я фронтовик, я справлюсь!» : [о ветеране Великой Отечественной войны Н.Л. Максакове] // Автозаводец. – 2016. – 12 апр. (№ 40). – С. 3
4 О талантливом педагоге Никифорова Е. О талантливом педагоге : [о М.П. Герасименко, участнике Великой Отечественной войны и бывшем директоре школы № 179] // Автозаводец. – 2016. – 9 февр. – С. 4
5 Молодость со стажем Смирнова Л. Молодость со стажем : [о ветеранах Автозавода] // Автозаводец. – 2016. – 4 февр. – С. 4
6 Девяносто – не предел Кулькова И. Девяносто – не предел : [о Васькине В.Н., ветеране войны и труда] // Автозаводец. – 2016. – 2 февр. – С. 2
7 «Чтоб памяти не обрывалась нить» Смирнова Л. «Чтоб памяти не обрывалась нить» : [о презентации новой книги В.М. Зотова, ветерана войны] // Автозаводец. – 2015. – 15 дек. – С. 3
8 «Повзрослели они до поры...» Смирнова Л. «Повзрослели они до поры...» : [воспоминания ветеранов войны] // Автозаводец. – 2015. – 10 дек. – С. 5
9 Опаленные войной Погорская Т. Опаленные войной : [о ветеранах Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2015. – 5 дек. – С. 6
10 Наши дети пишут о воине Наши дети пишут о воине : [об автозаводцах-участниках Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2015. – 26 мая (№ 57). – С. 3

Страницы