Создатель боевых машин

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будут закрыты с 29 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Сервисы "Спроси психолога" и "Спроси библиотекаря" возобновят свою работу с 9 января.

Также обратите внимание на график работы библиотек в предпраздничные и праздничные дни.

Шерстинский В. Создатель боевых машин : [о конструкторе ГАЗа И.С. Мухине] // Автозаводец. – 2018. – 14 июля (№ 76). – С. 2

Военная техника, которую когда-то разрабатывал на ГАЗе Игорь Сергеевич Мухин, и сейчас используется в Российской армии. 13 июля 2018 года одному из основателей конструкторской школы Горьковского автомобильного, лауреату Государственной премии СССР, кавалеру ордена Ленина и ордена Октябрьской революции исполнилось бы 90 лет.

Игорь Сергеевич Мухин родился в Нижнем Новгороде. В 1951 году окончил Горьковский индустриальный институт по специальности «Гусеничные машины» и попал по распределению на судостроительный завод «Красное Сормово». Но уже через год устроился на ГАЗ, в специальное конструкторское бюро КЭО-УКЭР. Первым его проектом на автозаводе стало создание привода планетарного механизма поворота гусеничного транспортера ГАЗ-47. Позднее ведущий конструктор, а затем руководитель конструкторской группы Игорь Мухин занимался созданием и модернизацией раздаточных коробок четырехколесных боевых разведывательных машин БРДМ-1 (ГАЗ-40П) и БРДМ-2 (ГАЗ-41), восьмиколесного бронетранспортера БТР-60П (ГАЗ-49).

В 1961-м Игоря Сергеевича — отличного организатора и талантливого руководителя — избрали секретарем партийного бюро, руководителем всей парторганизации КЭО. А спустя три года он стал председателем комитета партийного контроля — заместителем секретаря парткома ГАЗа.

В 1965-м И. Мухин вернулся к конструкторской работе: его назначили начальником КБ серийных автомобилей, а еще через год — главным конструктором серийных автомобилей, заместителем главного конструктора завода. В этой должности он трудился 20 лет.

Под руководством И. С. Мухина были созданы плавающие бронетранспортеры БТР-70 (ГАЗ-4905) и БТР-70В (ГАЗ-49054), семейство боевых машин на базе головного бронетранспортера БТР-80 (ГАЗ-5903), который по своим тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам превзошел все однотипные машины, ранее находившиеся на вооружении Советской армии. На модификациях БТР-80 с дизельным двигателем впервые вместе с пулеметом стали устанавливать 30-милимметровую автоматическую пушку. Специально для этого семейства разработали и единое унифицированное шасси УНШ (ГАЗ-59032), которое использовали для создания командно-штабной машины и машины управления огнем, подвижных пунктов радиосвязи, бронированного медицинского автомобиля, радиолокационных станций. На базе ГАЗ-5903 были созданы машина командира батальона, ремонтно-эвакуационный автомобиль и учебный класс для подготовки водителей.

Бронетранспортеры БТР-80 до сих пор используются в Российской армии. Техника оказалась весьма эффективной в условиях ведения боевых действий в высокогорной местности.

И. С. Мухин практически всегда участвовал в испытаниях машин, разработкой которых занимался. Ему довелось выезжать на войсковые учения на Дальний Восток, в Забайкалье, Среднюю Азию, он был наблюдателем на учениях стран Варшавского договора.

Модульный принцип проектирования, частично использованный при создании БТР-80, применялся Игорем Сергеевичем и в процессе конструирования армейского многофункционального автомобиля ГАЗ-3937 «Водник» нового типа.

И. С. Мухин внес значительный вклад в развитие гусеничной техники марки «ГАЗ». С его участием были разработаны два поколения плавающих гусеничных транспортеров особо малой весовой категории в бронированном и небронированном исполнении, в том числе снегоболотоходные ГАЗ-73 и ГАЗ-3402, предназначенные для перевозки личного состава, вооружения, буксировки средств артиллерийского вооружения и эвакуации раненых; многофункциональные небронированные ГАЗ-71 и ГАЗ-3403 с большим количеством модификаций. На базе последних изготавливали автомобили для розыска спускаемых космических аппаратов и экипажей космических кораблей, пограничные авто, а также транспорт для геологов и изыскателей.

В 1986 году коллектив под руководством Игоря Сергеевича Мухина в считаные дни создал модификации специальных вездеходных машин ГАЗ-41 (БРДМ-2) и ГАЗ-4905 (БТР-70), способных максимально защитить от радиации. Эту технику использовали во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

И. С. Мухин — лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, ветеран автомобильной промышленности СССР, заслуженный автозаводец, обладатель высших наград страны: орденов Ленина и Октябрьской революции, а также трех медалей, среди которых медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

На счету конструктора Мухина шесть патентов на изобретения и промышленные образцы специальной техники. В конце 70-х — начале 80-х он был председателем Государственной экзаменационной комиссии Горьковского политехнического института по автомобильной специальности.

В 1986 году на ГАЗе образовали Научно-технический центр (НТЦ). Его руководителем назначили Игоря Сергеевича, который одновременно являлся первым заместителем генерального директора предприятия. Коллектив НТЦ активно занимался конструированием представительского автомобиля ГАЗ-3105 «Волга». Опытные образцы этой модели удалось изготовить в очень короткие сроки. И. С. Мухин представил новые машины руководству страны в Кремле. Он, кстати, был одним из тех, кто поддержал проектирование полуторатонных автомобилей, получивших впоследствии название «ГАЗель», а затем отстаивал это направление перед приезжавшим в 1987 году на ГАЗ заместителем председателя Совета министров СССР Иваном Силаевым.

Игорь Сергеевич Мухин умер скоропостижно в 1988 году, в возрасте 60 лет. Но его жизнь и путь в профессии до сих пор остаются примером для многих заводчан. В числе продолжателей дела Мухина — Евгений Михайлович Мурашкин, Александр Григорьевич Масягин, Игорь Александрович Лебедев, Владимир Васильевич Тукмаков, Владимир Степанович Мещеряков и многие другие.

Сегодня подразделение, которое когда-то возглавлял Игорь Сергеевич, стало самостоятельной организацией в составе компании — ООО «Военный инженерный центр». Сотрудники ВИЦ создают новые поколения боевой бронированной колесной техники, заботясь об обороноспособности страны. А с 2015 года в НГТУ им. Р. Е. Алексеева появилась базовая кафедра «Боевые бронированные колесные машины». Ее возглавил один из учеников И. С. Мухина — Юрий Николаевич Зеленое. Так одно из важных направлений конструкторской школы Горьковского автозавода, у истоков которого стоял И. С. Мухин, продолжает развиваться и в наши дни.

Вениамин Шерстинский,
заслуженный автозаводец,
ветеран труда

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Талантливый создатель бронетехники Королев, Ю. Талантливый создатель бронетехники : [к 80-летию конструктора автомобильной промышленности И.С. Мухина] / Ю. Королев // Автозаводец. – 2008. – 12 июля (№ 101). – С. 2
2 Наш Игорь Сергеевич Кудрявцев Ю. Наш Игорь Сергеевич : [о И.С. Мухине, директоре НТЦ ГАЗа] // Автозаводец. – 2003. – 12 июля. – С. 2
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Создатели моторов Шерстинский В. Создатели моторов : [о конструкторах ГАЗ Н.Р. Кокуеве и Г.К. Шнейдере] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 2
4 Стоявший у истоков «Волги» Шерстинский В. Стоявший у истоков «Волги» : [о конструкторе ГАЗ П.К. Лапшине] // Автозаводец. – 2018. – 25 окт. (№ 120). – С. 2
5 Испытанные на прочность Шерстинский В. Испытанные на прочность : [о Я.Н. Рябинине и К.Д. Кузнецком – испытателях автомобилей ГАЗ] // Автозаводец. – 2018. – 23 окт. (№119). – С. 2.
6 Виртуоз компоновки Шерстинский В. Виртуоз компоновки : [о конструкторе ГАЗа Ф.А. Лепендине] // Автозаводец. – 2018. – 11 окт. (№ 114). – С. 3.
7 Автознаменитость Шерстинский В. Автознаменитость : [о конструкторе ГАЗа Н.А. Юшманове] // Автозаводец. – 2018. – 20 сент. (№ 105). – С. 3
8 Создатели истории Шерстинский В. Создатели истории : [о конструкторах ГАЗа Р.Я. Ушакове и С.И. Плеховиче] // Автозаводец. – 2018. – 18 сент. (№ 104). – С. 3
9 История в лицах История в лицах : [50-летняя история завода коробок скоростей (ЗКС)] / подгот. М. Седоков, А. Гридин // Автозаводец. – 2018. – 18 авг. (№91). – С. 2
10 Мечта сбылась Шерстинский В. Мечта сбылась : [об инженере-испытателе ГАЗ В.В. Гулине] // Автозаводец. – 2018. – 14 авг. (№ 89). – С. 3

Страницы