Самая высокая мечта — высота

Масленникова Н. Самая высокая мечта — высота : [об автозаводском аэроклубе] // Автозаводец. – 2004. – 17 авг. – С. 2

Сегодня исполняется 70 лет со дня организации на автозаводе аэроклуба имени Михаила Васильевича Водопьянова. История его создания и деятельности — одна из ярких страниц в "биографии" завода. Открывшийся в предвоенные годы, он стал важным звеном в подготовке кадров для авиации, внесшей заметный вклад в Великую Победу.

Аэроклуб сплотил вокруг себя автозаводских парней и девчат, готовых претворить в жизнь популярный в 30-е годы лозунг: "Комсомолец, на самолет!" Его работа была организована на базе планерной станции, созданной в апреле 1933 года, первым руководителем ее был летчик-планерист, выпускник планерной школы при ЦС ОСОАВИАХИМа Анатолий Данилович Робуль. Первый планер УС-3 был приобретен на средства автозавода. Показательный полет проходил 12 апреля 1933 года на пустыре перед Центральным клубом. Собравшиеся с удивлением наблюдали, как безмоторный аппарат по команде пилота Анатолия Робуля, освободившись от резинового амортизатора, плавно полетел на высоте 25 метров и, преодолев расстояние около 400 метров, приземлился. Восторгу зрителей не было предела. Они кричали, бежали вслед за планером, аплодировали. В этот день Анатолий Данилович Робуль совершил несколько показательных полетов. Цель их была привлечь молодежь в планерную секцию.

С мая 1933 года уже начались регулярные занятия планеристов. Теорию изучали в классе, на практические полеты выезжали зимой на берег Оки, а летом — на склоны холмов в Афонине. Обучение молодежи проходило без отрыва от производства и учебы. Так было положено начало создания аэроклуба при Горьковском автозаводе.

Летом 1934 года на площадку, где занимались планеристы, приземлился самолет У-2. Из кабины вышел плотный коренастый мужчина. Это был Алексей Константинович Куимов, назначенный областным комитетом ОСОАВИАХИМа начальником автозаводского аэроклуба. По решению обкома аэроклубу выделили два самолета, а в районе Западного поселка под ангар было определено большое деревянное здание из-под склада. Аэроклуб начал готовить не только планеристов, но и пилотов, парашютистов.

Аэродром размещался сначала у Стахановского поселка, а затем в Стригине, там где сейчас находится аэропорт местных линий. В созданном при аэроклубе кружке молодежь с увлечением овладевала парашютным делом. К этому времени аэроклубы оборонного общества получили надежные парашюты, учебные и спортивные самолеты. Повсеместно строились парашютные вышки. В сентябре 1934 года совершили первый парашютный прыжок с самолета У-2 курсанты парашютной секции под руководством инструктора-парашютиста П. М. Скорнякова. Первыми парашютистами были Р. М. Скоробогатова, М. М. Копнин, В. П. Коновалов, К. Е. Сазонов, Стешов, Токарев, Чекмарев, Краснов.

О Римме Марковне Скоробогатовой нужно сказать особо. Это первая из женщин, совершившая парашютный прыжок в городе Горьком. Окончив без отрыва от производства автотехникум, парашютную и летную школы, а также школу инструкторов-парашютистов, она в 1935 году стала начальником парашютной станции аэроклуба. За отличную работу по подготовке парашютистов Р. М. Скоробогатову избирают в Автозаводский районный Совет рабочих и крестьянских депутатов, о чем свидетельствует сохранившийся мандат за №281, который сейчас находится в музее истории ОАО "ГАЗ". Римма упорно совершенствует и свое парашютное мастерство. Она совершает прыжки различной сложности днем и ночью, на воду, с различной высоты и разных типов самолетов. Свой сотый парашютный прыжок Римма сделала 31 августа 1938 года. Всего же в удостоверении инструктора парашютного спорта первой категории Риммы Скоробогатовой значатся 115 прыжков. В те годы это считалось большим спортивным достижением.

В январе 1935 года в Центральном клубе автозавода состоялся торжественный вечер, посвященный первому выпуску пилотов аэроклуба им. М. Водопьянова. Это имя было присвоено аэроклубу 10 июля 1934 года после посещения предприятия легендарным летчиком челюскинской эпопеи Героем Советского Союза Михаилом Васильевичем Водопьяновым. На вечере чествовали первых выпускников Т. М. Балутина, В. А. Баженова, А. В. Бондарчука, В. С. Германа, Е. Ф. Денисова, Калинина, Н. И. Красавина, И. В. Кузнецова, М. М. Копнина, В. П. Коновалова, А. А. Миронова, В. Сорокина, Р. М. Скоробогатову, А. Г. Сакина, С. М. Тазова, В. Ф. Федорова, Л. Н. Чичурина и других.

Тесная связь с молодежью завода и района позволила аэроклубу быстро завоевать авторитет. Когда объявлялся набор курсантов, заявления подавали сотнями. Второй состав учлетов был укомплектован уже 55 лучшими ударниками завода. Среди них одна девушка — Анастасия Нестерова, воспитанница Риммы Скоробогатовой, с которой она неоднократно выступала на парашютных соревнованиях за город и область.

В 1932 году Анастасия Нестерова окончила рабфак при автозаводе, работала в парткоме литейных цехов, в техническом секторе, в райкоме партии. С большим интересом следила за ростом популярности авиационного спорта. Ей очень нравилось наблюдать за парашютными прыжками Риммы Скоробогатовой. Появилось огромное желание самой испытать ощущение высоты, свободного полета под куполом парашюта. Приняв решение, Настя и еще несколько девушек с завода пишут рапорт на имя начальника аэроклуба о зачислении их в парашютную секцию. После прохождения медицинской комиссии в группе парашютистов из девушек осталась только Настя Нестерова. И вот уже накапливается опыт, растет мастерство. Она выступает с показательными прыжками на различных спортивных праздниках. Вместе с Риммой Скоробогатовой Анастасия Нестерова отстаивает спортивную честь команды парашютисток заводского аэроклуба, а в 1940 году возглавляет ее на вторых Всесоюзных соревнованиях. Приказом по Горьковскому областному совету ОСОАВИАХИМа от 20 декабря 1938 года ей было присвоено звание инструктора парашютного спорта 2-й категории. К началу Великой Отечественной войны А. И. Нестерова совершила 157 парашютных прыжков, подготовила более 60 спортсменов-парашютистов. В нашем музее хранятся фотографии Н. Н. Добровольского: известный фотолетописец ГАЗа запечатлел парашютные прыжки Анастасии Нестеровой. Они могут многое рассказать о деятельности аэроклуба.

Аэроклуб рос и развивался. В его распоряжении было уже 8 самолетов, 7 планеров. Приступили к строительству второго ангара и парашютной вышки. Пополнение личного состава (инструкторы-летчики, авиационные техники) в основном шло за счет молодежи завода, прошедшей обучение в аэроклубе. Задачи определял лозунг "Дадим стране 150 тысяч летчиков!" Так, из третьего выпуска курсантов для работы в аэроклубе в качестве инструкторов-летчиков были оставлены А. Крусин, А. Паршин, В. Робуль, Н. Ковырзин, М. Большаков, Н. Морозов и другие. После соответствующей подготовки им было доверено вести занятия с курсантами. Молодые инструкторы-летчики не только учили летать других, но и сами совершенствовали свое мастерство. В октябре 1941 года аэроклуб сделал последний выпуск. Вскоре весь его состав на учебных самолетах был направлен в г. Алатырь Чувашской АССР, где на базе аэроклубов формировались авиационные транспортные и легко-бомбардировочные полки. Все командование аэроклуба и курсанты-выпускники были призваны в кадры Военно-Воздушных Сил. В годы Великой Отечественной войны они проявили себя смелыми, решительными людьми. Геройски сражались и пали смертью храбрых летчики-инструкторы П. Кириллов, Самсонов, первый начальник аэроклуба А. К. Куимов, инструктор-парашютист П. М. Скорняков, инструктор-планерист А. Д. Робуль и многие другие выпускники аэроклуба.

За время своего существования, с 1934-го по 1941 год, аэроклуб подготовил 500 специалистов авиационного дела. Многие из них связали свою судьбу со службой в Вооруженных Силах СССР. Этот аэроклуб воспитал Римму Скоробогатову — первого в Горьком мастера парашютного спорта СССР среди женщин. "Профессором невесомости" называл Юрий Гагарин выпускника аэроклуба им. М. Водопьянова летчика-испытателя Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Старикова. Он был одним из первых летчиков, принимавших участие в подготовке космонавтов. В Великую Отечественную 9 воспитанников аэроклуба были удостоены звания Героя Советского Союза. Это летчики А. И. Поющев, А. Д. Буханов, Д. М. Минеев, В. А. Москвичев, Я. Я. Ляхов, М. И. Бахтин, В. М. Курманин, В. Л. Волгин, П. И. Мотков. Светлая память о них навсегда останется в сердцах автозаводцев.

Н. МАСЛЕННИКОВА, сотрудница музея истории ОАО "ГАЗ".

• Фото из архива заводского музея.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 История автозаводского трамвая № 8 Мальцев В. [История автозаводского трамвая № 8] [Электронный ресурс] : [отрывок из статьи «Время народных строек»]. – Режим доступа: http://www.lensmena.ru/arhin/numb2011/48/neizvestnoe/10-1.html (дата обращения: 24.04.2017)
2 От инициативы до реализации Вожегов С. От инициативы до реализации : [интервью с депутатом городской Думы А. Котельниковым о дорогах и «пробках» на них] // Автозавод on-line. – 2014. – 11 сент. – (№ 82). – С. 4-5
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Дыхание времени Гусев А. Дыхание времени : [к 100-летию комсомола. Открытие капсулы потомкам у здания администрации Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 1
4 Шагнувший к звездам Честнова И. Шагнувший к звездам : [о пребывании Ю.А. Гагарина в Нижнем Новгороде, в том числе и на ГАЗе] // Автозаводец. – 2018. – 19 апр. (№ 42). – С. 2
5 Юность, опаленная войной Мухина Е. Юность, опаленная войной : [об автозаводцах-ветеранах войны и труда] // Автозаводец. – 2017. – 20 мая. – С. 2
6 Полёты из нового терминала Красин Е. Полёты из нового терминала : [о аэропорте Стригино] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 3 мая (№ 17). – С. 16-17
7 Город Горький. Юрия Гагарина Круглов Е. Город Горький. Юрия Гагарина [Электронный ресурс] : [Ю. Гагарин пи В. Терешкова в разные годы побывали на Горьковском автозаводе] // Сайт газеты Нижегородская правда. – 2017. – 10 апр. – Режим доступа: http://www.pravda-nn.ru/archive/2017-04-10/gorod-gorkij-jurija-gagarina/ (дата обращения: 12.04.2017)
8 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
9 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
10 И память о былом – отрада Кулькова И. И память о былом – отрада : [воспоминания автозаводца Ю. Курносова] // Автозаводец. – 2017. – 16 фев. (№ 18). – С. 2

Страницы