Ровесник Горьковского автозавода

Мухина И. Ровесник Горьковского автозавода : [о конструкторе Л.И. Вихко] // Автозаводец. – 2016. – 13 авг. (№ 90). – С. 7

Долгая история автогиганта отмечена событиями, имеющими значение для всей страны. И, конечно же, за каждым достижением ГАЗа стоят люди, их труд и упорство, профессионализм и творчество. В числе тех, чье имя до сих пор помнят на Горьковском автомобильном, — конструктор Лев Иванович Вихко, ровесник завода. В этом году ему исполнилось бы 85 лет.

О своем наставнике вспоминает ветеран Горьковского автозавода, заслуженный машиностроитель РФ, в прошлом главный конструктор легковых автомобилей Владимир Никитич Носаков.

— Лев Иванович работал на ГАЗе с 1954 года. Он являлся разработчиком узлов оперения кузова автомобилей «Волга» ГАЗ-21 и ГАЗ-24, «Чайка» ГАЗ-13 и ГАЗ-14, грузовых машин ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Под руководством этого неординарного талантливого конструктора я начинал свою трудовую деятельность, — рассказывает ветеран. — Будучи руководителем моей преддипломной практики на ГАЗе, Вихко открыл для меня профессию конструктора, сделал ее целью всей моей жизни. Помню, когда я искал форму кузова для своего дипломного проекта, были десятки вариантов, мне они нравились, одни больше, другие меньше. Однако Лев Иванович браковал чертеж за чертежом. Я изрисовал блокнот до конца, пока он не утвердил вариант. Не получалась у меня и разработка поверхности капота, Вихко торопил с чертежом, а я все возился с черновиком. «Ты что, и жизнь хочешь прожить с черновиками?» — сердито отчитал меня Лев Иванович. Раскритиковал он и чертеж общего вида автомобиля, вызывавший восторг у студентов-однокашников. Зато после того, как я с отличием защитил диплом, Вихко был невозмутим, демонстрируя, что, мол, и не сомневался в успехе ученика... Сказал: «Давай к нам на работу...».

— Когда я пришел в конструкторско-экспериментальный отдел ГАЗа, меня записали в другое КБ, но Вихко добился, чтобы я попал именно в группу оперения кузовов, которой он руководил. Мне очень повезло, поскольку я пришел в кузовное конструкторское бюро в то время, когда там только начинали проектировать модель автомобиля «Волга» ГАЗ-24, — продолжает ветеран.

Как говорит В. Н. Носаков, его наставник с первых дней поручал ему задания любой сложности, брал с собой на совещания в цеха, в технологические бюро и на техсоветы. Благодарный ученик отзывается о своем педагоге, как об очень интересном, энергичном и изобретательном человеке.

— Лев Иванович мог в любой обстановке, как говорится, на салфетке нарисовать чертеж будущей конструкции, — отмечает Владимир Никитич. — А как он мечтал о личном автомобиле! Но в те годы они были  роскошью для  конструкторов. И Вихко приобрел мотороллер «Тула», сконструировал и сам изготовил к нему коляску, а потом катал в ней по району своих детей, коллег.

По словам Владимира Никитича, это был одаренный, неугомонный специалист кузовного дела, всегда находившийся в напряженном поиске. Он прекрасно знал производство и технологию, был очень уважаемым на заводе и обладал непререкаемым авторитетом у коллег. При этом его отличали требовательность, принципиальность и прямота.

— За годы работы на Горьковском автозаводе я сделал немало, многому научился, и могу сказать, что добрую половину профессиональных секретов узнал от своего наставника и учителя, — подчеркивает Владимир Носаков. — Усвоил целый ряд правил и советов, которыми Лев Иванович щедро делился с нами и которые неуклонно соблюдал сам. «Пусть конструктор десять раз сломает голову над своей разработкой, зато потом голова не будет болеть у изготовителей и пользователей автомобиля», — говорил он.

В 1967 году Лев Иванович Вихко был направлен на ВАЗ, где вскоре занял должность главного конструктора кузовов, возглавив разработку кузовов всех моделей нового автозавода — от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2110. Заслуженный машиностроитель России, талантливый конструктор отечественного автопрома ушел из жизни в 2007 году. Память о нем жива среди его учеников и товарищей.

Подготовила Екатерина МУХИНА

Фото из архива Владимира НОСАКОВА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Жизнь инженера Шерстинский В. Жизнь инженера : [о П. Э. Сыркине, ведущем конструкторе КЭО ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 фев. (№ 22). – С. 2
2 Преданность профессии Шерстинский В. Преданность профессии : [о Б.Н. Панкратове, ведущем конструкторе кузовов и кабин ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 14 фев. (№ 17). – С. 3
3 Конструктор, академик, педагог Шерстинский В. Конструктор, академик, педагог : [о главном конструкторе ГАЗа Ю.В. Кудрявцеве] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 5
4 Юбилей в кругу друзей Кулькова И. Юбилей в кругу друзей : [о ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 13 дек. (№ 141). – С. 2
5 С автомобилем на «ты» Шерстинский В. С автомобилем на «ты» : [о Ю.В. Тихонове, заместителе главного конструктора ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 13 окт. (№ 116). – С. 2
6 Потомственный автомобилист и хранитель истории Колесникова Н. Потомственный автомобилист и хранитель истории : [о В.Б. Грекове, начальнике бюро доводки и испытаний автомобилей ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 11 окт. (№ 115). – С. 2
7 Двойной юбилей Кулькова И. Двойной юбилей : [о Матясове А.В., управляющем сборочно-кузовным производством ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 16 сент. (№ 104). – С. 3
8 Доброе сердце ученого Максимова И. Доброе сердце ученого : [о Б.И. Старинове, инженере-конструкторе ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 16 сент. (№ 104 ). – С. 8
9 Жизнь в движении Махонина А. Жизнь в движении : [о А.И. Сеземине, председателе совета ветеранов Автозаводского района] // Автозаводец. – 2016. – 1 сент. (№ 98). – С. 3
10 Конструктор с военным прошлым Шерстинский В. Конструктор с военным прошлым: [о Б.В. Подъельникове] // Автозаводец. – 2016. – 18 авг. (№ 92). – С. 3

Страницы