«Продолжайте!»

Колесникова Н. «Продолжайте!» : [о конструкторе военной техники Н.А. Астрове] // Автозаводец. – 2016. – 28 апр. (№ 47). – С. 4

«Доктор танковых наук» — так называли известного в СССР создателя легкой автобронетанковой техники Николая Александровича Астрова. 28 апреля исполнилось 110 лет со дня его рождения.

Имя Астрова вписано в историю Отечества, его знают и помнят на Горьковском автозаводе. Его жизнь была непростой и долгой. Она вместила все: арест и расстрел отца и брата, обвинение в контрреволюционной деятельности самого Николая Александровича, плодотворную конструкторскую работу, связанную с обороной страны, уважение коллег, почетные звания, Сталинские премии, ордена и другие награды.

На Горьковском автозаводе Николай Астров проработал всего пять лет — с августа 1941-го по октябрь 1946-го, но всегда помнил об атмосфере дружбы и благожелательности, царивших в коллективе, а также о деловых отношениях, которые неизменно помогали в труде.

Николай Александрович Астров родился в столице в 1906 году, в семье профессора Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана. Окончил школу в 1924-м и поступил чертежником в НАМИ, где участвовал в проекте создания заднего моста первого советского малолитражного автомобиля НАМИ-1. В 1928 году окончил Московский электромашиностроительный институт и устроился на электроламповый завод. С 1929-го по 1930 год был ассистентом в Московском электромеханическом институте.

Его арестовали в 1930-м и осудили по делу промпартии, приговорив к тюремному заключению. Но уже через год освободили, и с декабря 1931-го по май 1934-го он работал инженером-конструктором, а затем начальником Автотракторного КБ технического отдела экономического управления ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление при Совете народных комиссаров) СССР, где занимался разработкой конструкций опытных танков ПТ-1 и ПТ-1А, Т-29. В этом учреждении — так называемой шарашке — трудились заключенные, но Николай Александрович возглавлял его как вольнонаемный служащий. Во время показа ПТ-1 высшему руководству он лично представлял машину Иосифу Сталину. Потом вспоминал, что не было случая после самой первой встречи с генсеком во время демонстрации плавающего ПТ-1, чтобы вождь, завидев Астрова, не подчеркивал: «Товарищ Астров, я вас помню!» Николай Александрович считал, что только одно слово Сталина «Продолжайте!», сказанное в 1939 году и ставшее напутствием на длительный срок работы над дизельным танковым двигателем, оградило его от дальнейших репрессий.

В 1934 году Н. А. Астров становится главным конструктором завода № 37 в Москве. Под его руководством создавались плавающий танк Т-38 (1935 год) и Т-40 (1939), гусеничный полубронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (1936), на которых использовались автомобильные силовые агрегаты и некоторые узлы трансмиссий автомобилей ГАЗа. С этого времени началось его сотрудничество с Горьковским автозаводом.

Во время Великой Отечественной войны Николай Александрович был назначен заместителем главного конструктора Горьковского автозавода по спецпроизводству. Он сам вспоминал, как вошел в кабинет главного конструктора ГАЗа Андрея Александровича Липгарта в танкистском комбинезоне в августе 1941-го, держа в руках шлемофон и приказ о своем назначении. Постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) на ГАЗе нужно было организовать массовое производство танков. В танке, на котором Астров приехал в Горький, был установлен шестицилиндровый двигатель «ГАЗ».

Удачные испытания Т-60 позволили принять ГКО постановление об их массовом производстве, в том числе и на нашем автозаводе. Астров вспоминал: «Когда я приехал в Горький, то был принят как свой человек. Между конструкторским КБ в Москве и КЭО ГАЗа сложились очень хорошие деловые отношения. Это способствовало получению результатов, и в конце октября 1941 года Т-60 были уже на фронте». Боевое крещение они получили в битве под Москвой. А в конструкторском отделе ГАЗа уже разрабатывали новый танк Т-70. Было найдено удачное инженерное решение: на Т-70 ставился спаренный двигатель, что дало возможность улучшить характеристики машины, увеличить ее скорость, повысить маневренность. Сроки были сжатые, и уже в феврале 1942 года машину показывали в Москве. Второй по массовости танк Великой Отечественной получил путевку в жизнь, успешно воевал, вошел в Берлин.

Ко времени работы Астрова на Горьковском автозаводе относится и модернизация СУ-76М, и создание в 1943 году новой модели легкого танка Т-80.

Н. А. Астров всегда отмечал, что успешное создание машин на Горьковском автозаводе стало возможным только благодаря конструкторской школе, которая была создана Владимиром Ивановичем Ципулиным (руководитель технического отдела ГАЗа с 1931-го по 1932 год. — Прим. ред.) и продолжена А. А. Липгартом. «Ее нелегко характеризовать. Это сложный комплекс традиций, приемов, которые входят в рабочий процесс, во взаимоотношения между сотрудниками, которые делают работу интересной, творческой».

После войны Николай Александрович работал на Мытищинском машиностроительном заводе, с 1946-го был его главным конструктором. Под руководством Астрова созданы гусеничные шасси для авиадесантных артиллерийских самоходных установок ВСУ-57 (1950) и АСУ-85 (1959), зенитно-артиллерийские комплексы ЗСУ-23-4 «Шилка» (1964), полубронированный артиллерийский тягач АТП, зенитно-ракетные комплексы «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска».

Николай Александрович участвовал в создании многоцелевого восьмиколесного шасси «560», которое по своим оригинальным эффективным решениям рассматривалось как резерв для будущего развития автомобилей высокой проходимости. Он помог в профессиональном становлении многим автомобильным ученым, конструкторам, испытателям. Всего Астров создал 26 типов боевых машин пяти семейств, принятых на вооружение.

Николая Александровича не стало в 1992 году. За более чем пятидесятилетнюю творческую деятельность генерал-полковник, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР был отмечен высоким званием Героя Социалистического Труда, тремя Сталинскими и одной Государственной премиями, тремя орденами Ленина, двумя — Трудового Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, медалями.

Наталья КОЛЕСНИКОВА

Фото из фондов музея истории ОАО «ГАЗ»

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Герой-конструктор удостоился музея Ильицкий В. Герой-конструктор удостоился музея // ТАМ. – 2011. – 13 янв.
2 Николай Астров Николай Астров // Нижегородская энциклопедия. – 2010. – 26 февр.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Концепция лидерства Целибеев С. Концепция лидерства : [о главном инженере-конструкторе ГАЗ В. Желтове] // Автозаводец. – 2024. – 25 янв. (№ 4). – С. 3. – (Проект).
4 Разработчик и испытатель Горчаков А. Разработчик и испытатель : [о главном конструкторе внедорожников и вездеходов ГАЗ В.А. Грачеве] / А. Горчаков, Р. Данилов, А. Чистяков // Автозаводец. – 2023. – 13 апр. (№ 15). – С. 15. – (Легенды ГАЗа).
5 Незаурядный человек Целибеев С. Незаурядный человек : [об открытии мемориальной доски Юрию Лобанову – основоположнику создания системы продаж автомобилей на ГАЗе] // Автозаводец. – 2023. – 16 марта (№ 11). – С. 16. – (Память).
6 В честь Липгарта Федотова, О. В честь Липгарта : [граффити с изображением А. Липгарта в НАМТе] // Автозаводец. - 2022. – 24 нояб.(№ 47). - С. 14.
7 Завод судьбы Целибеев Е.П. Завод судьбы :[о заместителе генерального директора ГАЗ Е.П. Цибереве] // Автозаводец. – 2022. – 17 марта (№11). – С. 15. – (Юбилей).
8 Аллея славы Творцы истории : [Аллея славы выдающихся автозаводцев пополнилась еще шестью именами] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей).
9 Мастер библиотечного дела Мастер библиотечного дела : [о директоре технической библиотеки ГАЗ Е.П. Шишиной] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 16. – (Память).
10 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о Н.Ф. Гридине – директоре Завода коробок скоростей] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).

Страницы