Подтяни колени… вытяни пальцы!

Андрюшина Л. Подтяни колени… вытяни пальцы! [Электронный ресурс] : [о М.И. Сухановой, руководителе ансамбля «Радуга»]. // Нижегородская Правда. – 2011. – 22 апр. – Режим доступа: http://www.pravda-nn.ru/archive/number:919/article:14795/ (Дата обращения: 04.03.2016)

— Давайте сделаем лучше, ребята! — Майя Ивановна останавливает концертмейстера. — Постарайтесь резче взмахнуть ножкой, но опустите ее на каблук мягко, чуть задержав на весу.

Мальчики в репетиционных трико, схватив на лету новое движение и оценив находку учителя, мгновенно меняют акценты в танцевальном па. И в самом деле, получается задорнее. Они это почувствовали и озоруют: взъерошили волосы, вздернули носы, залучились глазами.

Педагог, чутко уловив состояние учеников, на несколько секунд делает паузу… И следующим замечанием снова заставляет их собраться.

Майя Ивановна это умеет. Умеет еще со времен существования Дома культуры школьников Горьковского автозавода, где ее детский коллектив работал много лет. Иначе она не имела бы звания «Заслуженный работник культуры России».

А Майя Суханова — еще и кавалер ордена «Знак Почета», заслуженный автозаводец, лауреат десятков конкурсов краевого, республиканского, международного значения.

Она росла в рабочей семье. Вспоминает: «Меня воспитало довоенное радио». В самом деле, в середине прошлого века репродуктор считался важной жизненной ценностью.

Здесь она впервые услышала музыку. Слушала и раньше, конечно. Но по-настоящему услышала — так, что взволновалась до слез, — во время одного из радиоспектаклей по знаменитому балету. Протанцевала весь вечер. А на следующий день по зову подружки: «Пойдем в Центральный клуб, туда пришла такая учительница танцев!», побежала не раздумывая.

Говорят, талантливый ученик повторяет учителя. А если талантлив сам учитель, то судьба ученика — ограненный бриллиант. Если бы не Юзефа Генриховна Шенц, маленькая Майя Кулагина, возможно, пошла бы по жизни другой дорогой.

…В стране настали трудные времена: война, послевоенные лишения. Но ни один из кружков в Центральном клубе не закрылся. Все так же бесплатно занимались с подростками, возили в автобусах на концерты, организовывали экскурсии по ближним городам.

Но: «Делу время, потехе час! — говаривал отец Майи. — Наша семья заработала уважение честным трудом на заводе. Ты, дочка, должна пойти за нами».

После школы Майя поступила в автомеханический техникум — самый престижный в ту пору в городе Горьком. Закончила с отличием. Три года работала в отделе главного технолога. Танцы, конечно, не забывала. Иногда убегала на репетиции тайком от родителей.

В 1961 году Центральный клуб сменил статус и название. Взрослые коллективы ушли в только что открывшийся Дворец культуры автозавода, а клуб стал Домом культуры школьников. Сюда побежали ребятишки со всего района. И вот однажды на занятии подзывает ее к себе директор Дома культуры Тамара Смольянинова: «Юзефа Генриховна уходит на пенсию. У тебя нет специального образования в области культуры, но коллектив я тебе доверю».

Ткани красила в ванной

Она сразу решила, что в ее кружке все будет самое лучшее — такая она, Майя, по жизни. Лучшие педагогические традиции. Добрые отношения между ребятами. Самая красивая музыка. Оригинальные постановки танца.

Самые высокие требования Майя всегда предъявляла к себе. Для нее не существовало мелочей. Ездила по складам и тщательно отбирала ткани. Красила в ванной анилиновыми красителями. Сама шила костюмы для танцев. Не уходила из пошивочной, пока не была застегнута на все пуговицы косоворотка на самом маленьком артисте...

Мальчишки всегда прибегали к ней на занятия первыми. Какими такими «калачами» заманивала Майя Ивановна в ансамбль ребят?! И это — в условиях всеобщего «дефицита» парней в лучших хореографических коллективах страны!

К середине шестидесятых годов маленькие участники заводской художественной самодеятельности переросли статус кружковцев. Если прежде танцевал всего один состав детей и новый организовывали лишь тогда, когда юные артисты заканчивали школу, то теперь каждый год стали набирать и учить малышей.

Приверженность к строгому классическому танцу, отточенная техника исполнения, художественная строгость в выборе темы и выразительных средств позволяли уже говорить о школе Сухановых.

Да, их стало двое. Юрий Суханов тоже ходил в кружок к Юзефе Генриховне. Барышню Маечку Кулагину — самую маленькую и тоненькую — обожал робко и застенчиво. Но подружились они много позже. Юрий стал ходить на уроки к любимой девушке, а та понемногу втянула его в занятия с мужской половиной ансамбля — пацанятам нужна была твердая мужская рука. В 1970 году Майя и Юрий поженились и были признаны самой красивой парой города Горького. Теперь Майя отдавала детям все свободное время. Ансамбль каждый год ездил с концертами в Москву. Выступали на ВДНХ. Записывались на телевидении. Работали со знаменитыми режиссерами и балетмейстерами.

Про насморк и танцы в уме

Из этого первого поколения многим она дала путевку в профессию. Минуя средние и высшие специальные учебные заведения, ее ребята становились артистами балета. Трое получили звание «Заслуженный артист РСФСР»: Галина Архарова, Валентина Серова и Сергей Дьяков. Прекрасными педагогами стали Татьяна Невская и Надежда Перевозкина.

…А ведь Майя Ивановна и сама не имеет специального образования в области культуры! Этот факт «встал ребром» в начале семидесятых, когда ансамбль выдвинули на присвоение звания «образцовый». Выдвинули первым в Горьковской области — до них образцовых коллективов здесь не было.

Звание им дали. А Майя отправилась учиться в Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры.

Вернулась она, закончив учебу с отличием — как делала «с отличием» все, что намечала себе в этой жизни. И начался второй период жизни ансамбля. Теперь уже на базе Дворца культуры «ГАЗ». В сентябре к Майе Ивановне и Юрию Александровичу Сухановым пришли более полутысячи детей.

— Основной закон нашего жанра — трудолюбие, — говорит Майя Ивановна.

Физические нагрузки на занятиях значительны. Для четырехлетних это веселые игры, в ход которых опытные педагоги постепенно вплетают начальные элементы хореографии, а позже — танца. В старшей же группе юноши и девушки часами работают у балетного станка. На сводных репетициях перед ответственными концертами «учебный день» танцоров начинается воскресным утром, а заканчивается на закате. Ребята не ропщут.

На пороге XXI века ансамбль еще более раздвинул границы признания в кругу профессионалов. Поездка на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, выступления перед первыми космонавтами в Звездном городке, первая зарубежная поездка в Боливию… Майя Суханова использовала все возможности, чтобы дети получили новый опыт.

В каждом поколении детей любимые номера разные. Одно поколение любит «Барыню». Этот танец всегда хорошо воспринимается зрителями. Многие выделяют танец «Молодежный перепляс». Его танцуют все дети, это золотой фонд ансамбля. Визитная карточка «Радуги» — «Вензеля», которым открывают большинство концертов. Публика очень любит украинский танец «Гопак». В младшей группе сейчас самый любимый «Махонька». Танец очень динамичный, эмоциональный, не похож на остальные. У него своеобразные движения, очень интересные костюмы. …Мальчикам очень нравится «Мужской перепляс», где они не только танцуют, но и подбадривают себя выкриками.

Семьей единой

В начале девяностых все рухнуло.

— Приезжаю на базу выбрать ткани для костюмов, а там только черное и серое, — рассказывает Майя Ивановна.

Как пережили те годы, тяжело вспоминать. Жалко было детей, которых лишают такой увлекательной «взрослой игры». Жалко было дело, в которое вложили столько сил. Но тяжелее всех, видимо, пришлось родителям. На них было больно смотреть. В семьях растерялись: чем занять пустеющую нишу в воспитании ребенка? В конце концов решили: вместо того, чтобы потом спасать сына от наркомании в будущем, лучше сегодня вложить в его воспитание личные деньги. Занятия объявили платными. Сначала сдавали в кассу по три рубля, потом по пять… И с еще большей настойчивостью повели к Сухановой детей и внуков.

— Я в ансамбле научился многим полезным вещам, — признался любимому педагогу 35-летний наладчик электрооборудования Денис Перепечаев. — Физическую подготовку, выносливость, уверенность в себе — все это получил в «Радуге». И с такими понятиями, как дружба, сопереживание, взаимовыручка, уважение, я тоже познакомился в ансамбле. Поэтому, когда подрос сын Алеша, мы долго не раздумывали, чем ему заняться. Я привел его к своим педагогам.

…На праздничном концерте, посвященном золотому юбилею «Радуги», отец и сын Перепечаевы вместе танцевали «Гопак». Зал на 1000 мест, в котором были заняты даже приставные кресла, аплодировал им стоя. Как, впрочем, многим другим артистам и выпускникам танцевального коллектива, среди которых оказались люди разных профессий — от чиновников и журналистов до солистов балета и «просто дедушек». Кстати, о дедушках. Был такой эпизод: ведущие попросили подняться из зала ровесников ансамбля — пятидесятилетних. На сцену вышли несколько десятков зрителей. И вдруг зазвучал «фирменный хоровод» «Радуги»! И они, эти люди, как были — в джинсах, свитерах, рабочих пиджаках, пустились в пляс! Да так слаженно: плечики развернули, животики подобрали. Здесь было все: дробушки, вертушки, присядки... В зал будто запустили шаровую молнию — этакий сгусток энергии. Педагоги были в восторге.

Нынешние педагоги «Радуги» — гордость и опора Майи Сухановой. Можно сказать, они — ее родные дети: Надежда Перевозкина, Игорь Митрофанов, Светлана Горчакова, Наталья Жукова. Все — выпускники ансамбля, в котором сегодня преподают. Все — ученики Майи Ивановны.

«Золотой» концерт «Радуги» длился почти целую рабочую смену. И все это время на краю сцены стояла и внимательно смотрела на артистов маленькая женщина в элегантном белом костюме. Майя Суханова была на ногах много часов, как привыкла за эти полсотни лет на бесконечных репетициях. А ведь ей уже 1 мая исполнится 74 года! «О чем думаете, Майя Ивановна?» — спросили журналисты, выбрав момент между номерами и протянув микрофон к ее устам. И услышали в ответ: «Любуюсь детьми России».

Лариса Андрюшина

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Золотые голоса Воронова Н. Золотые голоса : [к 10-летию создания вокального отделения ДШИ им. А.И. Хачатуряна] // Автозаводец. – 2017. – 30 мая (№ 58). – С. 3
2 «Международная» домра Иконникова С. «Международная» домра : [о музыкальном конкурсе в ДШИ № 1 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 6 апр. (№ 37). – С. 3
3 История ДШИ № 1 [История ДШИ № 1] : [Электронный ресурс] // Сайт ДШИ № 1. – Режим доступа : http://dshi1.nnov.muzkult.ru/history/ (дата обращения: 04.04.2017)
4 «Вы рисуйте, вам зачтется...» Смирнова Л. «Вы рисуйте, вам зачтется...» : [об отделении живописи в ДШИ «Созвездие»] // Автозаводец. – 2017. – 16 марта (№ 28). – С. 7
5 От гармони до оркестра Калюлина Г. От гармони до оркестра : [о С.Д. Крестьянинове, музыканте ДШИ им. Хачатуряна] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 3
6 Надежда Перевозкина: «Концерты “Радуги” везде и всегда проходят на ура» Минская Е. Надежда Перевозкина: «Концерты “Радуги” везде и всегда проходят на ура» : [о танцевальном ансамбле ДШИ «Созвездие» Автозаводского района] // Патриоты Нижнего. – 2016. – 10 февр. (№5). – С. 6
7 История школы История школы [Электронный ресурс] : [о детской школе искусств № 1 Автозаводского района]. – Режим доступа: http://dshi1.nnov.muzkult.ru/history/ (Дата обращения: 15.12.2015)
8 Гармония звука Смирнова Л. Гармония звука : [о VII Открытом российском конкурсе юных исполнителей им. Балакирева в автозаводской Детской школе искусств №1] // Автозаводец. – 2015. – 21 нояб. – С. 7
9 Музыке добавили площадей Красин Е. Музыке добавили площадей : [о расширении музыкальной школы № 15] // Патриоты Нижнего. – 2015. – 18 марта (№ 10). – С. 10
10 А ну-ка песню нам пропой, «Веселый ветер»! Смирнова Л. А ну-ка песню нам пропой, «Веселый ветер»! : [о Е.В. Сорокиной, педагоге музыкальной школы № 1] // Автозаводец. – 2014. – 29 нояб. (№ 136). – С. 10

Страницы