По проселочной дороге

Гордин А. По проселочной дороге : [о истории Автозаводского района: как выглядел район в 40-е годы] // Автозавод-online. – 2012. – 28 ноября-4 дек. (№ 55). – С. 4

Как выглядел наш район в 40-е годы

Мы продолжаем публиковать материал о поселках и деревнях Автозаводского района (начало читайте в предыдущем номере).

Специалист Центрального управления народно-хозяйственного учета Петр Федорович Громов получил особое поручение — провести учет жилой площади во временных поселках Автозавода. В Горьком его встретил представитель Автозаводского райсовета — одетый с иголочки Андрей. Громов сел в служебную «эмку» и отправился осматривать территорию.

«РАЙОН У НАС БОЛЬШОЙ»

Проехав через Монастырку к реке Оке, Громов с Андреем оказались в поселке Гавань, размещавшемся в прибрежной полосе промышленной площадки. «Поселок начали строить еще в 1930 году, — стал рассказывать Андрей. — Техническое состояние зданий крайне неудовлетворительное. Гавань состоит из 22 бараков, в них проживает 1300 человек. В поселке есть школа и столовая». Осматривая Гавань, Громов и Андрей подошли к реке. Смеркалось, ветер гнал с запада тяжелые тучи.

— Петр Федорович, сегодня не успеем все объехать, район у нас большой, да и вы устали с дороги, весь день голодный. Давайте так. Сейчас сразу завернем на Американский, там гостиница, где для вас забронирован номер, и на поселке есть хорошая столовая, поужинаем, — предложил Андрей.

— Хорошо, а много еще осталась временных поселков? — спросил Громов.

— Два. Если вдоль реки дальше на запад, то около водозабора будет еще один. Он так и называется — поселок Водозабора. Всего два барака и три щитковых двухэтажных дома, в которых проживает 500 человек. На Водозаборе построены школа, детский сад и магазин. И недалеко от кварталов Соцгорода находится поселок РЖСКТ и Гужобоза, состоящий из 6 щитковых двухэтажных домов, двухэтажного каркасного дома и бараков. В нем размещено 500 человек, — пояснил Андрей.

Громов все эти данные внес в свой рабочий блокнот. И «эмка» понесла своих пассажиров на восток, к элитному поселку, который был построен для иностранных специалистов и рабочих.

САМЫЙ КОМФОРТНЫЙ

— А что, Американский поселок не является временным? — спросил Громов.

— Нет, по типу строений его относят к постоянной застройке, среди поселков он является самым комфортным. Здесь насчитывается 5 двухквартирных коттеджей, 7 — двухэтажных четырехквартирных, 6 — восьмиквартирных, 9 — двенадцатиквартирных домов, 4 общежития, 1 каркасный дом НКВД, 3 опытных одноквартирных дома. В поселке проживает 1600 человек. Здесь есть центральная тепловая станция, прачечная, клуб, детский сад, магазины, баня, парикмахерская, почта-телеграф, сберкасса, гостиница, столовая и школа, — ответил Андрей.

— Да, пройдет совсем немного времени, ну, может быть, лет 5-10, и все бараки мы снесем, а вместо них построим красивые кварталы с новыми домами, — мечтательно произнес Громов...

Главные герои публикации, за исключением Н. Осинского, вымышленные. Статистические данные (по 1935 году) взяты из источников, хранящихся в ГУ ЦАНО. В статье использована работа Оболенской С. В. «Из воспоминаний».

А. Гордин

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Дыхание времени Гусев А. Дыхание времени : [к 100-летию комсомола. Открытие капсулы потомкам у здания администрации Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 1
2 Шагнувший к звездам Честнова И. Шагнувший к звездам : [о пребывании Ю.А. Гагарина в Нижнем Новгороде, в том числе и на ГАЗе] // Автозаводец. – 2018. – 19 апр. (№ 42). – С. 2
3 Юность, опаленная войной Мухина Е. Юность, опаленная войной : [об автозаводцах-ветеранах войны и труда] // Автозаводец. – 2017. – 20 мая. – С. 2
4 История автозаводского трамвая № 8 Мальцев В. [История автозаводского трамвая № 8] [Электронный ресурс] : [отрывок из статьи «Время народных строек»]. – Режим доступа: http://www.lensmena.ru/arhin/numb2011/48/neizvestnoe/10-1.html (дата обращения: 24.04.2017)
5 Город Горький. Юрия Гагарина Круглов Е. Город Горький. Юрия Гагарина [Электронный ресурс] : [Ю. Гагарин пи В. Терешкова в разные годы побывали на Горьковском автозаводе] // Сайт газеты Нижегородская правда. – 2017. – 10 апр. – Режим доступа: http://www.pravda-nn.ru/archive/2017-04-10/gorod-gorkij-jurija-gagarina/ (дата обращения: 12.04.2017)
6 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
7 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
8 И память о былом – отрада Кулькова И. И память о былом – отрада : [воспоминания автозаводца Ю. Курносова] // Автозаводец. – 2017. – 16 фев. (№ 18). – С. 2
9 Дворцу культуры Горьковского автозавода (ДК ГАЗ) — 55 лет! Дворцу культуры Горьковского автозавода (ДК ГАЗ) — 55 лет! : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xn--80afcom.xn--p1ai/about-dk-gas/yubiley-55-let-dk-gaz/ (дата обращения: 06.02.2017)
10 Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова Ермошина И. Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова : [Электронный ресурс] : [история аэроклуба]. – Режим доступа: http://нижнийновгород.рф/ (дата обращения: 03.02.2017)

Страницы