Особая территория

Честнова, И. Особая территория : [о презентации книги Ю. Богачева "Под городом Горьким. Американский поселок и его обитатели"] // Автозаводец. – 2019. – 2 мая (№ 18). – С. 14.

В библиотеке ДК ГАЗа представили книгу «Под городом Горьким. Американский поселок и его обитатели». Автор воспоминаний – бывший работник Горьковского автозавода и житель исчезнувшего поселка Юрий Богачев.

– Американская тема в истории ГАЗа стоит особняком, она очень интересна и практически не изведана. И вот нашелся человек, который взялся рассказать о людях, сыгравших определенную роль в истории нашего завода. Спасибо вам за это, – поблагодарила автора директор музея истории ГАЗа Наталья Колесникова.

Для успешного решения задач индустриализации страны в 30-е годы прошлого века советское руководство активно привлекало иностранных специалистов. Опытные иностранцы должны были помочь организовать новое производство, запустить импортное оборудование и научить трудиться на нем советских рабочих, вчерашних выходцев из деревень.

– Начало строительства автогиганта совпало с Великой депрессией в Америке, а затем и во всем мире, – рассказывает Ю. Богачев. – Спасая себя и свои семьи, многие отважились приехать в неизвестную Россию на заработки. Других на чужбину привели коммунистические убеждения. Часть мигрантов осталась на новой Родине, приняв гражданство Страны Советов.

Из далекой Америки строители новой жизни сначала плыли через океан в Европу, а оттуда, например, из французского Шербура, добирались до Нижнего по железной дороге.

– Объем трудовой миграции был огромен, – говорит автор книги Ю. Богачев. – По некоторым данным, в США было завербовано 10000 человек, то есть примерно каждый десятый желающий. Для перевозки этой колоссальной массы людей задействовали морской пассажирский флот. Контрактников переправляли, в частности, на трансатлантических лайнерах: «Олимпике», близнеце печально известного «Титаника», и «Левиафане».

В Нижнем Новгороде автозаводцы-иностранцы жили обособленно и с комфортом. Рядом с дубовыми гривами на берегу Оки и селом Карповка для них построили отдельный жилой комплекс, получивший название «Американский поселок». Жили там люди разных национальностей, в разные годы эмигрировавшие в Северо-Американские Соединенные Штаты. В Нижний приехали немцы, венгры французы, итальянцы, чехи, но, пожалуй, больше всего было финнов.

– До 1917 года Финляндия была частью Российской империи. Накануне Первой мировой войны многие финны эмигрировали в Америку. Возможно, кто-то не желал попасть на фронт в составе финских полков царской армии, кто-то уезжал в поисках лучшей доли. Но во времена экономического кризиса 1929 года они вернулись или в Финляндию, ставшую после революции самостоятельным государством, или в СССР, где им обещали доходную и стабильную работу на несколько лет, – поясняет Ю. Богачев.

Многонациональное сообщество иностранцев обосновалось в Американском поселке. Его основная застройка велась в 1930-м и 1931 году.

– Жилье возводили по западным стандартам, – продолжает Юрий Богачев. – Экономичная каркасная технология позволяла построить дом всего за 3 месяца. Причем основную часть материалов и даже сантехники везли из-за океана. Например, маты из прессованного камыша размерами 1,5x3 метра и толщиной 20 см. Этим долговечным природным материалом утепляли стены, полы и потолки.

В квартирах для иностранцев были холодная и горячая вода, централизованная канализация и электричество.

– Русским рабочим приходилось жить в бараках, в то время как иностранцы принимали теплую ванну в двухметровых эмалированных чашах, – рассказывает Ю. Богачев. – И это в 30-е годы прошлого столетия! Бытовых проблем и сложностей с питанием они не испытывали и с полной самоотдачей трудились на производстве. Американский прагматизм в действии.

Управленцы архитектурно-строительной компании «Остин», которая проектировала цеха и корпуса ГАЗа, а также первые дома Соцгорода, жили в двухквартирных коттеджах, специалисты среднего звена – в более скромных двухэтажных многоквартирных домах и домах-коммунах. Холостяки поселились на втором этаже здания американского клуба. В 1943 году его полностью разрушила фашистская бомба.

На американской культбазе в годы Великой Отечественной войны стояли расчеты зенитного полка, прикрывавшие ГАЗ от налетов фашистской авиации.

В разные годы в Американском поселке проживали такие известные люди, как бывший президент Чехословакии Александр Дубчек, директор ГАЗа Сергей Дьяконов и главный конструктор предприятия Андрей Липгарт. Здесь функционировали прачечная, клуб, детский сад, магазины, баня, парикмахерская, почта-телеграф, сберкасса, гостиница, столовая, школа № 4 (впоследствии № 59). Первых учеников двухэтажное деревянное учебное заведение приняло в 1932 году.

– Восемь лет назад я встретился со своими однокашниками, выпускниками 1961 года, которые поделились со мной фотографиями из домашних альбомов, – вспоминает Ю. Богачев. – С этого начался сбор материалов для будущей книги. Отдельная глава посвящена родной, в прошлом «интернациональной», школе и нашим замечательным учителям. Проявив настойчивость, мне удалось установить имена всех учителей нашего времени и создать фотогалерею их лиц. Это моя им благодарность и память. На уроках с соседом по парте Володей Волковым мы с увлечением «перевыполняли» план по решению математических задачек, что после окончания школы позволило мне с легкостью поступить в радиотехникум. Отличному знанию математики мы обязаны нашему дорогому учителю Нине Андреевне Тельновой. А то, что я легко могу отличить английское произношение от американского, – заслуга моего учителя Стеллы Ивановны Салми. Эта неординарная женщина приехала в Нижний Новгород вместе со своими родителями из Америки в тринадцать лет. Мне посчастливилось жить в коммуналке по соседству с ее семьей.

Не скучала детвора и после школы. Чем только не занимались. Например, группой из нескольких мальчишек умудрялись  переплывать Оку, предварительно вычислив, не идет ли «Ракета» из Павлова. Кто-то забирался на верх правого берега полакомиться вишней в местных садах. Зимой ходили на лыжах на ту сторону Оки, на знаменитый «Диван». Весело проводили время и на культбазе, и на берегах Оки и Текучки. Интересное было время.

Переселившись в Россию, иностранцы старались не забывать свои национальные традиции. В газете «Автогигант», как тогда назывался «Автозаводец», для них регулярно печатали специальные страницы на английском языке.

– Приезжие были глубоко религиозными людьми, кто лютеране, кто методисты, – вспоминает Ю. Богачев. – Службы они проводили в своем американском светском клубе, так как двери в православные храмы приверженцам их веры были закрыты. Летом западные инженеры любили устраивать пикники с веселыми играми и кататься на лодках по Оке. Санта-Клаусы по Американскому поселку расхаживали еще 90 лет назад, и про Хеллоуин мы узнали раньше многих. Среди любимых спортивных занятий иностранцев – большой теннис, бейсбол и баскетбол. Музыкальные вечера проходили в клубе под аккомпанемент самостоятельного театрализованного джаз-оркестра. К сожалению, в конце 1930-х все это сочли буржуазными пережитками и надолго забыли.

Трудовые мигранты смогли найти свое место в коллективе ГАЗа. Большинство из них, наряду с русскими специалистами, были первыми наставниками молодых рабочих, не имеющих никакой квалификации. Грустно, что для многих жизнь в России обернулась трагедией.

– Они приехали в далекую, непонятную страну помогать строить новую жизнь, а попали под молох репрессий, – говорит Ю. Богачев. – Вчерашних друзей арестовывали порой по нелепым доносам и выносили им очень суровое и зачастую неоправданное наказание.

Драматично сложилась судьба финских семей Ярвинен и Салми. Их дочери Дэйзи и Стелла были подругами. Истории этих семей описаны в воспоминаниях Марьи Хейнонен и Петра Салми.

– Я не краевед и не историк, мне лишь хотелось рассказать о людях, о которых у меня остались самые добрые воспоминания. Они так много сделали для нашего завода! – подводит итог встречи Юрий Богачев.

Ирина Честнова

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Дыхание времени Гусев А. Дыхание времени : [к 100-летию комсомола. Открытие капсулы потомкам у здания администрации Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 1
2 Шагнувший к звездам Честнова И. Шагнувший к звездам : [о пребывании Ю.А. Гагарина в Нижнем Новгороде, в том числе и на ГАЗе] // Автозаводец. – 2018. – 19 апр. (№ 42). – С. 2
3 Юность, опаленная войной Мухина Е. Юность, опаленная войной : [об автозаводцах-ветеранах войны и труда] // Автозаводец. – 2017. – 20 мая. – С. 2
4 История автозаводского трамвая № 8 Мальцев В. [История автозаводского трамвая № 8] [Электронный ресурс] : [отрывок из статьи «Время народных строек»]. – Режим доступа: http://www.lensmena.ru/arhin/numb2011/48/neizvestnoe/10-1.html (дата обращения: 24.04.2017)
5 Город Горький. Юрия Гагарина Круглов Е. Город Горький. Юрия Гагарина [Электронный ресурс] : [Ю. Гагарин пи В. Терешкова в разные годы побывали на Горьковском автозаводе] // Сайт газеты Нижегородская правда. – 2017. – 10 апр. – Режим доступа: http://www.pravda-nn.ru/archive/2017-04-10/gorod-gorkij-jurija-gagarina/ (дата обращения: 12.04.2017)
6 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
7 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
8 И память о былом – отрада Кулькова И. И память о былом – отрада : [воспоминания автозаводца Ю. Курносова] // Автозаводец. – 2017. – 16 фев. (№ 18). – С. 2
9 Дворцу культуры Горьковского автозавода (ДК ГАЗ) — 55 лет! Дворцу культуры Горьковского автозавода (ДК ГАЗ) — 55 лет! : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xn--80afcom.xn--p1ai/about-dk-gas/yubiley-55-let-dk-gaz/ (дата обращения: 06.02.2017)
10 Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова Ермошина И. Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова : [Электронный ресурс] : [история аэроклуба]. – Режим доступа: http://нижнийновгород.рф/ (дата обращения: 03.02.2017)

Страницы