Осень 1939 года

Гордин А. Осень 1939 года : [«Польский вопрос» на Автозаводе] // Автозаводец on-line. – 2014. – 9 окт. – (№ 83). – С. 4

«Польский вопрос» на Автозаводе

75 лет назад части Красной армии вступили на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, вскоре вошедших в состав Союза Советских Социалистических Республик.

Инженер Василий Петрович Севастьянов проснулся по привычке рано. На будильнике стрелки подходили к половине шестого утра. Он неспешно поднялся, выключил еще не успевший прозвенеть будильник, и, чтобы не мешать спавшей жене, на цыпочках вышел на кухню. Прикрывая дверь в детскую, в которой отдыхали маленькие дочурки Валя и Галя, он улыбнулся, вспомнив, как жена и дети радовались их недавнему переезду. После комнатушки в шумной коммуналке полученная Василием Петровичем двухкомнатная квартира в новом доме четвертого (серо-бусыгинского) квартала, казалось огромной и уютной. На кухне Василий Петрович открыл балконную дверь и полной грудью вдохнул свежий осенний воздух. На улице было темно. Напротив, через дорогу просыпались «щитки». Василий Петрович подошел к висевшему на стене календарю и оторвал вчерашний лист. 17 сентября 1939 года — было отпечатано на календарном листе, вошедшем в историю страны и района. Спустя полчаса Василий Петрович уже спешил по улице Комсомольской на работу в особое конструкторское бюро автозавода, занимавшееся разработкой военной техники. Он думал о том, что сейчас просыпается его семья, что вечером они пойдут в киноконцертный зал и что на работе ему нужно сделать все возможное, чтобы защитить своих близких и свою страну. Всем было ясно — война неизбежна...

ПРЕДЫСТОРИЯ

За год до этого, 29-30 сентября 1938 году в Мюнхене состоялась конференция глав четырех держав. Два фашистских государства — Германия и Италия договорились с двумя странами «гарантами европейской демократии» — Англией и Францией о расчленении территории суверенной Чехословакии, «передав» часть ее территории (Судетскую область) третьему рейху. Это событие вошло в историю под названием «мюнхенский сговор». Руководство западных стран ликовало — войны не будет! Политика умиротворения оправдала себя! Но это была лишь иллюзия мира. Мюнхен открыл дорогу фашистской агрессии и Второй мировой войне.

«Трудно сразу охватить истинное значение того, что только что совершилось, однако я чувствую и понимаю, что сегодня ночью пройдена какая-то огромной важности историческая веха... мир сразу изменился», — записал в дневнике советский дипломат И. М. Майский 30 сентября 1938 г. по поводу достигнутых договоренностей в Мюнхене. С этого момента война стала реальностью.

РЕШЕНИЕ СТАЛИНА

После тщетных переговоров с Англией и Францией по вопросам взаимопомощи советское правительство 23 августа 1939 года подписало договор о ненападении с фашистской Германией сроком на десять лет. К договору прилагался секретный дополнительный протокол, разграничивавший сферы влияния в Восточной Европе. 1 сентября Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Польские войска в первые дни войны были разбиты. Вермахт подходил к территории Западной Белоруссии и Западной Украины. В сложившейся обстановке 17 сентября 1939 года части Красной Армии перешли советско-польскую границу и вступили в Западную Украину и Западную Белоруссию, а в ноябре 1939 года эти территории вошли в состав СССР...

ИНФОРМАЦИЯ

Заявление Председателя СНК СССР В. М. Молотова о переходе РККА советско-польской границы, прозвучавшее по радио 17 сентября 1939 года, стало полной неожиданностью, как для населения, так и для местной власти. Рабочие, приходившие на автозавод, активно обсуждали известие, а партийные органы оказались в чрезвычайно затруднительном положении — они не знали, как реагировать на него. Секретарь партбюро арматурного цеха Горьковского автозавода Салюдин сообщал в райком партии 19 сентября 1939 г.: «надо отметить отсутствие информации со стороны РК ВКП (б); так как о речи тов. Молотова партбюро узнало в 3 часа дня 17 сентября 1939 г. от рабочих, пришедших на работу во вторую смену, и, несмотря на ряд вызовов по телефону работников РК ВКП(б), чтобы уточнить данный вопрос, никто не ответил. Такое положение ставит парторганизацию на весьма неприглядное положение».

Вероятно, ближе к вечеру 17 сентября 1939 г. были получены соответствующие директивы и в цехах ГАЗа прошли митинги трудящихся. Из информации в Автозаводский РК ВКП (б) секретаря партбюро ТЭЦ Лачникова: «17 сентября в 4-30 был созван митинг рабочих и служащих и инженерно-технических работников ТЭЦ. В течение 15 минут собралось около 300 человек». Всего 17 сентября 1939 года в митингах по «разъяснению речи Председателя СНК СССР тов. В.М. Молотова» в цехах автозавода приняло участие 28 529 человек.

В последующие дни — 18 и 19 сентября — агитационная кампания набрала размах. Секретарь партбюро арматурного цеха ГАЗ Салюдин писал в райком: «18 сентября 1939 г. Речь тов. Молотова в обеденный перерыв читается, по участкам присутствие 100% и одновременно разъясняется нота советского правительства польскому послу. Вечером в 4 час. 30 мин. созывается общее собрание всех работающих цеха, на котором ставится доклад о решении правительства от 17 сентября 1939 г. в свете международных событий, и в 6 часов агитколлектив организованно отправляется на избирательный участок с этим же вопросом». С 18 по 19 сентября организовывались коллективные слушания трудящимися последних известий по радио, «читки газет».

СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Автозаводцы с большим вниманием относилось к сложившейся ситуации на западных рубежах страны. В информационном сообщении в райком партии секретарь партбюро железнодорожного цеха автозавода Докукин отмечал: «...только сегодня, 19 сентября 1939 года с 8 часов до 12 часов партбюро посетило более 50 человек агитаторов и рабочих по различным вопросам за разъяснениями в свете последних событий в Польше». Они «вызывают исключительный интерес среди граждан», — подчеркивал в политинформации, направленной в Автозаводский РК ВКП(б), секретарь партбюро Автоторга Комлев.

На митингах трудящихся в Автозаводском районе принимались резолюции, поддерживающие решении советского правительства освободить братские украинский и белорусский народ от ига «польских панов».

Вместе с тем в среде автозаводцев наблюдались, как тогда говорили, и «нездоровые настроения». Так, «старший мастер С. заявил, будто бы наше правительство испугалось Германии и заключило договор». Во время бесед с агитаторами население задавало им вопросы, посвященные международной политики: «не будет ли являться нарушением договора о нейтралитете с Германией, если наша Красная армия перешла границу», «как будут относиться другие страны, кроме Германии, по поводу нашей защиты украинцев и белорусов», «почему германские войска отошли от Львова»?

В целом, в сентябре 1939 года атмосфера, царившая в Автозаводском районе, была напряженной. Всем было ясно — война неизбежна...

 

Научный вариант статьи опубликован: российский исторический журнал «Родина». – 2010. – №9.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

На протяжении веков территории Западной Украины и Западной Белоруссии претерпевали сложное геополитическое развитие. Примерно с конца X века и до начала XIII века значительная часть этой территории входила в состав единого Древнерусского государства. В период феодальной раздробленности произошло обособление Галицко-Волынской земли. С 30-х годов XIII века в обстановке тяжелейшей борьбы жителей Руси с нашествием монголов литовские князья стали захватывать территорию Западной Украины и Западной Белоруссии. Одна часть этих земель вошла в состав Великого Литовского княжества, а другая — Польского королевства. В 1569 году Лита и Польша объединились в  одно государство – Речь Посполитую, в которую вошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии. В XVIII веке в результате трех разделов Речи Посполитой часть земель Западной Украины отошла в состав Австро-Венгрии, а Западная Белоруссия и отдельные области правобережной Украины — в состав России. Определенные изменения в этом регионе произошли после завершения наполеоновских войн — герцогство Варшавское (Царство Польское) вошло в состав Российской империи. Первая мировая война, Великая российская революция 1917 года привели к новым территориальным изменениям, в результате советско-польской войны 1920 года и подписанного мирного договора в Риге в 1921 году Западная Украина и Западная Белоруссия отошли к Польше. В 1939 году последовали новые изменения — Западная Украина Западная Белоруссия вошли в состав Советского Союза (УОСР и БОСР — соответственно).

Гордин А.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Дыхание времени Гусев А. Дыхание времени : [к 100-летию комсомола. Открытие капсулы потомкам у здания администрации Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 1
2 Шагнувший к звездам Честнова И. Шагнувший к звездам : [о пребывании Ю.А. Гагарина в Нижнем Новгороде, в том числе и на ГАЗе] // Автозаводец. – 2018. – 19 апр. (№ 42). – С. 2
3 Юность, опаленная войной Мухина Е. Юность, опаленная войной : [об автозаводцах-ветеранах войны и труда] // Автозаводец. – 2017. – 20 мая. – С. 2
4 История автозаводского трамвая № 8 Мальцев В. [История автозаводского трамвая № 8] [Электронный ресурс] : [отрывок из статьи «Время народных строек»]. – Режим доступа: http://www.lensmena.ru/arhin/numb2011/48/neizvestnoe/10-1.html (дата обращения: 24.04.2017)
5 Город Горький. Юрия Гагарина Круглов Е. Город Горький. Юрия Гагарина [Электронный ресурс] : [Ю. Гагарин пи В. Терешкова в разные годы побывали на Горьковском автозаводе] // Сайт газеты Нижегородская правда. – 2017. – 10 апр. – Режим доступа: http://www.pravda-nn.ru/archive/2017-04-10/gorod-gorkij-jurija-gagarina/ (дата обращения: 12.04.2017)
6 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
7 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
8 И память о былом – отрада Кулькова И. И память о былом – отрада : [воспоминания автозаводца Ю. Курносова] // Автозаводец. – 2017. – 16 фев. (№ 18). – С. 2
9 Дворцу культуры Горьковского автозавода (ДК ГАЗ) — 55 лет! Дворцу культуры Горьковского автозавода (ДК ГАЗ) — 55 лет! : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xn--80afcom.xn--p1ai/about-dk-gas/yubiley-55-let-dk-gaz/ (дата обращения: 06.02.2017)
10 Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова Ермошина И. Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова : [Электронный ресурс] : [история аэроклуба]. – Режим доступа: http://нижнийновгород.рф/ (дата обращения: 03.02.2017)

Страницы