Ни одного отстающего рядом

Ни одного отстающего рядом // Труд и подвиг историю пишут / сост. Г.А. Кузьмин. – Горький, 1981. – С. 186-191

В дни подготовки к славному юбилею — 50-летию Великого Октября — на Горьковском автозаводе родилось патриотическое движение под лозунгом «Ни одного отстающего рядом!». Его инициаторы, знатные автозаводцы Герои Социалистического Труда С. Н. Кузнецова, И. С. Пермяков, А. И. Косицын и группа ударников коммунистического труда обратились в октябре 1966 года к труженикам индустрии с призывом взять личное шефство над каждым из отстающих рабочих, помочь им овладеть профессиональным мастерством, добиться того, чтобы они справлялись с нормами выработки, стали передовиками социалистического соревнования, активно участвовали в общественной жизни и добросовестно относились к порученному делу.

В своем обращении автозаводцы четко изложили основную суть своего почина: «В последние годы много ведется разговоров на тему: «Звание присвоили. Что же дальше?» Уже и ученых втянули в спор... А нам думается, решение просто. Кто такой ударник коммунистического труда? Это, во-первых, мастер своего дела, во-вторых, человек высоких коммунистических принципов. Вот и покажи на деле эти принципы: помогай бескорыстно отстающему, более слабому, сделай его подобным себе». Эти люди имели полное моральное право выступить с таким почином. Интересы каждого из них не замыкались в тесных рамках своей профессии, а охватывали широкий диапазон жизненных проблем цеха и всего завода. Они — люди государственные, они отвечают за всё.

Софья Николаевна Кузнецова весь свой громадный опыт охотно передает другим. Она терпеливо и бескорыстно учила, не считаясь с личным временем, готовить формовочные смеси, арматуру, умело пользоваться крепителями, грамотно читать чертежи десятки своих младших подруг, в том числе Галину Ивановну Лаврентьеву, Анну Ивановну Корнилову. Сегодня все ее бывшие воспитанницы сами помогают новичкам, малоопытным рабочим точно так же, как в свое время помогала им Софья Николаевна.

Александр Иванович Косицын — непревзойденный специалист по отладке многотонных крупных штампов из твердых сплавов. С его помощью многие рабочие в совершенстве овладели секретами этой сложной и кропотливой профессии, стали мастерами своего дела и благодаря большому педагогическому дару своего учителя стали общественно активными, высокосознательными членами своего коллектива.

А кто лучше ветерана колесного цеха Ивана Сергеевича Пермякова сможет наладить раскатный стан! Он обучил своей сложной профессии более ста молодых рабочих. Многие из них и сейчас трудятся в колесном цехе, став специалистами высокого класса. Все, кто выдвинул девиз «Ни одного отстающего рядом», — люди авторитетные, уважаемые на автозаводе, и это, естественно, сыграло немалую роль в том, что их призыв сразу же нашел горячий отклик среди автомобилестроителей.

Коммунисты, профсоюзные активисты, комсомольские вожаки вместе с хозяйственными руководителями всех структурных подразделений Автозавода взяли внедрение этого патриотического начинания под свой контроль. Почин автозаводцев получил широкое распространение на многих предприятиях Горьковской области и страны. В специальном постановлении областного комитета партии говорилось: «...широкое распространение этого ценного начинания будет иметь большое значение для выполнения коллективами предприятий промышленности, строительства и транспорта, совхозов и колхозов планов новой пятилетки, укрепления социалистической дисциплины труда, коммунистического воспитания людей». Весьма ощутим моральный эффект нового начинания: в шефстве раскрывалось замечательное качество советского рабочего — его забота о преемственности трудовых традиций, о воспитании подрастающей смены.

Один из зачинателей движения бригадир слесарей Герой Социалистического Труда Александр Иванович Косицын говорил:

— Отстающих надо видеть не только среди тех, кто отстает в работе, но и среди тех, кто нарушает нравственные нормы. А ими, к сожалению, в большинстве своем являются молодые рабочие.

В слово «отстающий» стал вкладываться более глубокий смысл. Соревнование под девизом «Ни одного отстающего рядом!» из чисто производственной сферы перешло в сферу нравственно-этическую, социальную. Оно стало эффективным инструментом не только профессионального обучения, но и политического, идеологического воспитания. И не случайно комитет комсомола автозавода сразу же взял эту форму соревнования на вооружение. Черты комплексного подхода, органически соединившие элементы трудового и нравственного воспитания, нашли свое плодотворное воплощение в движении наставничества. Появились новые формы шефства: бригады над бригадой, специалиста над рабочим, рабочего над учащимся ПТУ. Лучшим шефам присваивается звание «Передовой наставник-воспитатель». Таких сегодня в объединении более тысячи.

Все это внесло некоторые изменения и в содержание личных и бригадных планов автозаводцев. Раньше, как известно, они состояли из двух частей: конкретных социалистических обязательств рабочего или бригады и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безусловное выполнение намеченных рубежей. Теперь в них появился третий раздел — шефство над отстающими: рабочий обязуется перед своими товарищами подготовить себе достойную смену. Так органически сплавились соревнование по личным планам и движение под девизом «Ни одного отстающего рядом».

Крылатому девизу суждена была долгая жизнь. В июле 1968 года бюро ЦК ВЛКСМ рассмотрело вопрос «О движении «Ни одного отстающего рядом» в комсомольских организациях Горьковской области» и рекомендовало всем комитетам комсомола широко использовать опыт горьковчан.

Спустя 10 лет после зарождения почина движению автозаводцев под девизом «Ни одного отстающего рядом» была дана высокая оценка на XXV съезде партии: это, отмечалось в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева, не только производственный лозунг, но и нравственная норма; его повсеместное распространение может дать важнейшие для всей страны результаты.

За организацию и распространение почина одиннадцати работникам автозавода была присуждена премия Ленинского комсомола; среди удостоенных этой награды — Герои Социалистического Труда С. Н. Кузнецова, А. И. Косицын, И. С. Пермяков, заместитель секретаря парткома производства легковых автомобилей Л. И. Терентьев, заместитель начальника цеха сборки кабин В. Л. Волков и другие.

Почти 7 тысяч наставников выводят сегодня в трудовую жизнь целую армию молодых автомобилестроителей. Помогают им в этом общественные отделы кадров, которые знакомят юношей и девушек с традициями завода, спецификой будущей работы, выясняют их наклонности, моральные качества, дают рекомендации по организации учебы и быта. Шефство осуществляется в различных формах. В одних подразделениях оправдали себя молодежные звенья, в которых к передовику производства прикрепляют двух-трех новичков; звено работает на один наряд, и это повышает ответственность у молодых рабочих, заставляет их более быстро осваивать приемы наставника. В других — определяется группа наиболее квалифицированных рабочих, своего рода консультантов, которые оказывают молодежи помощь советом и делом. Шефы утверждаются на рабочих собраниях и перед ними же отчитываются о проделанной работе.

На автомобильном заводе ежемесячно стали проводиться семинары-совещания для наставников по изучению передовых методов труда, экономики, трудового законодательства, по повышению педагогических знаний. Вошли в практику активные формы передачи опыта лучших наставников — открытые уроки, взаимное посещение занятий, выступления опытных наставников в многотиражной газете «Автозаводец». Разработаны памятки для шефов-наставников, в которых раскрывается методика шефской работы, даны рекомендации по воспитанию у новичков лучших качеств современного рабочего. В программы школ мастеров включены вопросы производственной педагогики. Для руководства наставничеством на автозаводе создан совет наставников.

Особенно пристальное внимание учебе наставников партком автозавода стал уделять после XXV съезда КПСС. В настоящее время около 700 передовых рабочих посещают факультет наставников в народном университете при Дворце культуры Горьковского автозавода. Действует двухгодичный факультет наставников при автозаводском филиале Горьковского университета марксизма-ленинизма. Вопросы состояния работы, с наставниками регулярно обсуждаются в парткоме завода, партийных организациях, на заседаниях профкомов и цехкомов.

Важное место в системе идеологического обеспечения движения «Ни одного отстающего рядом!» отводится экономическому и политическому образованию наставников и их подопечных. Партком автозавода высоко оценил работу преподавателей экономических школ Р. Н. Игониной и Ю. Г. Лебедевой, которые выступили с ценной инициативой «Социалистическому соревнованию — пропагандистское обеспечение». Суть их инициативы заключается в том, что они помогают своим слушателям разработать и экономически обосновать личные планы, направленные на повышение производительности труда за счет лучшего использования оборудования и инструмента, экономии рабочего времени, сырья, материалов, топлива и электроэнергии. В настоящее время около полутора тысяч пропагандистов Автозаводского района работают по методу Игониной и Лебедевой.

В ходе развития движения значительно окрепли и получили качественно новое развитие такие формы воспитания молодежи, как посвящение в рабочие, вечера истории автозавода, встречи ветеранов и новичков, беседы о высокой чести рабочего человека. Традиционными стали ритуалы торжественного вручения пропусков.

В коллектив предприятия вливается молодое поколение, а патриотическое движение автозаводцев получает дальнейшее развитие. Передовые рабочие, делегаты XXV съезда КПСС, поднимая на новую ступень соревнование под девизом «Ни одного отстающего рядом», призвали тружеников Горьковской области бороться за досрочное выполнение десятой пятилетки под лозунгом «В борьбе за высокую эффективность и качество работы — ни одного отстающего рядом!».

Призыв «В борьбе за высокую эффективность и качество работы — ни одного отстающего рядом!» вызвал на автозаводе поток новых ценных начинаний: «Пятилетке качества — рабочую гарантию!», «Рабочей инициативе — инженерную поддержку!», «Соревнованию смежников — широкий размах!».

Стремление работать без отстающих получило на предприятии свое качественное развитие, стало еще более массовым и действенным. Теперь в нем участвуют не только отдельные рабочие, но и целые трудовые коллективы.

Масштабность поставленных десятой пятилеткой задач потребовала дальнейшего совершенствования взаимоотношений всех звеньев сложной цепи хозяйственного механизма. Вот почему, сохраняя индивидуальные и бригадные формы трудового соперничества, коллектив производственного объединения ГАЗ перешел к соревнованию по технологической цепочке: литейщики стали соревноваться с моторным производством, кузнецы — о калибровочно-заготовительным цехом и цехами завода мостов грузовых автомобилей, сборщики автомобилей — со сборщиками кабин и так далее, то есть изготовление изделия теперь от начала технологического процесса до полной готовности находится в заботливых руках соревнующихся.

Однако и на этом дело не завершилось. Начинание вышло за пределы автозавода. В целях повышения эффективности производства и качества работы по инициативе автомобилестроителей заключен договор о сквозном соревновании и взаимопомощи между коллективами целой группы смежных предприятий, а также Горьковского проектно-конструкторского технологического института. Каждый из участников этого договора обязался обеспечить ритмичную и комплексную поставку продукции по согласованному графику и отправлять смежникам свои изделия, которые полностью отвечали бы требованиям ГОСТов и отраслевых стандартов. Предусмотрено совместное решение вопросов внутризаводской и государственной аттестации деталей, узлов и агрегатов на Знак качества, оказание взаимной помощи в освоении новых изделий.

Каждый из коллективов, участвующих в сквозном соревновании, успешно справляется с заданиями государственного плана по всем технико-экономическим показателям. Соревнование создало благоприятную обстановку для ритмичной работы объединения ГАЗ на сборке грузовых и легковых автомобилей и успешного достижения намеченных рубежей одиннадцатой пятилетки. Не теряет своей актуальности и значения пламенный призыв автозаводцев: «Ни одного отстающего рядом!»

http://www.nn-kredit.ru/kraevedenie/avtozavod25.html

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
2 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
3 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
4 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
5 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
6 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2
7 Восемьдесят пять лет на ходу Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17
8 Путешествие начинается Путешествие начинается : [история ГАЗа в датах. Январь] // Автозаводец. – 2017. – 17 янв. (№ 5). – С. 2
9 Под знаком юбилея Максимова И. Под знаком юбилея : [о праздновании 85-летия ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 7 янв. (№ 1). – С. 1, 2
10 Имена, вписанные в историю Шерстинский В. Имена, вписанные в историю : [о Ю.П. Борякове, П.А. Бабиче, К.П. Пшенисновой, ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 6.

Страницы