Небо — красок ярче нет

Козонина Л. Небо — красок ярче нет : [о коллективе Нижегородского аэропорта] // Автозаводец. – 2003. – 8 февр. – С. 2

Завтра исполняется 80 лет гражданской авиации.

«Кропотливая» ИСТОРИЯ

"Ну что, будете сегодня летать?" — смеется Владимир Михайлович, обращаясь ко мне. Полтора года назад он усадил меня в кресло командира воздушного корабля и просто сказал: "Сейчас я научу вас управлять самолетом. Не бойтесь, это совсем просто". Дело было в музее нашего Нижегородского аэропорта, хранителем и директором которого и служит В. М. Савинов. Именно там находится самая настоящая кабина экипажа АН-2, где вашему корреспонденту довелось постигать азы лётного дела. На этот раз от "полета" пришлось отказаться. И не только потому, что меня уже на высоте шестого этажа охватывает тихая паника (чего уж говорить о самолетных высотах!). Просто хотелось побродить по музею, послушать рассказы Владимира Михайловича (о нем, кстати, о самом впору очерк писать), еще раз подивиться тому, что подвластно его умелым рукам.

А "виной" всему — любовь. Страстная любовь к авиации и мечта самому когда-нибудь поднять в прозрачно-голубое небо самолет, которой, увы, не суждено было сбыться. Всему виной (без кавычек) — зрение. "С пятого класса эти штуки таскаю, — мимоходом говорит он, показывая на свои очки. — Работать в наземных службах было как-то неинтересно, а летать я, сами понимаете, не мог. Вот и решил хоть таким способом приобщиться к небу".

Модели самолетов Савинов делает, сколько себя помнит. Может, поэтому однажды судьба совершенно случайно свела его с О. А. Гвоздовым, одним из основателей музея (вместе с М. И. Алексашиным, бывшим военным летчиком, они собирали первые материалы). Именно Олег Андреевич и позвал Владимира Михайловича сюда. Отработавший 35 лет в школе учителем черчения и географии Савинов с радостью согласился. То, что видят в музейном зале приходящие на экскурсию девчонки и мальчишки, — лишь часть бесценной коллекции, сделанной руками директора и его помощников. Многие модели пока не "парят" вольготно в музейном пространстве, а «скромно» расселись по полочкам в мастерской.  "Сколько же у вас их всего?" — спрашиваю. — "Да сотни три с половиной, — отвечает. — А сколько еще "разлетелось"! "Разлетелось" — это значит, подарил друзьям, многие творения украшают музей ВВС в Монино, что под Москвой.

А вот продавать свои модели Владимир Михайлович отказывается категорически, какие бы деньги ему ни предлагали. Почему? Аргумент бесспорный: "У вас есть ребенок? Продадите вы его?" Между прочим, все самолеты в музее почти что настоящие. "Почти что" — потому как они точные копии своих реальных прототипов, только ровно в 36 раз меньше. Савинов рассказывает, что на изготовление одной модели уходит от месяца до трех, работа уж больно кропотливая, а я все думаю, сколько же времени понадобилось, чтобы смастерить крошечный пулемет, состоящий из 12(!) частей.

Здесь, в музее, как и положено, витает дух истории авиации. Истории, к которой так трепетно относится ее хранитель. Макеты и части самых настоящих самолетов, лётное снаряжение и фотографии... Множество фотографий людей, причастных к лётному делу. Кстати, именно Нижний Новгород по праву считается родоначальником гражданской авиации. В 1923 году, 80 лет назад, была открыта первая воздушная авиалиния: летчик Яков Моисеев впервые привел из Москвы в наш город свой "Юнкере-13" с четырьмя пассажирами на борту.

Моршинка на рубашке? Отставить!

"Знаете, чем всегда отличался наш авиаотряд? — это уже продолжает разговор А. А. Коваленко, заместитель генерального директора аэропорта. — Железной дисциплиной. Проявлялась она во всем. Даже в таких, казалось бы, мелочах, как форма. Является, скажем, кто-то из экипажа перед полетом в не идеально отглаженной рубашке, все, на сегодня ему путь в небо заказан. Лететь в таком разе предстоит резервному экипажу. Представьте, было и такое". Не верить Анатолию Афанасьевичу нет никаких оснований. Уж кто-кто, а он-то знает многое. Как-никак проработал в Нижегородском аэропорту 40 лет. Редкая преданность своему делу. Впрочем, сам Коваленко ничего удивительного в этом не видит, ведь здесь ни много ни мало сбылась мечта.

Небо непреодолимо тянуло его с детства. Уже тогда он неизменно задирал голову, когда слышал шум почтового самолета: "Вот бы мне стать летчиком!" После 10-го класса пришел в военкомат: "Хочу попасть в военную авиацию". Прошел строгий отбор и поступил в военное училище. Сейчас о тех временах ему постоянно напоминает МиГ-15, устремляющийся ввысь самолет, прочно удерживаемый на земле тяжелым постаментом возле гостиницы аэропорта. Именно на таком вот истребителе он и совершал свои первые учебно-тренировочные полеты. На МиГе и на ЯК-18.

Уж не знаю, к сожалению или к счастью, но после училища выяснилось, что в военной авиации его никто с распростертыми объятиями не ждет. И не только его. В 1960 году произошло мощное сокращение, за бортом оказались опытные пилоты (чего уж было говорить о молодых специалистах!). Коваленко с другом подались в Казахстан (может, там примут?), но в тогда еще союзной республике им посулили отнюдь не небесный простор.

Впрочем, можно было и летать, но... стюардами. "Как же так, — изумился тогда Анатолий, — я, офицер, и буду чай по салону разносить?" В альтернативных предложениях значилась лишь работа диспетчера, и он согласился. Но с условием: "Дадите возможность переучиться, чтобы летать на гражданских самолетах". Через два года Коваленко стал гражданским летчиком. В прошлом остались военные цели, тактические учения, боевая подготовка. На смену им пришли сугубо мирные задачи: перевозка пассажиров, медицинское обеспечение, сельхозработы.

С тех пор его верным другом стал АН-2. На долгие 35 лет. Модель этого самолета и сейчас стоит в его кабинете. Малая авиация для Анатолия Афанасьевича — особая тема, но продвижение по служебной лестнице требовало умения управлять всеми типами самолетов, имевшихся тогда в Нижнем Новгороде. АН-24, ТУ-134, ТУ-154... Другая техника, другие высоты. "С них, как с АН-2, ни домов, ни дорог, ни кур, бегающих во дворах не видно, — смеется Коваленко, — но радость от полета ничуть не меньше. Правда, и ответственность возрастала в геометрической прогрессии. Ведь за жизни стольких людей отвечаешь!"

Экипажи

От винта! Белоснежный авиалайнер грациозно, не спеша тронулся с места. В салоне пристегнули ремни пассажиры. Через иллюминаторы видно, как сначала медленно, а потом все быстрей и быстрей уходит из-под шасси взлетная полоса. Мгновение — и ТУ-134 оторвется от земли, в который раз устремляясь  покорять бездонное  небо. Взлет!.. А через 22 секунды командир корабля летчик экстракласса Г. Ф. Российский увидит на табло на приборной доске предупреждение: "Пожар в силовой установке". Только благодаря умелым действиям экипажа горящий самолет произвел тогда благополучную посадку. Эвакуированные в срочном порядке 70 пассажиров и понять не успели, какой опасности они подвергались. За мужество и спасение людей Геннадий Федорович был награжден орденом Красного Знамени.

...Октябрь 1997-го. Ночной вылет по международному рейсу. В самолете — 41 пассажир и 8 членов экипажа. Слякотная осень подождет всех в Нижнем. А впереди — жаркий экзотический Стамбул. ТУ-134 (А) стремительно набирал высоту, когда на 25-й минуте полета вдруг отказал правый двигатель. По салону и кабине экипажа "растекся" едкий дым... Через 45 минут воздушный лайнер вернулся в родные пенаты, совершив вынужденную посадку в аэропорту "Нижний Новгород". Пилот-инструктор В. В. Семенов, второй пилот В. В. Петров, штурман летного комплекса О. В. Крутилев, бортинженер О. Ф. Соколенко... Сколько умения, собранности и отваги потребовалось тогда от этих людей, чтобы для всех находившихся на борту жизнь продолжалась.

...От подобных, как говорят, нештатных ситуаций не застрахован никто. Что поделать, если сама судьба решает испытывать людей на прочность. К счастью, нижегородские летчики подобные испытания всегда выдерживали с честью. Достаточно сказать, что в нашей транспортной авиации не было ни одной катастрофы, ни один пассажир не погиб. Вообще профессионализма нашим пилотам не занимать. Это всегда отмечали и зарубежные специалисты. Чьи только воздушные просторы не бороздили нижегородцы! А. А. Коваленко, например, не раз летал в Иран, Сирию, Индию, Египет, Пакистан, Германию, Испанию... Список стран можно продолжить. В Китае довелось ему поработать 6 месяцев. Но, разумеется, все это стало возможным лишь после того, как 10 лет назад, в 1993-м, Горький стал открытым городом (до этого за границу летал только элитный московский отряд). В это же время аэропорт приобрел статус международного.

Все, как в лучших домах?

Не заметить соответствия этому статусу нельзя. В наличии — международный терминал с современным оборудованием, две взлетно-посадочные полосы, одна из которых может принимать воздушные суда любого типа, включая "Боинги" и аэробусы. Есть здесь так называемый "зеленый коридор", по которому можно проходить без таможенного досмотра, если вам нечего декларировать (особенно любят им пользоваться пассажиры германской "Люфтганзы"). Имеются два VIP-зала для состоятельных пассажиров... А вот чего в Нижегородском аэропорту, увы, нет, это... собственной авиации, самолетов первого класса. Поэтому на нашем "поле" работают сторонние авиакомпании.

Вообще, по правде сказать, у нашего аэропорта сейчас насколько много достоинств, настолько хватает и проблем (впрочем, последнее характерно и для других подобных авиапредприятий). Но в канун такого праздника как-то не хочется о грустном. Скажем лишь, что, возможно, скоро он из государственного предприятия превратится в акционерное общество. Судьбой нижегородской авиации всерьез озаботился и Г. М. Ходырев. Сейчас под его патронажем создается компания "Волга-авиа". Правда, дело это, разумеется, нескорое, но сама заинтересованность губернатора и правительства Нижегородской области вселяет надежду на перемены к лучшему.

Хоть завтра ввысь

"Посмотрите, какой красавец, — А. А. Коваленко показывает на музейную модель ТУ-134. — Небольшой, всего на 78-80 пассажиров, но словно стрела. С изумительным хвостовым оперением. Мощная машина, крепкая в условиях "болтанки", боковых ветров". Именно ТУ-134 из больших самолетов был у Анатолия Афанасьевича любимым. На нем ему летать нравилось больше всего.

"Скажите, а сейчас смогли бы слетать?" — спрашиваю. "Конечно, — без тени сомнения отвечает мой собеседник. — Хотя уже 5 лет, как я обосновался на земле, но 37 годков летной работы — это все-таки что-то значит". Безусловно, значит. И немало.

Лада КОЗОНИНА

P.S. Автор благодарит за помощь в подготовке материала В. А. Сухарева, председателя профкома ГП "Международный аэропорт "Нижний Новгород". Мы поздравляем всех представителей нижегородской авиации с праздником! Здоровья, успехов, процветания, всегда летной погоды, комфорта в небе и на земле!

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Фан-зона в музее ГАЗа Честнова И. Фан-зона в музее ГАЗа : [о работе музея ГАЗа в дни Чемпионата мира по футболу] // Автозаводец. – 2018. – 17 июля (№ 77). – С. 2
2 Музей авиации Музей авиации : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района] // Сайт ГИД. – Режим доступа: http://www.samaragid.ru/nizhegorodskaya/nn/aviatorskaya/muzey-aviatsii.html (дата обращения: 20.03.2017)
3 Музей аэропорта Музей аэропорта : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района]. – Режим доступа: http://goj.aero/?muzey (дата обращения: 20.03.2017)
4 Самолет-самолет, забери меня в полет Иконникова С. Самолет-самолет, забери меня в полет : [Электронный ресурс] : [история музея авиаотряда]. // Иволга. – 2016. – 30 авг. – Режим доступа: http://ivolgann.com/самолет-самолет-забери-меня-в-полет/ (дата обращения: 23.03.2017)
5 На урок в музей Седоков М. На урок в музей : [о музее в школе № 12 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 2
6 Музей профсоюзного значения Честнова И. Музей профсоюзного значения : [о создании музея о профсоюзной организации ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 9 февр. (№ 15). – С. 2
7 Едем дальше Ромадин В. Едем дальше : [о музее ГАЗ] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 21 окт. (№ 41). – С. 7
8 В память о воинской славе Яковлева Г. В память о воинской славе : [об открытии музея боевой славы в Нижегородском индустриальном колледже в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2015. – 15 окт. – С. 5
9 Полвека с ГАЗом Смирнова Л. Полвека с ГАЗом : [интервью с директором музея ГАЗа Н.В. Колесниковой] // Автозаводец. – 2015. – 10 окт. (№ 115). – С. 1, 2
10 «Музей и память». Экспонат рассказывает твою историю Погорская, Т. «Музей и память». Экспонат рассказывает твою историю : [о музее ОАО "ГАЗ"] / Т. Погорская // Автозаводец. – 2011. – 18 мая (№ 70). – С. 3

Страницы