Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль

Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)

Эта статья о том, как произошёл переход от величественной архитектуры сталинского времени к минимализму хрущёвской оттепели.

Фото — Газета "Горьковская правда", 1957 год

Типовая архитектура стала определяющей для современного русского города. В конце 1950-х случился резкий поворот к этому сомнительному аскетичному стилю. Как это произошло? Революционные изменения в искусстве происходят не моментально, даже если они продиктованы государством. Во время смены курса, с началом "оттепели", даже партия не знала, чего хотела, и переход от излишеств ампира к простоте хрущёвок длился около пяти лет: после отказа от излишеств в 1953 году первые типовые дома появились только в 1959 году. Строили кто во что горазд, экспериментировали, и Горький в этом задавал моду: говорят, что именно на ГАЗе провели первый эксперимент по строительству массового жилья.

Хронология разлома

В 1953 году, сразу же после смерти генсека, всесоюзный пленум констатировал, что типовое проектирование станет определяющим. Ещё не появилось постановления об излишествах, ещё не было понимания, что такое типовая архитектура, однако вектор был задан, и начались поиски новой строительной нормы прекрасного. История этих поисков туманна и не записана наблюдателями. Кажется, что партия, архитектор и завод искали в разных направлениях. Архитекторы хотели достроить начатое при Сталине.

Юрий Бубнов, горьковский архитектор: "Тогда был "классицизм". И надо сказать, мы прославились на всю страну. Я построил дом на Верхне-Волжской набережной, меня выдвинули на Сталинскую премию, уже послали фотографии, и тут Хрущёв ударил по излишествам… Ну, потом мы стали работать по-хрущёвски. Председатель горисполкома мне однажды сказал: "Бубнов, поехали смотреть, как люди живут". Поехали на автозавод, там бараки, одна комната на шесть кроватей и поперёк между ними занавески". (Из книги А. Гельфонд "80 лет НижегородгражданНИИпроекту")

В переломный момент на столе архитекторов лежали проекты нескольких центральных площадей. Начало 50-х — лучшие годы ретро-стиля, копирующего классическое наследие. Всё, что успели спроектировать в 1952-53 годы и достроить примерно до 1954-го — качественные объекты, величественные здания. Такими же продуманными и торжественными задумывались площадь Горького (В. Я. Фогель), площадь Свободы (В. В. Воронков), центр Сормовского района. Тогда же, в золотое время сталинской архитектуры, обсуждалась идея памятника самому влиятельному архитектору того периода — Александру Яковлеву.

"Чернопрудский небоскрёб" и киноцентр "Рекорд". Александр Яковлев, конец 1920-х.
Фото — Googlestreetview 2016

Спустя полтора года после принятия решения о смене курса в ноябре 1954 года, на очередном всесоюзном пленуме подвергли резкой, оглушительной и окончательной критике существующие взгляды на архитектуру, и реализовать задуманное стало невозможным. Ещё ровно через год, в ноябре 1955-го, вышло постановление "Об устранении излишеств".

Вадим Воронков, горьковский архитектор, сейчас профессор в ННГАСУ: "Первыми объектами, над которыми я работал в Горьком, были жилой дом и административное здание Гипронефтезавода на площади Свободы. Мы его запроектировали в классике. Объект полностью согласовали, но тут последовало постановление 1955 года о борьбе с излишествами. Только через три года Любовь Борисовна Рождественская запроектировала его таким, каким он был построен". (Из книги А. Гельфонд "80 лет НижегородгражданНИИпроекту")

Атомэнергопроект. Вадим Воронков и Любовь Рождественская, конец 1950-х.
Фото — Googlestreetview 2016

Два года сомнений и поисков нормы. Следуя идеологии тотальной унификации нужно было обязательно разработать универсальный дом. С 1 января 1955 года вступили в силу первые строительные нормы и правила, сборник СНиПов о конструкциях стен, размерах комнат, о норме освещения и проветривания, о том, сколько земли должно приходиться на жителя и сколько нужно мусорных баков на человека. Впервые и очень полно были сформулированы правила пожарной безопасности: как строить, а не чем тушить. Те, кому довелось разрабатывать эти нормы, чувствовали себя создателями новой эпохи, а вовсе не лишёнными профессии творцами.

"Мужикам нравилось быть героями, побеждать излишества"

С. А. Новиков, из книги А. Гельфонд "80 лет НижегородгражданНИИпроекту"

В год принятия легендарного постановления об излишествах в Горьком не строили типового жилья. И в следующий год тоже. И даже на второй год не было никакого массового строительства одинаковых коробок. В архитектурной жизни ничего не происходило. Механически сносили портики, колонны, пилястры и вазоны. Как отмечал архитектор С. А. Новиков, "без должного переосмысления" — чуждым до архитектурного дискурса пролетариям нравилось быть героями, побеждать излишества.

Две легенды о появлении "народной стройки"

В 1955 году автозаводцы выступили с инициативой строить жилье своими силами. Группа рабочих прессового цеха возвела 24-квартирный дом в свободные от работы часы из материалов, предоставленных предприятием. Такова первая городская легенда: сами рабочие инициировали строительную реформу, и произошло это в 1955 году, задолго до массовой народной стройки.

"Не кустарщина ли? Стоит ли доверять трудовому порыву сограждан?"

Фото — Газета "Горьковская правда", 1957 год

История также рассказывает о партийном инициаторе товарище Игнатове, который предложил оригинальный метод в 1957 году. В Горьком он наделал много шума, хотя прослужил здесь первым секретарем обкома КПСС всего несколько лет. Его, человека жадного до славы, после смерти вождя лишили всех чинов, выслали из Москвы сначала в Ленинград, затем еще дальше, в Горький. Игнатов надеялся выслужиться и перед Хрущевым. В мае 1957 он выступил в газете "Правда" со статьёй, в которой предложил заводам строить дома силами рабочих, а в начале июля организовал совещание по распространению "своей" инициативы. Директиву приняли и разослали по всему СССР.

Фото — Газета "Горьковская правда", 1956 год

Моментально при заводах появились тресты и стали организовывать рабочих строить себе жильё самостоятельно. Первые типовые проекты — несколько компактных планировочных решений на 8-24 квартиры, одинаковые во всех городах. Говорят, что народную стройку в остальных городах называли "горьковским методом". Ещё называли "горьким", а потом забыли, и "народной стройкой" стали обозначать все оштукатуренные домики в 2-3 этажа без признаков стиля.

Газеты тиражировали пример народной инициативы, а для правдоподобия даже закинули немного сомнения: "Не кустарщина ли? Стоит ли доверять трудовому порыву сограждан?" Что же это был за дом без адреса, интересно.

Фото — Газета "Горьковская правда", 1957 год

Вопреки легендам о трудовой инициативе, народная стройка была отлично организованным мероприятием. К 1957 году на территории Автозавода построили отдельный цех для выпуска специальных дешёвых шлакоблоков. Отдельный цех! Мощная же подготовка последовала за инициативой рабочих и предшествовала нововведению Игнатова.

Дом из песка и обмана

Шлакоблоки, как многие считают, — это мусор, замешанный на растворе. Шлак остается от каменного угля при сжигании в ТЭЦ и так же, как глина, цемент, песок и разные мелкие камешки, является хорошим строительным материалом. Не надо думать, что строительство из него позорно дешевизной — впервые этот материал использовали для Эрмитажного гаража. В индустриальные 50-е ресайклинг был в моде, завод организованно поставлял народу ресурсосберегающие материалы. К сожалению, это не было экологично, некоторые шлаки содержали вредные примеси серы, к тому же, они плохо сохраняли тепло. Газеты мало писали о том, как закончилась эпопея с маленькими домиками для рабочих, вяло ссылаясь на резервы стройматериалов.

Считается, что народная стройка закончилась, когда исчерпались запасы мусора, но это не совсем так.

Шлакоблоки перестали делать тогда, когда ТЭЦ перешли на мазутное топливо, предпочтя его средневековым ископаемым. Правда, и от мазута пришлось отказаться, потому что он оказался дорогим, но это уже другая история. Сейчас шлакоблоки снова производятся, но уже не в масштабах идеологического выбора материала.

Плиты из опилок и гипса, еще одно изобретение, хвалили за то, что они заменяют внутреннюю отделку. Белые и аккуратные, они были достаточно тонкие, чтобы сделать швы незаметными, и лёгкие, под силу женщине-строителю. Неисчерпаемый запас опилок предложил Балахнинский бумажный комбинат. Можно было замешать на цементе, на гипсе или же на вредном формальдегиде, как придумали позже.

Камышит — открытие строительной выставки того же знакового 1957 года. Стебли камыша придумали смешивать с глиной и гипсом в Астрахани. Водно-болотные угодья дельты Волги самые большие по площади в радиусе двух тысяч километров (больше только в Тюмени и где-то там далеко в Сибири). Высокий камыш связывали проволокой и скрепляли раствором. Получались большие плиты размером 1,5х2,5 метра, из которых стены складываются быстро и легко. Дешевый материал закупили и привезли из Астрахани. Тогда говорили, что "столько камышита нам точно не понадобится", купили по дешёвке с излишком, сэкономили. Из камышита построены дома в Высоково, например, один дом возвели всего за две недели, такой простой материал — не надо ни кранов, ни техники, только рабочие руки. Над камышом немного посмеивались, вспоминая кибитки (юрты) кочевых ногайцев, но природному материалу скорее доверяли, чем нет. Сейчас камыш считается экологичным материалом, из него строят маленькие домики вдали от урбанистических технологий.

Кирпичные панели на улице Терешковой и табличка о названии улицы.
Фото — Маслова Ирина, 2016

Кирпичные панели применялись в первых многоэтажных домах. Для быстрого возведения пятиэтажек кирпичи технично склеивали на заводе. Примеры можно увидеть в районе проспекта Гагарина и улицы Терешковой, но это уже более поздние эксперименты. Как можно догадаться, район сложился после советских полётов в космос, в начале 60-х. Первые дома были возведены на бывшем Арзамасском шоссе в 1959 году одновременно с последними трёхэтажками народных строек.

До 1960 года планировалось увеличивать производство кирпича, и особо отмечалось, что кирпичных стеновых блоков нужно было производить в 15 раз больше, чем в стартовом 1957-м. Это примерно 61 млрд штук в год! Планировалось увеличивать производство шифера и даже обычной черепицы из цемента и глины. Затем планы поменялись: всех покорили бетонные панели.

Во второй части статьи, которая выйдет в течение недели, вас ждет рассказ о быте самостоятельных строителей. По директивам души и сердца рабочие создавали свои дома сами, пока не превратились в строителей и не перешли на работу на стройку массового 5-этажного жилья.

Статья подготовлена Ириной Масловой для ARCHITIME.RU.

Сканы газет "Горьковская правда" и "Горьковский рабочий" сделаны автором с любезного разрешения сотрудников отдела периодики Нижегородской областной библиотеки.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
2 История поселка Гнилицы [История поселка Гнилицы] [электронный ресурс] // Сайт МОУ ООШ № 16. – Режим доступа: http://schoolnumber16.ucoz.ru/index/kak_voznik_poselok/0-5 (Дата обращения: 20.04.2015)
3 Как строился Автозаводский район. Северный поселок Как строился Автозаводский район. Северный поселок [Электронный ресурс] // Автозаводцы - Автозаводский район ВКонтакте. – 2014. – 19 сент. – Режим доступа: https://vk.com/club48760252?w=wall-48760252_3400%2Fall. (Дата обращения: 22.04.2015)
4 Как строился Автозаводский район. Соцгород Как строился Автозаводский район. Соцгород [Электронный ресурс] : [о новых домах в Соцгороде] // Автозаводцы - Автозаводский район ВКонтакте. – 2014. – 14 сент. – Режим доступа: https://vk.com/club48760252?w=wall-48760252_3357%2Fall (Дата обращения: 22.04.2015)
5 Наш Соцгород — уникальный историко-культурный объект мирового значения. Часть II. Сергеева М. Наш Соцгород — уникальный историко-культурный объект мирового значения : [о истории Автозаводского района] // День города. – 2014. – 11-17 июня (№ 46). – С. 17
6 Наш Соцгород — уникальный историко-культурный объект мирового значения. Часть I. Сергеева М. Наш Соцгород — уникальный историко-культурный объект мирового значения : [о Соцгороде Автозаводского района] // День города. – 2014. – 4-10 июня (№ 44). – С. 17
7 Советский урбанизм Гордин А. Советский урбанизм : [об истории Соцгорода] // Автозавод ONLINE. – 2012. – 2-23 марта (№ 38). – С. 4
8 «Водный мир» – заключительный аккорд Смирнова, Л. «Водный мир» – заключительный аккорд : [строительство нового микрорайона] // Автозаводец. – 2007. – 25 мая. – С.2. – фот.
9 Соцгорода – дань ушедшей эпохе Соцгорода – дань ушедшей эпохе : [в именах улиц – история района] // Народная весть. – 2005. – 4 февр. – С.4, 13.
10 Автозаводский Арбат Смирнова, Л. Автозаводский Арбат : [новый микрорайон на пр. Молодежный] // Автозаводец. – 2004. – 20 марта. – С.1. – фот.

Страницы