Музею истории ОАО «ГАЗ» — 35 лет

О том, как юбиляр «засветился» на международной арене, подружился с фирмой «Остин», и других важных событиях : [о юбилее музея ОАО «ГАЗ»] // Автозаводец. – 2000. – 10 окт. – С. 3

О том, как юбиляр «засветился» на международной арене,

подружился с фирмой «Остин», и других важных событиях

Корреспондент Татьяна Погорская беседует с директором музея Натальей КОЛЕСНИКОВОЙ.

— Тридцать пять лет — вроде бы для музея это не такой уж солидный возраст. Не согласны, Наталья Витальевна?

— Для музея предприятия это не так уж и мало. Музей немецкой компании "Мерседес" создавался примерно в одно время с нашим, хотя самой фирме более 100 лет.

— Наверняка на ней побывали автозаводцы, которые участвовали в международном форуме автомобильных музеев?

— Это очень значительное событие и для нас, и для нашего предприятия. Проходил форум в октябре прошлого года в немецком городе Штутгарте. Кстати, именно здесь находится штаб-квартира "Мерседеса". В составе российской делегации была сотрудница нашего музея Элия Петровна Павлинова. И что интересно, участники аплодисментами встретили сообщение о том, что впервые в форуме принимают участие представители музеев российских автомобильных заводов.

— Словом, в прошлом году наш музей «засветился» на международной арене...

— Это произошло раньше: с 1998 года музей входит в каталог европейских автомобильных музеев.

— А вы, насколько я знаю, член комитета международного совета музеев. Интересно, чем же он занимается?

— Объединяет музейных работников из разных стран мира, определяет стратегию музейного дела, организует обмен информацией.

— По части обмена, по-моему, наш музей преуспел. Пожалуйста, расскажите, как поживает проект создания передвижной выставки. Над его реализацией вы ведь вместе с американцами работаете?

— Думаю, вначале надо напомнить читателям о том, что в проектировании и строительстве ГАЗа принимала участие американская архитектурно-строительная фирма «Остин». Так вот, два года назад внук президента этой фирмы Ричард приехал на ГАЗ, и именно у него появилась идея создать передвижную выставку, посвященную участию американцев в строительстве Горьковского автомобильного. Мы заинтересовались, а господин Остин сумел заинтересовать Кливлендское историческое общество. Ну и дело пошло. Американской стороной уже найдены средства на первую стадию подготовительных работ. Сейчас идет сбор средств для дальнейшего выполнения программы.

— В результате должно получиться нечто грандиозное?

— На выставке будут представлены и "живые" автомобили, и документы, и предметы, и игровые программы....

— В каком же направлении она будет двигаться?

— Сначала расположится в Кливлендском музее транспорта, который пока еще только строится. Кстати, в первом полугодии 2001 г. Кливлендское историческое общество собирается купить у нашего предприятия для своего музея автомобиль ГАЗ-3111, который будет представлен на ежегодном "Мотор-шоу" в Кливленде штата Огайо. Так вот из этого города выставка отправится в Дирборн, где находится музей "Форда", затем в Вашингтон, а далее проследует в Нижний Новгород.

— И когда все это произойдет?

— Скорее всего в 2003-м. Проект долгосрочный и дорогостоящий.

— Игра стоит свеч?

— Ну, во-первых, как известно, порой никакая дипломатия не может сделать столько, сколько общение глаза в глаза. Во-вторых, результатом совместной работы будет укрепление имиджа ОАО "ГАЗ" как предприятия с интересным прошлым и прочными традициями, а именно такие фирмы внушают доверие и уважение. Ну и в конце концов совместная работа над проектом откроет новые страницы в истории ОАО "ГАЗ". Вот вам примеры. Год назад американцы предоставили нам уникальные кадры фильма, который снимали работники фирмы "Остин" на строительстве Соцгорода. Мы приобрели интереснейшую книгу, которая сейчас издается в США. Она основана на документальных источниках и посвящена истории сотрудничества советских и американских строителей. Несколько глав уже переведено на русский язык. В них факты, которые неизвестны даже нам, сотрудникам музея.

— Например?

— Например, каким образом был подписан договор о проектировании ГАЗа с фирмой "Остин", почему ее глава сначала отказался сотрудничать с русскими, а потом согласился. Словом, становление автозавода глазами американцев.

— Какие же это глаза?

— Книга написана в очень доброжелательном тоне. Кстати, есть в музее и еще одна книга, подаренная мне американцем, участником строительства завода Виктором Рутером. Вам ведь знакомо это имя?

— А как же! Это было в 1993 году: благодаря документам, предоставленным вашим музеем, написала тогда большой материал об американских рабочих братьях Уолтере и Викторе Рутерах, которые приехали в Россию строить социализм. Так значит, во время поездки в Америку вы встречались с Виктором?

— Вообще в США мы приехали с конкретной целью — привлечь внимание к проекту журналистов, общественных организаций, бизнесменов. А как же иначе добыть денежные средства? Вроде миссия удалась. У нас была масса встреч в Кливленде, Дирборне, Вашингтоне, и везде мы рассказывали не только о проекте, но и о нашем предприятии, музее. Что касается Виктора Рутера... В Америке его считают живой легендой. Живет он в собственном доме в Вашингтоне. Принял нас с радостью, даже прослезился. Подарил книгу о своей жизни, передал привет всем российским рабочим, пообещал в ближайшее время приехать в Нижний.

— А у вас и ваших коллег, Наталья Витальевна, сейчас не чемоданное настроение? Не собираетесь переселяться на новую "квартиру", — в кинотеатр "Мир"?

— Знаете, пока это под большим вопросом, даже не знаю, что сказать.

— Насколько необходимо новоселье? Ведь со стороны посмотришь, площадью музей не обижен...

— Да, мы занимаем 2,5 тысячи квадратных метров, и тем не менее нам тесно. Во-первых, расширяться свойственно любому музею, это неотъемлемая часть его существования. Во-вторых... Вот мы гордимся нашей экспозицией автомобильной техники. Но ведь по большому счету она очень маленькая. Сами посудите: автозаводскими конструкторами создано более 200 моделей и модификаций машин, жизнь была дана более чем ста, а у нас представлено всего 25. Сравните: в музее, который сейчас работает при Кливлендском обществе, более 200 автомобилей!

— Видно, бережно американцы к своему прошлому относятся.

— Да, с большим почтением, но их музеи лишены того, что есть у нас, — стремления показать историю завода через отдельного человека.

— У вас море фотографий, документов, личных вещей автозаводцев, поэтому-то, наверное, дыхание времени, душевное тепло чувствуешь. Кстати, Наталья Витальевна, помню, материал о музее, который был опубликован в нашей газете 5 лет назад, так и назывался "От "айсберга' идет тепло". Вершина "айсберга" — это то, что видим мы, посетители музея: экскурсии, экспозиции.., а "подводная" часть — работа с фондами, поиск новых экспонатов...

— Это и массово-просветительская работа. Второй год при музее работает школа юного экскурсовода. Кроме того, музей — своего рода форма корпоративной рекламы. Гостям мы должны так рассказать о нашем предприятии, чтобы им еще раз захотелось прийти сюда, чтоб они почувствовали: ОАО "ГАЗ" — солидная фирма.

А если уж использовать образ "айсберга", я бы сказала, что "тепло" от него идет потому, что в создании музея принимали участие ветераны завода.

Среди них Б. В. Жуков, В. А. Лапшин, И. В. Кочетов. Не могу не назвать одного из первых председателей совета музея А.Ф.Федосеева. Очень много интересного о наших активистах вам могла бы рассказать Е. П. Редкая, которая долгое время возглавляла музей.

— Сейчас, наверное, у вас нет таких помощников-энтузиастов?

— Ну почему же нет? Наши экспозиции и архивы пополняются именно во многом благодаря автозаводцам. Недавно уже в который раз бросили клич принести в музей предметы быта 30-х, 40-х, 50-х годов. И народ откликнулся. Евгений Иванович Андрианов подарил приемник, патефон и пластинки 50-х годов, Надежда Заводчикова — предметы домашнего обихода...

— Что вы имеете в виду? Несколько лет назад в экспозиции появились ГАЗ-31029 и шестиместная "ГАЗель", а позднее всех автомобиль для инвалидов ГАЗ-18 — опытная разработка конструкторов 1959 года, подарок журнала "Автомир".

— Надо же, какие вам дорогие подарки делают!

— Это бывает нечасто. Чаще всего особо ценные экспонаты ОАО "ГАЗ" приобретает, расплачиваясь своей продукцией. Но основная проблема в том, что при музее нет реставрационной мастерской, в то время как реставрационные работы баснословно дороги. Вот, например, недавно нам предложили газовский автобус, выпущенный в 30-е годы. Но он в таком безобразном состоянии, что мы были вынуждены отказаться, так как реставрация обошлась бы в 70-80 тысяч долларов. Пожалуй, самое большое приобретение этого года — архив Юрия Долматовского.

— Это известный писатель-автомобилист?

— Он был и конструктором, и дизайнером. Вообще это фигура общероссийского значения. Он тесно связан с автомобильной культурой и нес это понятие в массы. Сколько интереснейших книг написал об истории автомобилестроения, отечественного и зарубежного! Он не автозаводец, но принимал участие в работе над проектами модернизации автомобилей, например, "Победы".

— Что же это за коллекция?

— Здесь и фотографии, и рисунки, и множество книг, подаренных авторами Юрию Ароновичу. Среди них книга главного конструктора ФИАТа Дантэ Джакоза с дарственной адписью. Словом, интереснейшие экспонаты!

Многие из них посетители музея увидят в будущем году.

— В январе 2002-го у нашего предприятия юбилей....

— Мы уже наметили план действий в связи с подготовкой к этой дате. Например, у нас прекрасный фонд воспоминаний автозаводцев. Так, Николай Николаевич Добровольский, фотолетописец Горьковского автомобильного, рассказывал о Липгарте, Дьяконове... Вот и хотим выпустить сборник воспоминаний ветеранов к 70-летию ГАЗа. Удастся ли? Недавно во Дворце культуры чествовали представителей старшего поколения, которые проработали на ГАЗе по 40, 45, 50 лет. Мы участвовали в организации этой встречи. Она первая из цикла вечеров, посвященных юбилею предприятия. Буквально на днях пригласим к себе молодых специалистов, повод — 50-летие создания ЗИМа. Хотим познакомить молодежь с создателями машины, чей образ навеял нашим современным дизайнерам некоторые черты "Волги" ГАЗ-3111.

— Что ни говорите, а у молодежи нет такого интереса к прошлому, как у ветеранов...

— Да ведь это естественно. Старшее поколение, образно выражаясь, уже не разбрасывает, а собирает камни. Кроме того, та старая гвардия, которая участвовала, скажем, в создании музея, была связана некими корнями с культурным пластом, который их и формировал. Возьмите, к примеру, Соцгород, построенный по проектам лучших архитекторов России. У него же своя философия: как жить, что делать — все это есть здесь. Кстати, на днях в нашем музее побывала немецкая журналистка, которая собирает материал именно по истории Соцгорода. Уж как она восхищалась музеем: "Это великолепно! Просто потрясающе!"

— Может, на этом и закончить беседу? Подходящий момент, не правда ли?

— Вполне. Хочу только добавить, что наш музей — часть корпоративной культуры, без которой невозможны жизнь, развитие завода: храним исторический опыт, навыки всех поколений и тем самым участвуем в процессе создания новой автомобильной техники.

• Фото В.Честнова

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Пошли в музей! Честнова, И. Пошли в музей! : [об открытии после реставрации Музея истории "ГАЗ"] / И. Честнова // Автозаводец. - 2022. - 29 сент. (№ 39). - С. 2-3.
2 Экспозиция будущего Целибеев С. Экспозиция будущего : [о реновации Музея ОАО ГАЗ] // Автозаводец. – 2021. – 12 авг. (№32). – С. 6. – (Проект).
3 Профессия – историк ГАЗа Мухина Е. Профессия – историк ГАЗа : [к юбилею директора Музея истории ГАЗ Н.В. Колесниковой] // Автозаводец. – 2021. – 24 июня (№ 25). – С. 14. – (Юбилей).
4 Фан-зона в музее ГАЗа Честнова И. Фан-зона в музее ГАЗа : [о работе музея ГАЗа в дни Чемпионата мира по футболу] // Автозаводец. – 2018. – 17 июля (№ 77). – С. 2
5 Музей авиации Музей авиации : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района] // Сайт ГИД. – Режим доступа: http://www.samaragid.ru/nizhegorodskaya/nn/aviatorskaya/muzey-aviatsii.html (дата обращения: 20.03.2017)
6 Музей аэропорта Музей аэропорта : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района]. – Режим доступа: http://goj.aero/?muzey (дата обращения: 20.03.2017)
7 Самолет-самолет, забери меня в полет Иконникова С. Самолет-самолет, забери меня в полет : [Электронный ресурс] : [история музея авиаотряда]. // Иволга. – 2016. – 30 авг. – Режим доступа: http://ivolgann.com/самолет-самолет-забери-меня-в-полет/ (дата обращения: 23.03.2017)
8 На урок в музей Седоков М. На урок в музей : [о музее в школе № 12 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 2
9 Музей профсоюзного значения Честнова И. Музей профсоюзного значения : [о создании музея о профсоюзной организации ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 9 февр. (№ 15). – С. 2
10 Едем дальше Ромадин В. Едем дальше : [о музее ГАЗ] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 21 окт. (№ 41). – С. 7

Страницы