Музей в царство прошлого нас пригласит: ничто не забыто, никто не забыт!

Зинина М. Музей в царство прошлого нас пригласит: ничто не забыто, никто не забыт! : [ о музее НАМТа] // Автозаводец. – 2004. – 24 окт. – С. 2

"Они молча прошли к машине, к серебристому металлу и рокочущему свету, надели кислородные шлемы... Машина взвыла. Время было словно кинолента, пущенная обратным ходом. Солнца летели вспять, за ними мчались десятки миллионов лун", — так Рэй Брэдбери в рассказе "И грянул гром" описывает путешествие в прошлое. Чтобы совершить его, машина времени мне не понадобилась. Моим гидом в лабиринтах прошлого был Владимир Викторович Запевалов, преподаватель истории Нижегородского автомеханического техникума, основатель музея трудовой и боевой славы НАМТа.

— Это все результат более чем тридцатилетней поисковой работы студентов и преподавателей, — говорит Владимир Викторович, распахивая дверь в просторную светлую комнату. Фотоэкспозицию открывают снимки, запечатлевшие начало строительства ГАЗа. Помните, как у Николая Кочина? "Жители Монастырки были домовиты, верозаступны и поседливы... Но однажды узрели монастырковцы за селом людей очкастых, одетых в кожаное, на тропах болот устанавливали они треножники... А потом пошел слух, что задумано тут строить завод"...

В детстве, позабыв про кукол, я могла часами слушать прабабушкины рассказы о том, как росли первые заводские корпуса. Музейные фото послужили бы отличной иллюстрацией к этим воспоминаниям: вот обретает очертания будущий цех, а вот подрастает трехэтажное здание профтехкомбината. Занятия в его уютных аудиториях начались в 1934 году.

"Позвольте! — перебьет внимательный читатель. — Если техникум празднует 75-летний юбилей, то готовить кадры для ГАЗа он начал в 1929 году". Да, только студентам приходилось "кочевать" из здания Индустриального техникума в помещения бывшей синагоги и автозавода — "родное" здание у alma mater появилось через пять лет после того, как техникум был создан на базе школы ученичества массовых профессий при Горьковском заводе имени Ульянова. Первым открылось отделение "Ремонт и сборка машин", а практику молодые специалисты проходили... в московском таксомоторном парке. Первые выпускники пришли на автозавод еще до окончания техникума — приходилось совмещать работу и корпение над учебниками. К экзаменам готовились бригадами, а сдавать их приходилось... бригадирам. (Прямо как в стишке "Папа у Васи силен в математике..." Неудивительно, что вскоре от такой организации учебного процесса решили отказаться).

А от сессии до сессии живут студенты весело, это такая же аксиома для всех поколений, как дважды два четыре…

— Посмотрите, — обращает мое внимание В. В. Запевалов на "снимок с давнишнего праздника", — вот выступление танцевального кружка, здесь запечатлена репетиция драмколлектива, а вот лыжники бегут — в 1934 году наши студентки заняли первое место на областных соревнованиях между техникумами и вузами.

Война кардинально изменила задачи промышленных предприятий. Горьковские автомобилестроители должны были в кратчайший срок перейти на выпуск легких танков, танковых моторов, броневиков, минометов, боеприпасов. Среди ударников были выпускники техникума. Например, слесарь-доводчик Василий Федорович Шубин стал первым "двухсотником" на заводе — возглавил движение, участники которого работали за себя и за сражающегося на фронте товарища, выполняя план на 200 и более процентов.

— 19 октября 1941-го Василий выполнил 25 норм за смену, а за годы войны — 24 годовые нормы. Вот его бригада, она одной из первых на автозаводе была удостоена звания фронтовой, — с гордостью показывает великолепно сохранившееся черно-белое фото Владимир Викторович.

Конструктором в военные годы на ГАЗе трудился Юрий Наумович Сорочкин, тоже выпускник техникума. Работа по созданию танка Т-70 была отмечена медалью "За трудовое отличие", а за танк Т-80 ему присвоили звание лауреата Сталинской премии.

— На этом фото Александр Хоменко, — подводит меня к стенду Владимир Викторович. — В 1943 году он повторил подвиг Николая Гастелло — направил свой горящий штурмовик на фашистскую зенитную батарею, был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Под стеклом каска и ржавый танковый снаряд — безмолвные свидетели яростных атак и повседневного героизма. Владимир Викторович вспоминает, как раньше пополнялись музейные фонды: обращаешься в Горсправку, тебе за символическую плату говорят адрес, допустим, бывшего выпускника НАМТа, сражавшегося в Великую Отечественную. Приходишь по этому адресу, встречают тебя радушно, рассказывают массу интересного, только записывать успевай, а могут и семейную реликвию музею преподнести. Все просто, душевно.

"Лег на сердце чертой огневой путь солдата, тяжелый и длинный..." Не всем посчастливилось вернуться домой, что называется, живыми и невредимыми. Илья Устинович Матвеев, чьи лекции по литературе студенты слушали с таким интересом, с каким шестилетки внимают сказкам, пришел в звании полковника. Он участвовал в штурме рейхстага.

— В нашем музее хранятся работы художника Кричевского, на которых он запечатлел советских солдат, штурмовавших Берлин. Вот портрет Ильи Устиновича, — показывает В. В. Запевалов.

На этой мажорной ноте и закончить бы рассказ о том, как техникум навсегда прощался с отважными мальчиками и патриотами-преподавателями, не щадившими себя в военное лихолетье.

Увы... В Афганистане погиб Андрей Путанов, учащийся группы 83-7. Во время штурма Грозного оборвалась жизнь Сережи Дианова. "Ах, война, что ты, подлая, сделала..." Остается лишь надеяться, что этот список никогда-никогда не будет пополняться. Владимир Викторович первым прерывает горестное молчание:

— Многие выпускники техникума внесли в российскую историю вклад, который невозможно переоценить. Среди них лауреаты Государственной премии и Герои Социалистического Труда. У нас учились бывший директор ГАЗа Иван Иванович Киселев, Александр Флегонтович Синицын, занимавший пост министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР...

Возможно, кому-то из сегодняшних студентов тоже суждено прославить родной техникум. А пока они помогают Владимиру Викторовичу пополнять музейные фонды: приносят старинные монеты, "доисторическую" технику (чего стоит радиоприемник, кажущийся ровесником египетских пирамид). У входа в музей "припаркованы" "автомобили будущего", сделанные студентами отделения автомобилестроения и тракторостроения.

"Ростом" они меньше колеса настоящей машины, но по части дизайна и не думают ей уступать. Эти симпатичные модельки блестят фарами и в кабинете директора НАМТа.

— Это еще не все экспонаты музея, — говорит В. В. Запевалов в завершение нашего "путешествия во времени". С заговорщицким выражением лица он распахивает пару раздвижных дверок, и я вижу нагромождения пухлых папок. Будь помещение музея попросторней, эти документы предстали бы на всеобщее обозрение.

Правило Питера гласит: "История вынуждена повторяться, потому что ее никто не слушает". Думаю, что музеи, подобные тому, в который мы с читателями только что заглянули, способны воспитать уважительное, заинтересованное отношение к "делам давно минувших дней". А значит, студенты и выпускники НАМТа будут жить по принципу, сформулированному известным американским эссеистом: "Перед прошлым — склони голову, перед будущим — засучи рукава".

Мария ЗИНИНА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 На урок в музей Седоков М. На урок в музей : [о музее в школе № 12 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 2
2 В память о воинской славе Яковлева Г. В память о воинской славе : [об открытии музея боевой славы в Нижегородском индустриальном колледже в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2015. – 15 окт. – С. 5
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Музей авиации Музей авиации : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района] // Сайт ГИД. – Режим доступа: http://www.samaragid.ru/nizhegorodskaya/nn/aviatorskaya/muzey-aviatsii.html (дата обращения: 20.03.2017)
4 Музей аэропорта Музей аэропорта : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района]. – Режим доступа: http://goj.aero/?muzey (дата обращения: 20.03.2017)
5 Самолет-самолет, забери меня в полет Иконникова С. Самолет-самолет, забери меня в полет : [Электронный ресурс] : [история музея авиаотряда]. // Иволга. – 2016. – 30 авг. – Режим доступа: http://ivolgann.com/самолет-самолет-забери-меня-в-полет/ (дата обращения: 23.03.2017)
6 Музей профсоюзного значения Честнова И. Музей профсоюзного значения : [о создании музея о профсоюзной организации ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 9 февр. (№ 15). – С. 2
7 Едем дальше Ромадин В. Едем дальше : [о музее ГАЗ] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 21 окт. (№ 41). – С. 7
8 Полвека с ГАЗом Смирнова Л. Полвека с ГАЗом : [интервью с директором музея ГАЗа Н.В. Колесниковой] // Автозаводец. – 2015. – 10 окт. (№ 115). – С. 1, 2
9 Музыке добавили площадей Красин Е. Музыке добавили площадей : [о расширении музыкальной школы № 15] // Патриоты Нижнего. – 2015. – 18 марта (№ 10). – С. 10
10 «Музей и память». Экспонат рассказывает твою историю Погорская, Т. «Музей и память». Экспонат рассказывает твою историю : [о музее ОАО "ГАЗ"] / Т. Погорская // Автозаводец. – 2011. – 18 мая (№ 70). – С. 3

Страницы