Модули успеха
"Образование придает человеку достоинство", — писал французский просветитель Дени Дидро. Если система "придания достоинства" школьникам и студентам вузов в России отработана, что называется, веками, то фабрично-заводское ученичество (ремесленные училища, профессионально-технические) как разветвленная и хорошо организованная сеть гораздо моложе. Флагманом подготовки преподавательских кадров для ПТУ и техникумов в нашей области было и остается учебное заведение, которое сегодня называется Волжский государственный инженерно-педагогический университет. 28 марта ему исполняется ровно 40 лет. О прошлом и будущем вуза наш корреспондент побеседовал с ректором ВГИПУ, кандидатом технических наук, доктором педагогических наук, профессором, заслуженным работником высшей школы РФ Ю. Н. ПЕТРОВЫМ.
Кадры для профтехобразования
— Юрий Николаевич, ведь 40-летие по большому счету отмечает не университет, а... С чего все начиналось?
— С Горьковского филиала Всесоюзного института повышения квалификации. Сам институт был создан в декабре 1966 года, а в 67-м открылось по Союзу порядка 10 филиалов, в том числе и наш. Вот этот филиал, который занимался повышением квалификации и переподготовкой кадров для системы профтехобразования, и есть нынешний университет. Поначалу филиал работал лишь на Горьковскую область, но в 1986 году он был реорганизован в межобластной институт. Помню, в те времена мы в год обучали с отрывом от производства по 500 человек — это очень много. Хотя... В 80-е только в нашей области было более сотни ПТУ, не то, что сейчас. Но даже в 80-е существовала проблема кадров: в училищах работали преподавателями бывшие инженеры, производственники — грамотные специалисты, но... не имевшие педагогического образования. Я ее ощутил, как говорится, на собственной шкуре — сам в 1961 году окончил ремесленное училище. А ведь в ПТУ нередко приходили далеко не самые успешные и послушные выпускники 8-х классов — их помимо обучения профессии нужно было еще и воспитывать, а также создавать условия для получения глубоких знаний.
— В 1993 году ваш вуз сменил статус...
— Можно сказать, в силу обстоятельств был создан инженерно-педагогический институт, который начал заниматься не только переподготовкой кадров и повышением квалификации, но и первичной подготовкой специалистов.
—То есть к вам впервые смогли поступать учиться ребята, только что окончившие школу?
— Не только они. Основной упор мы все же делали на выпускников техникумов и училищ — им было легче осваивать нашу программу, ведь «инженерной» частью своей профессии они уже владели. Нам оставалось дать им «педагогическую». Сочетание двух видов высшего образования — в этом и есть наше отличие от других вузов. В педагогических высших учебных заведениях готовят предметников — историков, химиков, физиков и так далее, а мы — преподавателей по специальным техническим дисциплинам.
От девятиклассника — к доктору наук
— В 2005 году вы стали называться университетом.
— Да, прошли внеочередную аттестацию и аккредитацию (те, кто хоть раз занимался подготовкой к этой процедуре, поймут, какой объем работ пришлось одолеть) для того, чтобы подтвердить: наш вуз с полным правом может обладать статусом университета. Сегодня специальность «профессиональное обучение» имеет у нас множество специализаций — практически по всем отраслям промышленности и социальной сферы — и соответствует принципу непрерывности.
— Это как, поясните.
— Звенья нашей системы: начальное профессиональное образование, среднее, высшее, послевузовская подготовка (курсы повышения квалификации), аспирантура и докторантура. В ближайшем будущем, к примеру, состоится защита двух докторских диссертаций. Порядка 35% педагогов ВГИПУ — наши выпускники. Практически все они уже кандидаты наук.
— У вас просто уникальное учебное заведение — сюда можно поступить после 9-го класса и закончить образование здесь же доктором наук.
— Да, таких вузов всего 2 в России — в Нижнем и Екатеринбурге. В других городах есть отдельные факультеты, но...
— ...Уровень не тот.
— Соглашусь. В последнее время мы «обросли» новыми специальностями. Обычно поступаем так: специальность преподаем в двух специализациях — чисто инженерной и нашей классической инженерно-педагогической. Сегодня готовим и природопользователей, работаем в направлениях «финансы и кредит», «дизайн», «менеджмент организации», «управление страхованием» — специально расширяем диапазон для того, чтобы иметь прочную базу для профессионально-педагогического обучения.
— В общем, как только любой нижегородский техникум, колледж или училище захочет обучать ребят по появившейся на рынке труда новой специальности, вы сможете предоставить ему подготовленных преподавателей.
— Совершенно верно. Мы очень четко отслеживаем спрос и предложение на нижегородском и общероссийском рынках труда, регулярно первыми в городе открываем новые специальности. К примеру, в автомобильном институте (во ВГИПУ факультеты имеют статус института) недавно появилась специализация «Автомобильные перевозки», сейчас крайне востребованная. В данный момент лицензируем еще 3 новые специальности, по которым вообще ни в одном вузе города не обучают. Одна из них связана с сервисом в сфере коммунального хозяйства (растущим в геометрической прогрессии товариществам собственников жилья остро требуются грамотные специалисты), другие — с организацией работы в современном офисе.
— Я поражаюсь вашей мобильности, способности быстро ориентироваться в ситуации, находить нужные формы деятельности.
— А по-другому нельзя. Вузы сейчас живут в условиях такой же рыночной конкуренции, как и промышленные предприятия, к примеру. Как только мы обнаруживаем свободную нишу на образовательном пространстве Нижнего, пытаемся сразу же ее занять. Мы никому не переходим дорогу. А вообще... организация профессионально-педагогического образования — дело довольно тяжелое: заметьте, в нашу сферу никто по большому счету не рвется.
80% «остепенившихся»
— Обычно все организации, учебные заведения, предприятия развиваются скачкообразно: подъем сменяется стагнацией и наоборот. У вас же сплошные шаги вперед: институт-академия-университет.
— Стоять на месте просто некогда. Более 80% наших преподавателей уже «остепенились», — смеется Юрий Николаевич, — то есть получили ученую степень. Более 90% преподавателей — штатные сотрудники. Лишь на узкие, специфические курсы мы приглашаем специалистов с ГАЗа, других предприятий. На курсах повышения квалификации в автомобильном институте (их организуем совместно с Торговым домом «Русские машины») учатся «студенты» из Ирака, Ирана, Анголы — кто только не приезжает на переподготовку!
— Юрий Николаевич, вы упомянули, что 90% преподавателей — штатные сотрудники. Какие «бонусы» это дает вузу?
— Повышение качества обучения. Мы не раз убеждались: приглашенный преподаватель — это человек, просто читающий лекцию, он не особо заинтересован в высоком уровне подготовки студентов.
— Знаю, что негосударственные вузы «грешат» обилием приглашенных преподавателей.
— Не скажу насчет обилия — требуется выдерживать определенный законом процент штатных сотрудников. И нам, и студентам проще работать со своими педагогами. Больше скажу, я сторонник того, чтобы педагоги не «разрывались» на несколько вузов: здесь трудовая книжка находится, там читаю один курс, в соседнем вузе — другой. В такой ситуации тоже высоких результатов не жди. Поэтому большинство наших педагогов работают на полторы ставки — большая загрузка во ВГИПУ не стимулирует поиски работы на стороне.
Перенимаем опыт у РУДН
— Что в планах ВГИПУ сейчас?
— Улучшение материально-технической базы. Мы привели в порядок наше здание в районе Московского вокзала — это порядка 2000 квадратных метров, в 2006 году построили вставку между двумя зданиями на улице Челюскинцев. За этот год наш основной корпус должен подрасти на 2 этажа — проектно-сметная документация уже готова, летом приступим к работам. К 2008-му полностью закончим реконструкцию общежития — студенты будут жить в двухместных комнатах со всеми удобствами. Остается спортзал — его расширим и реконструируем в 2009 году, над спортзалом планируем надстроить актовый зал. Параллельно с этим будет идти реконструкция мастерских, лабораторий — обычный процесс совершенствования материально-технической базы.
— У вас ведь еще и учебный процесс совершенствуется?
— Разумеется. Мы уже готовим первокурсников на основе блочно-модульной технологии, кредитной (зачетной) системы.
— Той самой, о которой сейчас так много говорится?
— Да-да. Наш проректор по учебно-методической работе защитил по компетентностному подходу (это одно из направлений модульного обучения) докторскую диссертацию. С сентября следующего учебного года готовимся перейти на нее всем вузом.
— Модульная система себя оправдывает?
— Да, если компетенция всех сотрудников учебного заведения позволяет работать по этому направлению. Своих преподавателей мы обучили полностью. У ВГИПУ очень хорошие отношения с бывшим министром образования Российской Федерации Владимиром Михайловичем Филипповым — сейчас он ректор Российского университета дружбы народов. Здесь эта система уже внедрялась — процесс шел непросто, но конечный результат того стоил. Проблем много и у нас, но... Зато резко повысится качество обучения, и это главное.
«Кому он нужен?»
— Переход на бакалавриат, магистратуру — это тоже в планах ВГИПУ?
— Будем переходить, раз государство требует, — нам к переменам не привыкать. Самое трудное время мы уже пережили: денег нет — выкручивайся, как хочешь. Тогда (в начале 90-х) мы научились зарабатывать, это и спасло вуз.
— Юрий Николаевич, не могу обойти стороной такой деликатный вопрос: в начале 90-х, когда ваше учебное заведение стало Волжским государственным инженерно-педагогическим институтом, испытали на себе снобизм «классических» вузов?
— Было. «Да что это за вуз на Автозаводе?!» «Да кому он нужен?!» «Да это еще надо посмотреть, как он стал вузом!» Но это нужно было просто пережить — время всех рассудило. Мы уже стали выпускать специалистов — только тогда нас ввели в городской совет ректоров. Но оцените сами: в Автозаводском районе более 300 тысяч человек населения, а своего вуза нет! Владимир меньше Автозаводского района — там 6 высших учебных заведений! А насчет «никому не нужен»... Поначалу было так: мы набираем группу в 25 человек, а выпускаем 45. Как в начале 90-х студенты ездили «в город» на занятия? Буквально штурмуя автобусы, транспорт работал отвратительно. Сколько мам ко мне приходило: «Примите к себе мою дочку — как начала в верхней части города учиться, так на остановках то и дело мерзнет, из простуд не вылезает — какие тут экзамены, сплошные лекарства и процедуры!»
— Сейчас ВГИПУ занял свою образовательную нишу...
— Мы работаем для наших, автозаводских, ребят и хотим превратить вуз в настоящий образовательно-культурный центр. Если оценивать уровень ВГИПУ, используя строительные термины, то мы уже заложили фундамент, возвели стены, ставим крышу — но до окончания работ еще далеко. Тяжело одновременно поднимать и учебный процесс, и материально-техническую базу. Кроме того, мы целенаправленно растим своих преподавателей из числа студентов — ни один педагог не будет работать так самоотверженно, как бывшие выпускники, ведь для них это родной вуз.
— Насчет самоотверженности... Говорят, в России система вступительных экзаменов в вузы насквозь пропитана взятками.
— Проштрафившихся преподавателей мы увольняли сразу же — без оглядки на научные степени и звания. Получил денежное вознаграждение от студента — тебе, не место в вузе, у нас с этим очень строго. Понимаете, наш университет, так сказать, очень прозрачен: 5000 студентов, 400 сотрудников — все всех знают. Ну как тут спрячешься?
— Студентам-то подобная прозрачность сулит только плюсы.
— Даже абитуриентам. Недавно мы проводили студенческую научно-практическую конференцию, в ней принимали участие не только первокурсники (о 5-м курсе я и не говорю), но и школьники, которые занимаются на факультете довузовской подготовки. Мы всячески поощряем интерес ребят к научному труду. Помню, несколько лет назад я поинтересовался, сколько школьников — участников подобных конференций поступило в наш вуз? Мне ответили: «40%. Остальные кто на математике «срезался», кто на сочинении». «Вот это неправильно, — была моя реакция, — у юношей и девушек тяга к научной работе — так возьмите их под свой контроль, подучите кого по математике, кого по русскому, ведь, положа руку на сердце, разные школы дают ученикам разный «стартовый капитал» знаний, помогите детям реализовать себя». И такой подход полностью оправдался. Наши 4-5-курсники уже публикуют статьи в научных журналах – это становится практически в порядке вещей.
— Что ж, дальнейшего процветания вашему университету!
Светлана СТОРОЖУК.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Знай наших! | Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание). |
2 | Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» | Мухина Е. Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» // Автозаводец . – 2019. – 10 окт. (№ 41). – С. 4-5. – (Перспектива). |
3 | "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома | Крюкова, Е. "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома : [об открытии детского технопарка на базе ГАЗ] / Е. Крюкова . – Текст : непосредственный // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 2-8 окт. (№ 88). – С. 5. |
4 | Юбилей любимой школы | Базарова Ю. Юбилей любимой школы : [к юбилею школы № 37 Автозаводского района] / Ю. Базарова, О. Родионова // Автозаводец. – 2018. – 3 нояб. (№ 124). – С. 7 |
5 | Готовим профессионалов | Погодина К. Готовим профессионалов : [к 75-летию Нижегородского индустриального колледжа] // Автозаводец. – 2018. – 10 июля (№ 74). – С. 3 |
6 | Учить детей на целую жизнь | Шумилова Н. Учить детей на целую жизнь : [к 80-летию гимназии № 136] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 21. |
7 | У «Крохи» – юбилей | Новикова Е. У «Крохи» – юбилей : [к 80-летию детского сада № 91 «Кроха» Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 16 янв. (№ 4). – С. 3 |
8 | «Праздник «Улыбки» | Емельянова Т. «Праздник «Улыбки» : [детсаду № 117 «Улыбка» исполнилось 35 лет] // Автозаводец. – 2017. – 16 дек. (№ 144). – С. 7. |
9 | Школа с душой | Емельянова Т. Школа с душой : [о школе № 161 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 2 дек. – С. 7 |
10 | Годы, подаренные детству | Емельянова Т. Годы, подаренные детству : [к юбилею школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 14 нояб. (№ 130). – С. 3 |