Место наших встреч

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

Гордин А. Место наших встреч : [об истории строительства автозаводского парка] // Автозавод Online. – 2011. – 1- 15 июля (№ 22). – С. 4

История строительства Автозаводского парка.

Первые парки возникли еще на заре человеческой цивилизации: при древнеегипетских храмах разбивали сады с водоемами; в Вавилоне устраивали «висячие сады» на высоких террасах; в Греции появились парки для спортивных состязаний. В средние века садово-парковое искусство достигло значительного расцвета в странах Востока: плодовые («бустан») и цветочные («гюльстан») сады Ирана и Средней Азии; китайские и японские миниатюрные сады. В XVI-XVII веках в Италии возникли «итальянские» террасные парки. Во Франции XVII века появились регулярные парки («французские»), а столетие спустя жители Англии стали разбивать пейзажные парки («английские»).

В России регулярные сады известны в усадьбах с XVII века, но своего расцвета они достигают уже в середине XVIII века. В пушкинскую эпоху получают распространение пейзажные парки. В XIX веке появляются городские парки (ботанические, спортивные, выставочные и другие). В советское время парки культуры и отдыха становятся неотъемлемой частью городского ландшафта...

ПАРКОВАЯ ЗОНА

История зарождения Автозаводского парка связана с периодом 1930-х годов. В проекте Соцгорода, составленном в 1929-1931 годах, парковая зона занимала важнейшее место в структуре района. Большой парк со стадионом, театром и другими культурно-массовыми учреждениями должен был выходить к Оке. В центральной части Автозавода предполагалось разбить детский парк. Дальнейшие изменения, внесенные в проект Соцгорода, практически не коснулись парковой зоны — она сохранялась в центре и южной прибрежной части Автозавода, примыкая к стригинскому лесному массиву.

В первой половине 1930-х годов недалеко от Американского поселка (рядом с Карповкой) образовалась небольшая парковая зона, уходящая к Оке. Летом 1935 года в одном из живописных мест Автозавода — Стригино — открылась база культуры и отдыха. Здесь были построены киоски, кафе, детские, танцевальные и спортивные площадки (теннисные, волейбольные), беседки, декоративно оформленные лестницы и переходы. Летом тысячи автозаводцев уезжали в Стригино, чтобы провести свой выходной день в сосновом лесу на берегу реки.

В 1934 году был подготовлен проект парка в центральной части Автозавода. Его разработал академик архитектор Никольский (трест «Горстройпроект»), 12 апреля 1935 года состоялся комсомольский субботник, который и положил начало строительству парка. Зеленые насаждения, высаженные в 30-е годы, сохранились до наших дней.

Начавшаяся война не позволила продолжить работу, связанную с благоустройством парка, в полном объеме. На его территории были размещены части 784-го зенитно-артиллерийского полка, прикрывавшие Автозавод от налетов немецкой авиации. Враг стремился любой ценой уничтожить важнейший промышленный центр Советского Союза. За Автозавод шли ожесточенные воздушные бои. В июне 1943 года на 15-ю батарею полка, дислоцировавшуюся в парке за рынком напротив радиусного дома, враг сбросил около 30 бомб. В конце войны работы по благоустройству городского парка продолжились. В 1944 году был построен летний кинотеатр «Родина».

Весной 1945 года в парке со стороны Соцгорода поставили чугунную ограду, изготовленную в литейном цехе № 3 автозавода, длиной 567 метров. Оставшуюся часть парка обнесли деревянным забором. На его территории проложили асфальтовые дорожки, разбили клумбы, на центральной аллее установили скульптурные композиции и фонтаны (большой фонтан был сделан рабочими прессового корпуса под руководством Лазутина), построили летний читальный павильон, кафе, спортивные, танцевальные, детские площадки и павильоны, посадили 1000 деревьев (895 лип и 105 берез). Большую работу по созданию Автозаводского парка провели директор завода Лоскутов, главный инженер Власов, архитектор Анисимов, заведующий культкомиссией заводского комитета профсоюза Образцов.

В СОВЕТСКОМ ДУХЕ

1 мая 1945 года состоялось его торжественное открытие. С этого момента парк стал излюбленным местом отдыха. Первое время вход в него был платным (до сих пор в ограде парка со стороны проспекта Молодежного сохранились места для касс). Вечерами автозаводская молодежь собиралась на танцевальной площадке. Посетители парка могли прокатиться на «колесе обозрения», «русских качелях», «воздушной карусели», побывать в комнате смеха. В спортивном городке и на массовом поле показывали свою ловкость и силу известные олимпийцы района. Вдоль аллей и на площадках парка были оборудованы выставки, галерея выдающихся жителей Автозавода.

В летнем театре на 600 мест, открытой эстраде на 2000 мест, малой эстраде на 600 мест проводились концерты и спектакли, читались лекции и доклады. В парке устраивались массовые гулянья, организовывались встречи с писателями, поэтами, артистами, композиторами, передовиками производства. Большой интерес у автозаводцев вызывали дни музыки, техники. Автозаводский парк являлся одним из важнейших культурно-просветительских центров района.

В конце 1950-х годов был заложен парк второй очереди — западнее существующего. При строительстве жилых кварталов на юго-западе района возникла необходимость в засыпке низин грунтом. Его решено было взять с территории парка второй очереди, а образовавшиеся котлованы заполнить водой, превратив их в пруды для катания на лодках и купания. Так в автозаводском парке появились искусственные озера. С конца 1950-х по 1970-е годы в парке ежегодно высаживалось по 350 деревьев, 2000 кустарников, тысячи цветов.

На сегодняшний день Автозаводский парк является одним из красивейших уголков Нижнего Новгорода.

Краевед Автозаводского района, кандидат исторических наук, доцент кафедры "Отечественной истории и культуры" ННГАСУ — Алексей Гордин.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Парк советского периода Штейман М. Парк советского периода : [об Автозаводском парке культуры и отдыха]. – Патриоты Нижнего Новгорода. – 2015. – 3 июня (№ 19). – С. 12-13
2 Альтернатива есть всегда Вожегов С. Альтернатива есть всегда : [о судьбе кинотеатра «Родина» и ДКШ] // Автозавод online. – 2013. – 14 окт. – С. 2
3 Урок истории Гордин А. Урок истории : [о судьбе кинотеатра «Родина»] // Автозавод online. – 2013. – 14 окт. – С. 2
4 История строительства кинотеатра «Родина» Гордин А. История строительства кинотеатра «Родина» // Автозавод Online. – 2011. – 15- 29 апреля (№ 16). – С. 4
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
5 Автозаводский парк: для детей и взрослых, спортсменов и ветеранов Крюкова Е. Автозаводский парк: для детей и взрослых, спортсменов и ветеранов : [о реконструкции Автозаводского парка культуры и отдыха] // День города. Нижний Новгород. -2024. – 10-16 янв. (№1). – С. 12-13. – (Карта города).
6 Дом-крепость на четырех улицах Анисимов С. Дом-крепость на четырех улицах : [о серобусыгинском квартале в Автозаводском районе] // День города. Нижний Новгород. – 27 дек. 2023 – 9 янв. 2024 (№ 117). – С. 22. (Как это было).
7 Где стояла Афродита Чеботарева В. Где стояла Афродита : [о скульптуре, которая располагалась в пруду Автозаводского парка, и об авторах скульптурных групп на фасаде кинотеатра «Мир»] // Нижегородские новости. – 2021. – 7 апр. (№25). – С. 10. – (# Инициатива).
8 "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" Орельская О. "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" : [конструктивизм и постконструктивизм в архитектуре Нижнего Новгорода и Автозаводского района] : беседа с архитектором О. Орельской / беседовал С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 3-9 февр. (№ 8). – С. 6. – (Городская среда). – Оконч. Нач.2021 в № 6.
9 Дом-ребус Веселова Е. Дом-ребус : [новые сведения о знаменитом радиусном доме] / Е. Веселова, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№6). – С. 17. – (Загадочный соцгород).
10 Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити Честнова И. Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити : [граффити выполнено в рамках проекта «Культурный район»] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17

Страницы