Кто помнит — тому поклон

Яшина М. Кто помнит — тому поклон : [о художнике М. Некрасове] // Патриоты Нижнего. – 2014. – февр. (№ 9). – С. 22

Он сражается, как Дед Мороз, за веру в чудо до последнего «Его не существует». В его картинах живет мартовская свежесть, легкость и намек на буйство красок — весна нежнее, «матовее» лета. Персональная выставка известного нижегородского художника Михаила Некрасова «Ностальгия», приуроченная к 50-летнему юбилею автора, как бы намекает: «Молодо — зелено. Я тоскую по юношеству, но я не брюзга».

Критический подход в этот выходной день спал, как спит горняк в воскресенье после недели каторжного труда, чтобы в понедельник суметь снова спуститься в шахту. В экспозиции представлено более пятидесяти живописных произведений, созданных в разные годы, но неизменных в своем стиле. Заметно, что инспиратор художника, его некий эль коразон — это сказочный мотив. Пока ходишь по залам, не хватает скрипача и пюпитра с нотами канона ре мажор Иоганна Пахельбеля.

Сам художник определяет направление, в котором работает, как «сентиментальный реализм». Жанровые пристрастия автора разнообразны: пейзаж, портрет, натюрморт. Но к какому бы из них Михаил Иванович ни обращался, всегда на его холстах в одной композиции чутко соединены реальное и обескураживающая мечта, смазливое забвение.

Перед нами неспешно проходит вереница давних непарадных улиц Нижнего, которые не поменяли адрес, но сменили лицо. Может быть, облик городских дорожек и преобразуется, но дух остается прежним. В них светлая грусть из-за срока выхода «на покой», уют повседневности, отголоски суеты. И как-то за версту чувствуется эта неподдельная эфирность и невесомость — наверное, и правда, чтобы хорошо трудиться, нужно быть немного ленивым. Ровно настолько, чтобы не любить лишние усилия во вред воодушевлению и собственному КПД.

Романтизация прошлого в жанровых сценках — один из любимых «голосов» творчества Михаила Некрасова. Фрагментарность композиции позволяет отсечь все сутолочное, хлопотное, суматошное, оставив лишь горящие приметы минувшего. Обращаясь к образам современников, и особенно современниц, художник поэтизирует одиночество, воспевает ангельскую окрыленность. Его незнакомки, в том числе, из петровских времен, идущие по тихим улицам, «дыша духами и туманами», воплощают дамское лучистое обаяние. «Вечно женственное начало влечет нас ввысь», — сказал Гете в заключении «Фауста».

Мир человека, сложенный из «лоскутов» переживаний, воспоминаний, надежд, является неотъемлемой составляющей некрасовских пейзажей. Как неотъемлемой составляющей является мозаичная манера письма, схожая с почерком бразильского арт-выдумщика Ромео Бритто. Картины не картины, а какие-то витражи в романских храмах, сложенные, подобно тому самому миру человека, из разнообразных по форме филенок. Это позволяет добиться щедрости фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности.

На полотнах совсем не обязательно присутствие героя. Достаточно милых сердцу деталей, например ритмичного рисунка европейских крыш и прогулочной атмосферы на Блюменштрассе или озере Светлояр.

Михаил Иванович Некрасов родился в Горьком, но работы его находятся в частных собраниях России, Швеции, Франции, Финляндии и Германии. Что бы ни изображал художник — море, город, деревенскую природу — его взгляд — это взгляд созерцателя со стороны, наделенный мягким юмором и ностальгическим настроением странствующего пилигрима.

М. Яшина

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Художник-сказка Зинина, М. Художник-сказка : [о выставке "Сентиментальное путешествие длиною в 45 лет" художника Михаила Некрасова ] // Автозаводец. – 2009. – 10 февраля
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Автозаводский кудесник Честнова И. Автозаводский кудесник : [о художнике Горьковского автозавода Д.П. Паникове] // Автозаводец. – 2021. – 4 марта (№9). – С. 18. – (История)
3 Самый наивный художник Автозавода Солкина О. Самый наивный художник Автозавода : [о художнике-наивисте В. Мизинове] // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 11-17 сент. (№ 80). – С. 8.
4 201 картина о любви Плаксунова О. 201 картина о любви : [о выставке "Преемственность: отец и дочь". Мария Владимировна и Владимир Иванович Занога] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 10 окт. (№ 39). – С. 14
5 Патриот земли нижегородской Дерябин А. Патриот земли нижегородской : [о художнике и учителе В.Ф Куликове] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 19 сент. (№ 36). – С. 21
6 Портреты-характеры Жукова А. Портреты-характеры : [о художнике-автозаводце Виталии Сысоеве и его выставке в ЦДПИ] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 22 нояб. (№ 46). – С. 11
7 Раньше срока распустятся розы Калюлина Г. Раньше срока распустятся розы : [интервью с автозаводской художницей Е.М. Карабановой] // Автозаводец. – 2015. – 7 марта (№ 26). – С. 11
8 Юность длиной в жизнь Махин В. Юность длиной в жизнь [Электронный ресурс] : [о Доме пионеров Автозаводского района, его работе и сотрудниках]. – Режим доступа: https://www.stihi.ru/2015/05/29/6040 (Дата обращения: 20.08.2015)
9 Лесная скульптура Лесная скульптура : [о И. Зарубине и его работах из дерева] // Автозаводец on-line. – 2014. – 11 сент. – (№ 82). – С. 7
10 Родная природа вдохновляет нижегородца на создание необычных картин Родина А. Родная природа вдохновляет нижегородца на создание необычных картин : [о В.Ф. Куликове, автозаводском художнике-любителе] // День города. – 2013. – 22-28 мая (№ 39). – С. 18

Страницы