«Край родной, навек любимый...»

Князева, К. «Край родной, навек любимый...» : [интервью с А. Гординым, краеведом Автозаводского района] // Автозавод ONLINE. – 2011. – 4-18 марта. – С. 9

В этом году Автозаводскому району — 80 лет

2017 год — особенный для нашего района, юбилейный: Автозаводу исполняется 80 лет. У Автозаводского района богатая и неповторимая история. А знаем ли мы ее с вами? Почему улица Школьная называется так, а не иначе? Почему церковь в Гнилицах находится именно на зтом месте, а не на другом? Какую автозаводскую улицу построили немцы? Этих занимательных вопросов очень много. На них многие из нас, к сожалению, не знают ответов.

Интерес к истории Автозавода и вообще к истории в целом у нашего сегодняшнего гостя Алексея Гордина начался именно с этих «почему». Сегодня Алексей Александрович преподает историю в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете и является краеведом Автозаводского района.

ЕСТЬ УЛИЦЫ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ

— Алексей Александрович, вы всю жизнь прожили в Автозаводском районе?

— До 26 лет я жил на Автозаводе. Сейчас часто приезжаю в родной район: здесь живут близкие мне люди. Мое детство прошло на улице Веденяпина. Я и по сей день люблю гулять по ней.

— А еще любимые места на Автозаводе есть?

— Их очень много. Одно из них — «старый» Соцгород. С ним связано много детских воспоминаний.

— Какие места в нашем районе являются знаковыми лично для вас?

— Школа № 126. Во-первых, здесь работала учителем русского языка и литературы моя мама. Так что я еще пятилетним мальчишкой бегал по школьным коридорам. Во-вторых, здесь я учился: с интересом слушал уроки истории и литературы, а вот на математике считал ворон. Ну и, в-третьих, сюда я пришел работать учителем истории после окончания Нижегородского государственного педагогического университета. Школа сыграла большую роль в моей жизни. Я прекрасно понимаю, что многим обязан учителям — мастерам своего дела, талантливым педагогам (Г. С. Авербуху, Г. Г. Суворовой, Г. Н. Чегиной, И. М. Сапиной, М. К. Кныш, Н. А. Уваровой, В. Н. Тарасовой, В. В. Крыловой, Е. Н. Лариошиной и многим другим). Это они дали мне «путевку в жизнь».

ПРИЗВАНИЕ С ДЕТСТВА

— С какого возраста у вас появился интерес к истории?

— После первого класса родители повезли меня с сестрой в Ленинград на каникулы. Там меня много водили по музеям. В памяти до сих пор стоят образы парков и садов Царского Села, Гатчины, Петергофа. Потом были поездки на теплоходе по р. Волге — и каждый день новые города, экскурсионные маршруты, музеи...

— Странно. Обычно дети в музеях очень быстро устают...

— А мне было все интересно! Так и в школе: я, честно признаться, учился далеко не на «отлично». Но по истории всегда стабильно «пятерки» получал. Поэтому после школы я поступил в НГПУ на исторический.

— А потом вернулись преподавать в родную школу?

— Да, но ненадолго. Потом была аспирантура в ННГАСУ защита диссертации. С этого момента я и стал изучать историю Горьковского автозавода и Автозаводского района.

— Как звучит тема вашей диссертации?

— «Формирование представлений советских рабочих 30-х годов об общественно-политической жизни в странах Запада (на материалах Горьковского автомобильного завода)». Хочется сказать большое спасибо своему учителю, д. и. н. проф. А. А. Кулакову — человеку колоссальной научной эрудиции, мудрому наставнику. При работе над исследованием были использованы документы из местных архивов. Большое значение имели материалы из музея истории ОАО «ГАЗ». Огромную помощь оказали сотрудники музея, и прежде всего его директор Наталья Колесникова — видный специалист и крупный популяризатор истории ГАЗа и Автозаводского района.

— Очень интересная тема...

— Меня она привлекла своей новизной и актуальностью. Эта проблема находится на стыке трех наук — истории, психологии и социологии. У Горьковского автозавода в 1930-е годы были широкие международные контакты. Строительство советского автогиганта и налаживание производства проходило при участии американских компаний «Форд» и «Остин». В эти годы многие советские инженеры и рабочие побывали за границей — проходили обучение и стажировку на западных предприятиях, закупали оборудование иностранных фирм. Кроме того, на Автозаводе работали сотни западных специалистов. В районе Карповки для них был простроен Американский поселок (еще одно название — Приокский). Это был островок западного мира. Таким образом, в 1930-е годы Автозавод оказался на стыке двух социокультурных пространств — советского и западного. И целью работы стало выявление восприятия советским обществом Запада с учетом специфических условий Автозавода. Хотя, замечу, это была типичная картина для новостроек первых советских пятилеток.

С МОЛОДЫХ ЛЕТ

— Вы преподавали в школе, сейчас — в университете. Интересна молодежи история своей страны и города в частности?

— К сожалению, в последнее время интерес в молодежной среде к истории заметно упал. Причем этот процесс идет достаточно динамично. Как преподаватель могу отметить, что резкий спад произошел буквально за десятилетие. Категория первокурсников стала более прагматичной. «Зачем нужна история? Она разве поможет в будущем заработать деньги?» — задают они конкретные вопросы преподавателю. Такая тенденция печальна... и опасна. Это определенный индикатор общественных настроений «поколения Pepsi».

В формировании мировоззрения человека играют роль так называемые культурообразующие факторы (язык, религия и др.). На современном этапе традиционные факторы, разумеется, продолжают оказывать влияние на человека, но на первый план вышли другие механизмы. Это в первую очередь Интернет и телевидение. Они стали альтернативными источниками формирования сознания молодежи. Не хочу прослыть ретроградом, конечно, Интернет играет колоссальную коммуникативную роль, и он прочно вошел в жизнь человека, но с другой стороны идет быстрый процесс сужения традиционной культурной среды (библиотек, читальных залов, театров, музеев). Речь идет не о ликвидации объектов культуры, а об их востребованности в молодежной среде. Но без сохранения историко-культурных традиций развитие общества невозможно.

— Но вы уже шесть лет возглавляете научный историко-краеведческий клуб при ННГАСУ. Значит, интерес к истории у студентов все же имеется.

— Интерес есть, но он заметно слабее. В рамках клуба мы не только обсуждаем актуальные проблемы отечественной истории, но и проводим научную работу. Студенты проводят исследования, выступают с докладами на конференциях.

— Какие масштабные проекты были осуществлены клубом?

— Студенты-архитекторы по архивным материалам и по фотографиям составили макет Горьковского автозавода первой очереди. Макет мы передали в музей ГАЗа. Клубом проводится работа в рамках проекта «устной истории». Мы собирали воспоминания автозаводцев о предвоенном времени, о войне, об истории предприятия. Большую помощь оказал совет ветеранов ГАЗа. В этой связи хотелось бы поблагодарить К. А. Дроздову. Материал собрали, обработали — сейчас возник вопрос с изданием. Предполагается, что это будет сборник воспоминаний. В этом году ННГАСУ проводит межвузовский конкурс, посвященный 400-летию организации Нижегородского ополчения.

— Какой объект на Автозаводе сейчас интересует вас больше всего?

— Пожалуй, Соцгород — как уникальная урбанистическая модель. В последнее время западные исследователи проявляют огромный интерес к советскому прошлому, в том числе к проблеме становления и развития Соцгородов. Отечественные специалисты еще только приступают к комплексному изучению этого феномена советской эпохи.

ФАКТ

История нашего района начинается с 1931 года, когда президиум Нижегородского краевого исполнительного комитета рассмотрел вопрос об организации райсовета в Автозаводском районе. К тому времени на территории Автозавода проживало около 30 тысяч человек. Район был образован из земель Канавинского района Нижнего Новгорода и Дзержинского района Нижегородского края.

Ксения КНЯЗЕВА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 История в фотографиях Ростокина А. История в фотографиях : [интервью с А.А. Гординым о книге «Автозаводский альбом. История в фотографиях»] // Автозаводец. – 2016. – 29 сент. (№ 110). – С. 6
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Биограф конструкторской школы Гусев А. Биограф конструкторской школы : [о конструкторе ГАЗ и краеведе В. Э. Шерстинском] // Автозаводец. – 2019. – 22 авг. (№ 34). – С. 12. – (90 лет. Конструкторская школа ГАЗ).
3 «Мининский завод» в действии Алешин А. «Мининский завод» в действии : [об автозаводском изобретателе И. Минине] // День города. – 2019. – 10-16 апр. (№ 28). – С. 14
4 Умножая прекрасное Калюлина Г. Умножая прекрасное : [о об увлечении вышиванием картин И. Цыгановой] // Автозаводец. – 2016. – 2 июня (№ 60). – С. 3
5 Право «Голоса» Сторожук С. Право «Голоса» : [о П. Тарасове, автозаводце — участнике конкурса певцов «Голос» на ТВ] // Автозаводец. – 2013. - 19 янв. – С. 7
6 Красный день календаря Кошкина, О. Красный день календаря : [о Т. Волынской и других коллекционерах календариков] // Автозавод ONLINE. – 2011. – 14-28 сент. (№ 29). – С. 2.
7 «Всю жизнь я поклонялся красоте…» Погорская Т. «Всю жизнь я поклонялся красоте…» : [о коллекционере Л.Г. Тельнове] // Автозаводец. – 2010. – 21 авг. – С. 2. – Семейный круг
8 Любовь 7 на 10 Зинина, М. Любовь 7 на 10 : [о коллекционере Т. Волынской] // Автозаводец. – 2008. – 7 ноября. – С. 3.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
9 Автопром семьи Мининых Алешин А. Автопром семьи Мининых : [об изобретателе-любителе Игоре Минине из Автозаводского района] // День города. Нижний Новгород. – 2023. – 13-19 сент. (№ 83). – С. 23. – (Знай наших!).
10 Автозаводский кудесник Честнова И. Автозаводский кудесник : [о художнике Горьковского автозавода Д.П. Паникове] // Автозаводец. – 2021. – 4 марта (№9). – С. 18. – (История)

Страницы