Как автозаводцы облигации «заморозили»

Абрамова О. Как автозаводцы облигации «заморозили» : [о пребывании Н.С. Хрущева в Горьком и на Автозаводе] // Автозаводец. – 2015. – 28 мая (№ 58). – С. 3

...В 1957 году у горьковчан стал популярным такой анекдот. В зоопарк пришел дед с огромным мешком и стал крутиться возле вольера со слоном. К деду подошли охранники и начали старика расспрашивать о причине подозрительного поведения. Дед раскрыл мешок, который был набит облигациями послевоенного займа, и попросил передать их слону. При этом пояснил: облигации Хрущев «заморозил» на двадцать лет, я, говорит, столько не проживу. А слон — он живет долго. Может, и получит мои денежки...

— Когда государство «заморозило» облигации, я еще и в школу не ходил. Но тот «политический» анекдот помню до сих пор. Правда, смысл его я понял значительно позже, — рассказывает нижегородец Евгений Суворов. — Хрущева тогда ругали многие. Никита Сергеевич специально приезжал в город Горький и выступал перед рабочими автозавода, чтобы заручиться здесь поддержкой народа для явно непопулярного решения. Мой отец, имевший кучу облигаций, на которые подписывался, если и не принудительно, но точно без энтузиазма, рассчитывал на выплаты. Хрущевское решение его опечалило. А вот старший брат, который тогда уже начал работать, радовался, что подписка на госзаймы прекращена.

У отца Евгения Суворова, Ивана, работавшего на Горьковском автозаводе, в тот год случилась забавная ситуация. Ему, фронтовику и высококлассному разметчику, дали санаторную путевку в Евпаторию. В Крыму Ивану Васильевичу пришлось оправдываться и за себя, и за всех горьковчан, которые, по мнению многих отдыхающих, подвигли Н. С. Хрущева на «заморозку» оплаты выпущенных государством после войны облигаций.

Чего «верхи» хотят, «низы» не запретят

В музее истории ОАО «ГАЗ» сохранились фотохроника визита главы государства на наше предприятие и номер «Автозаводца» от 12 апреля 1957 года с информацией о митинге трудового коллектива. Рабочие, инженерно-технические работники и служащие ГАЗа постановили одобрить и поддержать мероприятия ЦК КПСС, озвученные товарищем Хрущевым, о прекращении с 1958 года подписки на заем и выплаты выигрышей по займам, а также об отсрочке погашения займов. Одновременно, говорится в статье, одобрено и предложение о проведении в 1957 году последней подписки на заем в сумме 12 млрд. рублей вместо 34,5 млрд. фактической подписки в 1956-м.

Единодушно одобрили исходившую сверху инициативу и на городском митинге, в котором участвовало, по официальным данным, около 150 тыс. человек. Горожане, собравшиеся на митинг, посвященный окончанию совещания аграриев Горьковской, Арзамасской и Кировской областей, Марийской, Мордовской и Чувашской автономных республик РСФСР, «единодушно одобряют предложение товарища Хрущева, поддержанное рабочими и служащими завода «Красное Сормово» и Горьковского автомобильного завода», сообщалось в прессе. Прозвучал и призыв к трудящимся Советского Союза поддержать это предложение принятое «в интересах нашего государства и всего народа».

— Обставлено все было очень тонко и умно, — рассказывает Наталья Колесникова, директор музея истории ОАО «ГАЗ». — Тогда как раз завершало свою работу совещание тружеников сельского хозяйства вышеупомянутых областей и республик. Сначала Хрущев побывал на заводе «Красное Сормово». А потом уже приехал к нам. Никита Сергеевич ходил по цехам, общался с конструкторами, сборщиками. Сам митинг проходил на открытой площадке перед зданием главного конвейера. Он был приурочен к 40-летней годовщине Великого Октября. Люди были на крышах зданий и даже, как видно на исторических снимках, залезли на деревья.

— Думаю, Хрущев приехал как раз за тем, чтобы заручиться поддержкой народа, само же решение на тот момент уже было практически принято, — продолжает Наталья Витальевна. — В то время чуть ли не у каждого на руках были такие облигации. У нас на заводе они были практически у всех, и рабочие надеялись на выплаты, а значит, «заморозка» их никак не радовала. Потому, чтобы избежать возможных пересудов, Никита Сергеевич выбрал рабочий регион и предприятия с лояльными руководителями, с которыми он мог бы договориться и пребывать в уверенности, что рабочие, хочешь не хочешь, поддержат эту инициативу.

В музее хранятся и воспоминания ветеранов завода, очевидцев того памятного визита Хрущева в Горький. В книге «Общество и власть. Российская провинция», том 4-й (издано институтом Российской истории РАН, Москва) воспоминаниям автозаводцев отведена целая глава. Ветеран ГАЗ Борис Акимович Дехтяр, в ту пору конструктор завода, так описывает визит Никиты Сергеевича:

«Хрущев выступил на многолюдном митинге на заводской площади, у главного (грузового) конвейера. Ранее он был у сормовичей, мы слыхали, что он предложил им прекратить подписку на облигации госзайма, а оплату выигрышей отложить  на будущее... Молодежь стояла на крышах, одна группа поближе к трибуне, на каком-то возвышении. И когда Хрущев настойчиво в третий раз, уже с нетерпением, спросил: «Так как, автозаводцы, поддержите сормовичей по займу? Ведь всем выгодно, и вам и государству! Сам подписывал людей, так сказать, добровольно, знаю. Поддержите?» — на возвышении молодежь не выдержала и ответила: «Поддержим!» «Я так и знал», — быстро проговорил Хрущев и с облегчением продолжал речь». Центральные газеты с «предложением горьковчан» вышли слишком уж быстро, отмечает Борис Дехтяр. Ясно, что их заблаговременно подготовили в набор.

«Одобрение — дело техники»

Борис Акимович Дехтяр отмечает и то, что сам часто «спорил с земляками, когда они отзывались о Хрущеве резко отрицательно, не видя в его деятельности ничего хорошего». Вообще-то в те годы в Горьком было построено немало: новый железнодорожный вокзал, аэропорт, Молитовский мост через Оку, Дворец спорта, впервые после революции стал преображаться центр города, развернулось жилищное строительство. Тысячи нижегородцев переехали из ветхих лачуг в современное и благоустроенное по тем временам жилье. У нас на Автозаводе и в Сормове начался массовый снос бараков.

Кстати, в архивах сохранился текст выступления Хрущева перед тружениками Горьковской области: «...Сейчас нам приходится выплачивать по займам в виде выигрышей и погашений каждый год крупные суммы. В этом году придется платить около 16 млрд. рублей, в будущем — 18 млрд., а в 1967-м вообще 25 млрд. рублей, то есть почти столько, сколько намечалось по подписке на заем в текущем году. Получается заколдованный круг. Поэтому мы предложили бы выплату по займам отложить на 20-25 лет. Если вы считаете, что это правильно, я призываю вас поддержать. А через 20-25 лет начнется выплата по облигациям». Получается, инициатива исходила все же сверху! А уж народное ее «одобрение» — дело техники.

В итоге 19 апреля 1957 года Президиумом ЦК КПСС было принято решение о прекращении выплат по гособлигациям внутреннего займа. Появляется Постановление «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза», согласно которому выпуск новых облигаций прекращается, ранее обещанные платежи отсрочены на 20 лет, а выигрышные тиражи больше не проводятся. В семидесятые годы государство все же «растопило» замороженные облигации. Сейчас эти государственные «бумаги», выпускавшиеся огромными тиражами, не нужны даже коллекционерам: интерес для них представляют только редкие довоенные и военные выпуски.

Ольга АБРАМОВА,

интернет-журнал «Русская планета»

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Дыхание времени Гусев А. Дыхание времени : [к 100-летию комсомола. Открытие капсулы потомкам у здания администрации Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 1
2 Шагнувший к звездам Честнова И. Шагнувший к звездам : [о пребывании Ю.А. Гагарина в Нижнем Новгороде, в том числе и на ГАЗе] // Автозаводец. – 2018. – 19 апр. (№ 42). – С. 2
3 Юность, опаленная войной Мухина Е. Юность, опаленная войной : [об автозаводцах-ветеранах войны и труда] // Автозаводец. – 2017. – 20 мая. – С. 2
4 История автозаводского трамвая № 8 Мальцев В. [История автозаводского трамвая № 8] [Электронный ресурс] : [отрывок из статьи «Время народных строек»]. – Режим доступа: http://www.lensmena.ru/arhin/numb2011/48/neizvestnoe/10-1.html (дата обращения: 24.04.2017)
5 Город Горький. Юрия Гагарина Круглов Е. Город Горький. Юрия Гагарина [Электронный ресурс] : [Ю. Гагарин пи В. Терешкова в разные годы побывали на Горьковском автозаводе] // Сайт газеты Нижегородская правда. – 2017. – 10 апр. – Режим доступа: http://www.pravda-nn.ru/archive/2017-04-10/gorod-gorkij-jurija-gagarina/ (дата обращения: 12.04.2017)
6 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
7 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
8 И память о былом – отрада Кулькова И. И память о былом – отрада : [воспоминания автозаводца Ю. Курносова] // Автозаводец. – 2017. – 16 фев. (№ 18). – С. 2
9 Дворцу культуры Горьковского автозавода (ДК ГАЗ) — 55 лет! Дворцу культуры Горьковского автозавода (ДК ГАЗ) — 55 лет! : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xn--80afcom.xn--p1ai/about-dk-gas/yubiley-55-let-dk-gaz/ (дата обращения: 06.02.2017)
10 Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова Ермошина И. Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова : [Электронный ресурс] : [история аэроклуба]. – Режим доступа: http://нижнийновгород.рф/ (дата обращения: 03.02.2017)

Страницы