История в лицах

История в лицах : [50-летняя история завода коробок скоростей (ЗКС)] / подгот. М. Седоков, А. Гридин // Автозаводец. – 2018. – 18 авг. (№91). – С. 2

1 августа 1968 года приказом № 92 директора ГАЗа И. И. Киселева корпус коробок скоростей был реорганизован в завод. Эта дата и стала днем рождения ЗКС, который в 2007 году был преобразован в ООО «Нижегородские моторы».

Первым директором предприятия был назначен П. С. Колтунов, главным инженером — Б. И. Шихов. Костяк коллектива сформировали работники, которые принесли сюда лучшие газовские традиции: энтузиазм и самоотверженность, умение работать и выполнять поставленные перед ними задачи. Большой вклад в становление и развитие завода внесли А. И. Белаш, Н. Г. Степанов, Л. А. Виноградов, А. Ф. Бушуев, В. Ф. Сюсяев, Н. М. Зевин и многие другие. Завод строился, вводились новые производственные мощности. Шло освоение новой продукции — коробок передач ГАЗ-53, ГАЗ-24, автоматической коробки ГАЗ-13 «Чайка», раздаточных коробок, карданных валов и рулевых управлений для грузовых автомобилей.

Много славных страниц в истории предприятия связано с именем Н. И. Туркина, возглавлявшего ЗКС с 1975-го по 1983 год. Именно он вывел молодой завод на новую ступень развития. ЗКС, от которого зависела бесперебойная работа конвейеров ГАЗа, начал на глазах меняться. Предприятие заработало более ритмично и стабильно. Но далось это ценой огромных усилий нового директора, который не уходил с работы до поздней ночи, и сформированной им команды. До сих пор на заводе актуально понятие «школа Туркина». О необыкновенном даре Николая Ивановича объединять людей для выполнения самых сложных задач ходили легенды. А его ученики выросли со временем в крупных руководителей и готовы долго и тепло рассказывать о своем наставнике, которому обязаны очень многим в жизни.

— Заводу требовался максимально эффективный директор — им стал Николай Иванович Туркин. Строитель автозавода, фронтовик, он не имел даже высшего образования, но авторитетом пользовался колоссальным, — вспоминает в своей книге «50 лет с ГАЗом» Николай Пугин, президент ПАО «ГАЗ», в 1975-1981 годах — главный инженер завода коробок скоростей. — На первом же совещании в роли директора ЗКС он, собрав коллектив, сказал: «Я пришел сюда выполнять государственный план и выпускать качественную продукцию. С теми, кто начнет мешать, работать не стану». Прежние руководители были отличными специалистами в своей области. Но им не хватало умения вести за собой людей, того организаторского таланта, которым сполна был наделен Николай Иванович.

В 1983 году завод возглавил В. С. Прудников, а после его трагической гибели в 1985-м — Н. А. Туренко. В этот сложный период людям очень часто приходилось работать сверхурочно, предприятие испытывало дефицит производственных площадей и острый кадровый голод. Существующая система Госплана требовала постоянно наращивать выпуск продукции. Порой темп производства доходил до 6 тысяч (!) узлов в сутки.

В 1987 году директором ЗКС стал Н. Ф. Гридин, главным инженером — Н. Г. Ляшенко. Новым руководителям пришлось выдержать серьезное испытание — аварию на городской распределительной подстанции «Заречная». 7 января в сорокаградусный мороз прекратилась подача отопления в завод с ленинской теплотрассы, которая на длительное время вышла из строя. Были разморожены сети отопления и водопровода, приточные системы в корпусах завода. В условиях такой аварии соседние ЗШП и «Теплообменник» прекратили работу, но ЗКС остановить сборочные конвейеры автозавода не мог. Всю зиму 1987 года для обогрева цехов использовались электрокалориферы и мангалы, где сжигался кокс. И хотя в корпусах стояла минусовая температура, в станках замерзала эмульсия и густело масло, люди работали в ватниках и валенках, суточный план выполняли.

Начало 90-х ставило перед ЗКС новые задачи. Страна переходила на рыночные отношения и, чтобы выжить, требовалось поднять конкурентоспособность автомобилей. В марте 1990 года УКЭР были выпущены чертежи совершенно новой конструкции пятиступенчатой коробки передач ГАЗ-31029. В практике завода это первая КП, которую начали изготавливать без специальной подготовки. Обычно на разработку технологии, оснастки, получение оборудования уходило около трех лет. Но ждать было некогда. Обошлись имеющимся оборудованием, по чертежам и эскизам сделали первоочередную оснастку и по еще «сырым» чертежам начали изготавливать детали. Уже в ноябре 1990 года была собрана первая коробка. Большой вклад в эту работу внесли главный инженер М. П. Андреев, зам. директора по производству Б. С. Кожинский, главный технолог Н. В. Пепелин.

Успешному освоению пятиступенчатой КП способствовало включение в состав ЗКС корпуса производства серийных агрегатов. На площадях МСК-4 был образован совершенно новый и уникальный цех порошковой металлургии. Внедрение новых технологий происходило под руководством главного металлурга, кандидата технических наук Г. В. Линецкого, затем эстафету принял его ученик И. А. Кокин. Сейчас этот участок производит около 140 наименований деталей на все выпускаемые автомобили, коллектив постоянно работает над освоением новой номенклатуры.

В 1998 году ЗКС возглавил Николай Ляшенко. При нем предприятие приобрело свой современный облик и, что самое главное, сумело в условиях кризиса и падения производства сохранить ключевые компетенции. За этот период полностью обновлен модельный ряд выпускаемой продукции: модернизированы КП и раздаточная коробка для средних грузовиков и автобусов, внедрена усиленная коробка под крутящий момент 330 Н м для LCV. Налажен выпуск КП с современным тросовым приводом переключения («джойстиком») взамен устаревшего рычага.

За последние годы на «Нижегородских моторах» значительно обновлен станочный парк, установлены современные обрабатывающие центры, токарные станки с ЧПУ, зубошлифовальные комплексы Liebherr, измерительное оборудование.

Прямая речь

Николай Ляшенко, директор завода коробок скоростей — ООО «Нижегородские моторы» с 1998-го по 2018 год (из интервью «Автозаводцу»):

— Все развитие ЗКС происходило на моих глазах. Главная роль становления нашего завода принадлежит Николаю Ивановичу Туркину. Уникальный человек, который создал настолько прочную команду, что она существует до сих пор. Для каждого из нас он — учитель. Его заповедь «работай честно» для нас всегда была непререкаема. Мы работали так в 70-е, 80-е годы. И в 90-е, когда его последователь, Николай Федорович Гридин, возглавивший ЗКС, буквально вытянул завод в условиях экономической неразберихи, которая царила в стране...

Сегодня «Нижегородские моторы» обладают целым набором уникальных компетенций, которые вы вряд ли где-либо встретите в России. Молодых мастеров мы всегда приучаем мыслить самостоятельно, самим докапываться до корня проблемы. Такие люди легко осваивают новое, быстро адаптируются к жестким требованиям рынка, поэтому и предприятие может себе позволить развитие.

Николай Гридин, директор завода коробок скоростей с 1987-го по 1998 год:

— Искренне поздравляю коллектив завода и всех ветеранов с этой замечательной датой! Желаю трудовых успехов, новых побед, крепкого здоровья, бодрости и оптимизма. С огромной благодарностью и теплотой вспоминаю своих коллег, многих из которых уже нет с нами. Вместе мы преодолели все испытания и создали один из лучших коллективов на ГАЗе. Мы прошли достойный путь, нам есть чем гордиться. Радует, что завод продолжает активно жить, развиваться. Я верю, что у него большое будущее.

 

ТРАДИЦИИ

КАДРЫ РЕШИЛИ ВСЕ

Все 50 лет истории завода коробок скоростей — это в первую очередь люди, своим трудом создававшие его славу.

В разное время неоценимый вклад в жизнь и развитие ЗКС внесли руководители цехов и служб: Н. И. Убин, Н. В. Ульяничев, А. М. Шурыгин, В. И. Дойников, А. Т. Козырин, В. Л. Пеганов, А. Н. Сонин, А. П. Самарин, А. Ф. Бушуев, В. А. Сашин, А. Ф. Соколов, В. М. Пыхонин, Е. А. Туршатов, Ю. П. Махнев, В. М. Корзунов, А. В. Чалков, В. М. Кулемин и многие другие.

С первых дней на заводе действует и развивается мощная технологическая служба, у истоков которой стояли Л. А. Виноградов и А. И. Белаш. Их дело продолжили и развили Н. В. Пепелин, А. А. Логинов, С. Д. Герасимов.

Более 40 лет назад на ЗКС была создана Центральная заводская лаборатория зуборезных работ, которая занималась не только перспективными разработками в области зубообработки, но и их внедрением. Работа ЦЗЛ ЗР была отмечена премией Министерства автомобильной промышленности СССР и Государственной премией Правительства Российской Федерации. Огромный вклад в создание и развитие лаборатории внесла Циля Захаровна Кринсберг. Сейчас подразделение возглавляет ее ученик, специалист высочайшего уровня Михаил Борисович Новиков. 978 работников ЗКС удостоены звания «Ветеран автомобильной промышленности», около 300 сотрудников получили звание «Заслуженный автозаводец», четверо — лауреаты Государственной премии. Звание «Заслуженный машиностроитель РФ» присвоено Н. Г. Ляшенко, А. И. Бадьину, А. А. Кузнецову. Звание «Почетный машиностроитель РФ» носят В. А. Сашин, М. П. Андреев, В. А. Долов. Правительственными наградами отмечен труд 315 человек.

Материалы подготовили
Михаил Седоков и Александр Гридин

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Мастер-модельщик Шерстинский В. Мастер-модельщик : [о специалисте-модельщике ГАЗ Г. Поликарпове] // Автозаводец. – 2018. – 1 дек. (№ 136). – С. 7
2 Создатели моторов Шерстинский В. Создатели моторов : [о конструкторах ГАЗ Н.Р. Кокуеве и Г.К. Шнейдере] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 2
3 Стоявший у истоков «Волги» Шерстинский В. Стоявший у истоков «Волги» : [о конструкторе ГАЗ П.К. Лапшине] // Автозаводец. – 2018. – 25 окт. (№ 120). – С. 2
4 Испытанные на прочность Шерстинский В. Испытанные на прочность : [о Я.Н. Рябинине и К.Д. Кузнецком – испытателях автомобилей ГАЗ] // Автозаводец. – 2018. – 23 окт. (№119). – С. 2.
5 Виртуоз компоновки Шерстинский В. Виртуоз компоновки : [о конструкторе ГАЗа Ф.А. Лепендине] // Автозаводец. – 2018. – 11 окт. (№ 114). – С. 3.
6 Автознаменитость Шерстинский В. Автознаменитость : [о конструкторе ГАЗа Н.А. Юшманове] // Автозаводец. – 2018. – 20 сент. (№ 105). – С. 3
7 Создатели истории Шерстинский В. Создатели истории : [о конструкторах ГАЗа Р.Я. Ушакове и С.И. Плеховиче] // Автозаводец. – 2018. – 18 сент. (№ 104). – С. 3
8 Мечта сбылась Шерстинский В. Мечта сбылась : [об инженере-испытателе ГАЗ В.В. Гулине] // Автозаводец. – 2018. – 14 авг. (№ 89). – С. 3
9 Эксперимент – его стихия Шерстинский В. Эксперимент – его стихия : [о конструкторе ГАЗ Г.Б. Миллере] // Автозаводец. – 2018. – 4 авг. (№ 85). – С. 7
10 Создатель боевых машин Шерстинский В. Создатель боевых машин : [о конструкторе ГАЗа И.С. Мухине] // Автозаводец. – 2018. – 14 июля (№ 76). – С. 2

Страницы