История парка

История парка [Электронный ресурс] : [об истории Автозаводского парка] // Официальный сайт Центрального парка культуры и отдыха Автозаводского района. – Режим доступа: http://avtozpark.ru/istoriya-parka (24.11.2014)

Центральный парк культуры и отдыха Автозаводского района — типичный и, в то же время, уникальный объект, рожденный эпохой Советской архитектуры 30-50 годов XX столетия.

Границы парка были определены в рамках проекта планировки территории Автозаводского района в 1931 г. До начала строительства на заболоченной территории будущего парка размещались в основном малочисленные естественные зеленые насаждения: березы, ивы, тополя. Изначально не было отдельного постановления о выделении, какого — либо участка земли под парк культуры. Территория его формировалась при общей планировке района «Соцгород».

Проект парка – авторская работа академика архитектуры А. С. Никольского. Проект разработан в 1934 году трестом «Горстройпроект» Главстсройпрома Наркомата тяжелой промышленности СССР, основные положения которого были утверждены 2 июля 1935 г. Горьковским Крайисполкомом. Идея создания парка была поддержана жителями и сохранила типичные черты парка культуры и отдыха Советского времени и уникальные авторские особенности. Строительство парка официально началось с комсомольского субботника 12 апреля 1935 года. До настоящего времени сохранилась историческая авторская планировочная структура в северо-восточной части парка с взаимно пересекающимися аллеями, овальной площадью, фонтаном, партерами и арборетумом. Зеленые насаждения, высаженные в 30-е годы ХХ в., отлично сохранились.

Массовые посадки ясеня зеленого, липы мелколистной, вяза гладкого были произведены в парке весной 1943 года. В 1944 году, несмотря на трудности военного времени, в парке шла посадка деревьев, устраивались дорожки, разбивались цветочные клумбы, газоны, высаживались цветы, выращенные в заводской теплице. В 1944 году Нижегородским архитектором Анисимовым Б. М. был спроектирован и затем построен деревянный кинотеатр «Родина» и ряд павильонов. В 1945 году вдоль парка, по проспекту Жданова (ныне пр. Молодежный) была смонтирована чугунная ограда и обнесена деревянной изгородью остальная часть периметра парка. В том же году построен большой фонтан на центральной аллее и асфальтированы основные аллеи. Городской сад стал официально именоваться «Автозаводский парк культуры и отдыха». В 1944-1945 г.г. были произведены массовые посадки на участке первой очереди трестом «Горзеленстрой» совместно с УКХ ГАЗа. Было высажено 1000 лип мелколистных и берез повислых, 75 кленов остролистных, 500 кустов акации, тополя бальзамические и дубы черешчатые. В конце 1945 — начале 1946 г.г. первая очередь парка была в целом закончена.

С 1957 г по 1972г. в парке ежегодно высаживалось по 350 деревьев, 2000 кустарников и 300 тыс. цветов. Сложилась регулярная композиция парка, с ярко выраженными осями, которые пересекаются под прямым углом и образуют овальную площадь с большим фонтаном круглой в плане формы. Главная ось образована широкой 15 метровой двухрядной липовой аллеей с партером в центре и системой фонтанов. Аллея завершается круглым арборетумом с фонтаном меньшего размера. Арборетум сформирован концентрическими насаждениями хвойных растений в основном елей. В 1957 г в парке высажено 6000 шт. кустарников и 300 тыс. цветов. В 1959 г. высажено 360 тыс. цветов. В 1960 году — 350 деревьев и 2000 кустарников. В 1961 г. высажено еще 500 деревьев и 2000 кустарников. В 1971 г. устроены «цветники с особым оформлением и уходом» с тем, чтобы провести выставку цветов, посвященную 75- ти летию города Горького.

В 1972 году был произведен землеотвод под строительство спорткомплекса (манежа) Горьковскому автозаводу площадью 17 га. Манеж не был предусмотрен проектом А. С. Никольского. При строительстве были снесены десятки ценных голубых елей. Спустя несколько лет стройка была остановлена и объект превратился в долгострой. В те же годы с северо-западной части второй очереди парка на площади 1,03 га началось строительство здания детского сада из сборного железобетона по типовому проекту. Строительство в настоящее время не завершено, конструкции частично разрушены, а вся территория была отведена в последствии под жилую застройку «Водный мир».

В том же году 1972 г. был отведен еще один земельный участок Горьковскому автозаводу под застройку административно-культурного центра на Дворцовой площади и сделано освещение пешеходных аллей парка. В те же годы участок площадью 6,09 га был выделен под комплекс женской тюрьмы.

В 1986 году в Московском институте "Гипрокоммунстрой" авторским коллективом архитекторов: А. В. Глотовым, В. Н. Антониновым и С. Ю. Ивановым — был выполнен проект реконструкции парка. Однако, он не был осуществлен.

В конце 80-х годов при активном участии А. И. Фокина была сделана попытка формирования рукотворных ландшафтов II очереди парка с широким использованием водных пространств, рельефа, регулярных посадок ясеня зеленого, березы повислой, групповых посадок яблони ягодной. Тогда сформировалась береговая линия пейзажных водоемов с островом, грунт был использован при создании холмов.

В 1992 году финансирование работ по развитию и содержанию парка автозаводом прекращены. Администрация района предложила рассмотреть вопрос об оформлении паспорта на отвод земельного участка ПКО администрации района и ТОО "Алиот", указав при этом, что "отдельного постановления по отводу земельного участка по строительству ПКО принято не было (архивная справка №498 от 14.12.1992 г." 25.05). В 1993 года вышло распоряжение администрации района за № 868-р "О передаче в аренду Парка культуры и отдыха Автозаводского района 1-й и 2-й очереди " — TOO "Алиот" сроком на 49 лет. Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов 31.08.1993 года за №288- м Автозаводский парк отнесен к числу памятников ландшафтной архитектуры. 24.11.1993 года подписано распоряжение генерального директора АООТ "ГАЗ" за № 770 "О передаче в хозяйственное управление администрации Автозаводского района объектов УЖКХ". А в декабре 1993 года дирекция ОАО "ГАЗ" принимает решение отказаться от дальнейшего содержания парка. 14.12.1993 года выходит распоряжение главы администрации района за № 2224-р "О создании комиссии по приемке с баланса УЖКХ АО "ГАЗ" сооружений и энергетических сетей парка культуры и отдыха, объектов озеленения в полное хозяйственное управление администрации Автозаводского района", а 21.03.1995 года Распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области за №214 "О передаче парка культуры и отдыха Автозаводского района с баланса АООТ "ГАЗ" на баланс администрации Автозаводского района".

В апреле 1995 года вышло совместное решение генеральной дирекции АООТ "ГАЗ" и Профсоюзного комитета "О проведении неотложных восстановительных работ в ПКиО Автозаводского района к 50- летию Дня Победы". К осени 1995 года стало ясно, что в целях сохранения Автозаводского парка, который на протяжении всей своей истории, создавался руками автозаводцев и для автозаводцев, необходимо создать юридическое лицо, способное обеспечить стабильное развитие парка. По инициативе администрации района и руководства ОАО "ГАЗ", решением собрания учредителей, 22 сентября 1995 года создается ОАО "Автозаводский парк". Устав зарегистрирован в КУГИ за №10 02.10.1995 г. В уставной капитал ОАО "Автозаводский Парк", помимо ряда объектов, вошел и кинотеатр "Родина". В результате, фактическое подразделение ОАО "ГАЗ", было преобразовано в ОАО "Автозаводский парк", которое, согласно, своего устава, теперь самостоятельно должно было обустраивать и содержать территорию парка, вместе с его достаточно сложной энергетической и материально-технической инфраструктурой. К сожалению новое самостоятельно-хозяйствующее юридическое лицо оказалось, в конечном итоге, не в состоянии в полной мере организовать нормальную работу парка и тем более обеспечить его планомерное культурно и материально-техническое развитие. В начале 1998 года — принято решение о ликвидации ОАО "Автозаводский парк". Ликвидационную комиссию возглавил Генеральный директор ОАО "Автозаводский парк" В. Н. Дмитриев. В связи с тем, что процедура ликвидации ОАО "Автозаводский парк" по ряду объективных причин затягивалась, с целью сохранения парка в районе и предотвращения его дальнейшего разрушения, было принято решение, не дожидаясь ликвидации ОАО "Автозаводский парк", на базе которого предполагалось организовать МУП "Автозаводский парк" — учредить последнее. 18.06.1999 года опубликовано Распоряжение главы города за № 841-р "О создании муниципального унитарного предприятия "Автозаводский парк", директором парка утвержден Чумаков В. К. 26.05.2000 года принимается совместное решение администрации Автозаводского района и генеральной дирекции ОАО "ГАЗ" "О подготовке и праздновании 65-летия Автозаводского парка, которое состоялось 28.05.2000. В 2004-2005 годах часть территории парка площадью 18,5 га на участке 2-й очереди вдоль пр. Молодежный была застроена многоэтажными панельными жилыми домами. Под застройку попал участок, на котором в 1972 году был произведен землеотвод под строительство спорткомплекса (манежа) Горьковскому автозаводу, площадью 17 га (ГУ Центральный архив Нижегородской области. Фонд № 2697.Опись № 5. Дело 860, лист № 17).

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Стопор для топорной работы Гаврилова О. Стопор для топорной работы : [о аквапарке на автозаводе] // Российская газета. – 2014. – 13 февр. (№ 33). – С. 19. – (Неделя)
2 Автозаводский парк Культуры и отдыха Михайлов, П. Автозаводский парк Культуры и отдыха : [из истории создания] // Автозаводец. – 2005. – 28 мая (№ 79). – С. 2. – фот.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Автозаводский парк: для детей и взрослых, спортсменов и ветеранов Крюкова Е. Автозаводский парк: для детей и взрослых, спортсменов и ветеранов : [о реконструкции Автозаводского парка культуры и отдыха] // День города. Нижний Новгород. -2024. – 10-16 янв. (№1). – С. 12-13. – (Карта города).
4 Остров спокойствия Овчинников А. Остров спокойствия : [прошлое и настоящее Автозаводского парка] // Автозаводец. – 2020. – 25 июня (№26). – С. 14.
5 Отдых в тени дубов Честнова И. Отдых в тени дубов : [об Автозаводском парке] // Автозаводец. – 2019. – 5 сент. (№ 36). – С. 16. – (Маршрут выходного дня).
6 Книги, воздух и летний зной Солкина О. Книги, воздух и летний зной : [о работе «Летней читалки» в Автозаводском парке, организованной ЦБС Автозаводского района] // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 26 июня-2 июля (№54). – С. 8.
7 «Автомобили — это мое» Ростокина А. «Автомобили — это мое» : [о Б.Н. Крохине, директоре «Автозаводского парка»]. – Автозаводец. – 2016. – 2 авг. (№ 85). – С. 3
8 В парке заводском... Федотова М. В парке заводском... : [о парке Автозаводского района] // Нижегородские новости. – 2016. – 13 июля (№ 79). – С. 14
9 Парк спасли от стройки Парк спасли от стройки : [Автозаводский парк – памятник ландшафтной архитектуры] // Патриоты Нижнего. – 2015. – 23 сент. (№ 34). – С. 4
10 Автозаводскому парку 80 лет Автозаводскому парку 80 лет // Автозавод on-line. – 2015. – 20 июня – С. 7

Страницы