Имена, вписанные в историю

Шерстинский В. Имена, вписанные в историю : [о Ю.П. Борякове, П.А. Бабиче, К.П. Пшенисновой, ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 6.

Они посвятили заводу долгие годы жизни и достойно трудились на благо Горьковского автомобильного... В октябре коллектив Объединенного инженерного центра вспоминает сразу трех своих ветеранов: Юрия Петровича Борякова, Петра Андреевича Бабича и Клавдию Павловну Пшениснову.

Испытатель серийных машин

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Петровича Борякова. Он родился в Нижнем Новгороде. Успешно окончив семь классов, поступил в фабрично-заводское училище. Устроился на завод имени Воробьева, где собирал мукомольное оборудование. Очень хотел учиться дальше и без отрыва от производства окончил рабфак, а в 1938-м поступил на дневное отделение автомеханического факультета Горьковского политехнического института по специальности «Автомобили и тракторы».

Учебу Юрия прервала Великая Отечественная война. Всех студентов старших курсов мобилизовали и отправили на обучение младшего командного состава в Академию механизации и моторизации Красной Армии в Москву. Юрий Петрович стал воентехником 2-го ранга и отправился преподавать сначала в Сызранское танковое училище, а позднее, в 1944-м — в Киевское училище самоходной артиллерии. В этих учебных заведениях готовили механиков-водителей танков и самоходных установок. По сути, от знаний и умений выпускников, а значит, и от опыта их преподавателей зачастую зависела жизнь всего экипажа танка. Юрий Петрович был хорошим преподавателем.

Его труд в эти годы был отмечен медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-11945 гг.», а также юбилейными медалями. После демобилизации из рядов Вооруженных сил в 1946-м Юрий Боряков продолжил учебу в Горьковском политехническом институте и через два года получил диплом инженера-механика. Попал по распределению на Горьковский автозавод и стал инженером-испытателем специальных машин в конструкторско-экспериментальном отделе. Совсем скоро талантливого специалиста назначили начальником группы доводки и испытаний вездеходных машин, которую затем преобразовали в лабораторию доводки и испытаний серийных машин.

Кроме производственной деятельности, Юрий Петрович активно занимался общественной работой, в 1952-53-м являлся секретарем партбюро КЭО, а затем несколько лет работал главным инженером совхоза «Доскино», куда его направила партия.

В 1957 году он вернулся в родной коллектив. Принимал активное участие в испытаниях и доводке автомобилей высокой проходимости: ГАЗ-63, ГАЗ-011 и ГАЗ-46, первого гусеничного вездехода ГАЗ-47, бронетранспортеров ГАЗ-40П, ГАЗ-41, четырехосного ГАЗ-49.

После окончания строительства первой очереди испытательного полигона в 1971 году Ю. П. Боряков становится руководителем группы испытаний в полигонных условиях. Здесь он обучал водителей новым методам тестирования автомобилей. В 1980-м перешел в проектно-технологическое бюро УКЭР инженером-конструктором. Участвовал в проектировании и освоении второй очереди автополигона Горьковского автозавода.

В 1985 году Юрий Петрович ушел на заслуженный отдых.

За безупречную работу и большой вклад в испытания серийных машин он был награжден медалями «За доблестный труд», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», почетным знаком «Ветеран автомобильной промышленности СССР», Почетными грамотами завода и управления.

Юрия Петровича не стало в сентябре 1998 года.

Инженер из авиаторов

Еще одному ветерану КЭО-УКЭР, Петру Андреевичу Бабичу, в октябре 2016-го исполнилось бы 90. Детство нижегородца тоже пришлось на суровые военные годы. Со школьной скамьи он увлекался авиационной механикой, посещал тематические курсы. Окончив учебу, в 1944-м был призван в ряды Советской Армии и проходил службу в должности авиационного механика до 1951 года. За участие в боевых действиях был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», позднее — юбилейными медалями в честь Дня Победы.

После демобилизации из рядов Вооруженных сил Петр Андреевич вернулся в родной город и начал трудовой путь на Горьковском автозаводе. Был рабочим-сборщиком кузовов легковых автомобилей в сборочном цехе № 2, без отрыва от производства успешно окончил вечернее отделение Горьковского политехнического института по специальности «Автомобили и тракторы» и стал инженером-механиком.

Петр Андреевич быстро освоил все сборочные операции и приобрел опыт в профессии. В 1953-м он стал начальником ОТК сборочного цеха № 2, а в 1958-м — заместителем начальника этого цеха по технической части. Еще через несколько лет Бабич возглавил сборочный цех № 2, а в 1967 году, учитывая опыт, деловые качества, профессионализм, Петра Андреевича назначили заместителем главного инженера производства легковых автомобилей. Он занимался сборкой, подготовкой производства и освоением машин ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-22 «Универсал» и «Санитарный автомобиль», ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-14 «Чайка», ГАЗ-3102 «Волга», ГАЗ-24 «Волга» и ГАЗ-24-02 «Универсал».

На период работы П. А. Бабича пришлось создание на ГАЗе нового структурного подразделения — производства оборудования и монтажных работ (ПОМР). Петра Андреевича назначили управляющим этим подразделением. Именно он подбирал новые кадры, принимал участие в разработке, изготовлении, монтаже и выводе на проектную мощность нестандартного оборудования, автоматических линий, до сих пор не выпускавшихся в СССР, химико-термических агрегатов оригинальной конструкции, которые создавались по заданиям технических служб. Петр Андреевич нес персональную ответственность за создание литейных цехов № 7 и № 8, Заволжского завода гусеничных тягачей, Арзамасского машиностроительного и Черниговского завода запасных частей, цеха сборки грузовых автомобилей. Коллектив ПОМРа под управлением Бабича осуществлял изготовление конструкций, а затем производил монтаж металлоконструкций и оборудования, в том числе импортного, обеспечивал его работоспособность. Также сотрудники подразделения осуществляли перенос и монтаж действующего оборудования на новые и существующие производственные площади.

Высоко оценив способности Петра Андреевича в решении серьезных задач, руководство назначило его начальником планово-экономического управления ПО «ГАЗ». В этой должности он трудился до 1986 года, а затем стал заместителем директора научно-технического центра завода, позднее — заместителем главного конструктора ГАЗа по экономике. Петр Андреевич координировал разработку и выполнение планов опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в рамках создания новой автотранспортной техники ГАЗа.

Профессиональную деятельность П. А. Бабич совмещал с общественным трудом: с 1961-го по 1969 год являлся членом парткома ГАЗа, 25 лет был депутатом исполкома Автозаводского райсовета.

За высокие профессиональные достижения Петр Андреевич Бабич награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда СССР», тремя медалями ВДНХ — двумя серебряными и одной бронзовой, а также почетным знаком «Ветеран автомобильной промышленности СССР». Ему присвоено звание «Заслуженный автозаводец».

Петр Андреевич закончил трудовой путь на ГАЗе в 1995 году. Талантливого инженера не стало в 1998-м.

Основательница конструкторской династии

Ровесница Петра Андреевича Бабича, Клавдия Павловна Пшениснова, тоже родилась в Нижнем Новгороде. Она окончила семь классов школы, когда началась Великая Отечественная. В 15 лет устроилась копировщицей в отдел главного конструктора авиационного завода № 21 имени Серго Орджоникидзе. Работа непростая, требующая спокойствия, терпения, выдержки, упорства. Клавдия Павловна обладала всеми этими качествами. Именно за профессионализм она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а позднее — юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1952 году Клавдия Павловна окончила авиационный техникум имени Баранова и начала трудиться на Горьковском автозаводе, в КЭО, инженером-испытателем лаборатории испытаний электрооборудования автомобилей. В изучении конструкции многих узлов, требований к ним, методик и приборов ей очень помогала наставница Раиса Ивановна Меркушкина.

Клавдия Павловна проводила испытания и доводку электрических двигателей бензонасосов, систем отопления, стеклоподъемников, контрольно-измерительных приборов, вспомогательного оборудования, электрического магнита системы блокировки дверей легковых и грузовых автомобилей, а также специальных машин, выпускаемых на ГАЗе. Большой вклад внесла Клавдия Павловна Пшениснова в доводку узлов автомобилей большого класса «Чайка» ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Она выступила автором множества предложений об улучшении конструкции этих узлов, повышении их надежности.

За трудовые достижения Клавдия Павловна была награждена медалью «Ветеран труда СССР», почетными знаками «Ветеран автомобильной промышленности СССР» и «Победитель соцсоревнования», ее имя неоднократно заносилось на Доску почета и в Книгу почета КЭО/УКЭР.

Она воспитала молодых специалистов Андрея Тимонина и Ирину Кураеву, которые достойно продолжили дело своего учителя. А трудовую династию семьи Пшенисновых поддержали обе дочери Клавдии Павловны — Ирина и Галина, которые после окончания школы тоже стали работать в КЭО.

На заслуженный отдых Клавдия Павловна ушла в 1986 году. Она умерла в мае 2001 года. Но ее имя, как и имена коллег — Юрия Петровича Борякова, Петра Андреевича Бабича, — навсегда вписаны в историю конструкторского подразделения Горьковского автозавода.

Вениамин ШЕРСТИНСКИЙ, заслуженный автозаводец, ветеран труда

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2
2 Восемьдесят пять лет на ходу Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17
3 Путешествие начинается Путешествие начинается : [история ГАЗа в датах. Январь] // Автозаводец. – 2017. – 17 янв. (№ 5). – С. 2
4 Под знаком юбилея Максимова И. Под знаком юбилея : [о праздновании 85-летия ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 7 янв. (№ 1). – С. 1, 2
5 «Мы готовы к выходу на мировой рынок» Штанов В. «Мы готовы к выходу на мировой рынок» : [интервью с М. Айбеком, генеральным директором корпорации «РМ» о перспективах развития продукции ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 20 окт. (№ 119). – С. 1-2
6 Танки Великой Отечественной Шерстинский В. Танки Великой Отечественной : [о выпуске ГАЗом военной продукции] // Автозаводец. – 2016. – 20 окт. (№ 119). – С.4
7 Легенда 60-х Кулькова И. Легенда 60-х : [о автомобиле «Волга» ГАЗ-21] // Автозаводец. – 2016. – 15 окт. (№117). – С. 2
8 Утопия стала реальностью Мухина Е. Утопия стала реальностью : [о пребывании на ГАЗе Ричарда Остина, представителя династии Остинов, проектировщиков и строителей автозавода] // Автозаводец. – 2016. – 8 окт. (№114). – С. 1-2
9 Джипы для армии Шерстинский В. Джипы для армии : [о выпуске на ГАЗе первых советских массовых джипов ГАЗ-64 и ГАЗ-67] // Автозаводец. – 2016. – 30 авг. (№ 97). – С. 2
10 За рулём культовой «Волги» Жукова А. За рулём культовой «Волги» : [легендарной «Волге» ГАЗ-21 – 60 лет] // Патриоты Нижнего. – 2016. – 27 июля (№ 29). – С. 17

Страницы