И не прервется наша память

Ермошина И. И не прервется наша память [Электронный ресурс] : [о В.М. Зотове, ветеране Великой Отечественной войны и клубе-музее «Поиск»]. – 2013. – 17 апр. – Режим доступа: http://нижнийновгород.рф/news/veteran-zhivushchiy-ryadom/31566/ (Дата обращения: 13.04.2015)

Что такое Родина? С этого вопроса начинается каждая встреча ветерана Великой Отечественной войны Владимира Михайловича Зотова и школьников, пришедших в музей воинской славы «Поиск», созданный на базе детского клуба «Шанс» Автозаводского района. Мальчишки и девчонки хором отвечают: «Родина — это мама, папа, детский сад, школа, друзья». На следующий вопрос: «Надо Родину защищать?». Ни секунды раздумий и сомнений: «Да!». Самый первый шаг сделан, у ребят появляется понимание того, за что воевали их деды и прадеды.

К сожалению, сегодня некоторые с пренебрежением относятся к истории своей Родины, мало знают о Великой Победе, о людях, которые огромной ценной сохранили жизнь современному поколению.

Музей воинской славы бережно хранит память о подвиге автозаводцев. Владимир Зотов более 50 лет ведет кропотливую работу по сбору экспозиции. Среди экспонатов личные вещи солдат, военные документы, карты, уникальные фотографии, книги, газетные статьи тех лет, боевые снаряды и многое другое.

А началом послужила обычная курсовая работа о сорока Героях Советского Союза и сорока восьми Героях Солдатской славы Автозаводского района, написанная Владимиром Зотовым на третьем курсе учебы в педагогическом институте. За все годы существования музея его посетили 52 тысячи человек. План посещения расписан на многие месяцы. Почти каждый день к Владимиру Михайловичу приходят ребята, которые могут не на абстрактном, а на зримом примере познакомиться с подвигами их земляков.

Большая часть экспозиции посвящена боевому пути двух танковых бригад — 121-ой и 122-ой. Танкисты участвовали в Московской, Курской, Сталинградской битвах, освобождали Украину, Молдавию и страны Восточной Европы от немецко-фашистских захватчиков. Когда мальчишки и девчонки смотрят на фотографии героев, они понимают, что во время войны подвиги совершали их ровесники, такие же, как они.

Музей бережно хранит память об удивительных, смелых людях, их уникальных биографиях, их нетленных делах. В годы войны на фронт ушло 882 тысячи горьковчан. Каждый третий из них не вернулся домой.

А ведь еще утром 22 июня 1941 года ничего не предвещало беды. В Стригинском бору было шумно и весело. Накануне с конвейера сошел юбилейный миллионный мотор. На сцене чествовали передовиков производства. Играла музыка, мелькали в танце счастливые лица рабочих. В полдень музыка прервалась. Через мгновение страшное слово «война» изменило судьбы людей навсегда.

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ

К вечеру 22 июня от автозаводцев поступило более ста заявлений об отправке на фронт, число добровольцев росло с каждым днем. До 1941 года на территории района проживало 140 тысяч человек, более 44 тысяч ушли на фронт. На их место к станкам Горьковского автомобильного завода встали женщины и подростки. Все тысяча четыреста восемнадцать военных дней они сутками трудились, не покладая рук. «Все для фронта, все для победы…»

Понадобились титанический труд, огромные усилия женщин и детей, чтобы бесперебойно обеспечивать фронт всем необходимым. Горьковский автомобильный завод не был исключением. Танки, самоходные установки, бронеавтомобили, снаряды рождались в цехах завода. Каждый четвертый танк, каждая пятая пушка, каждый седьмой снаряд и восьмой самолет — дело рук самоотверженных тружеников горьковских заводов.

На самом заводе ради победы рабочие ставили производственные рекорды. 22 июня 1941 мастер инструментально-штампового отдела Шабанов и рабочие смены, выполняя ответственное задание, не выходили из цеха 21 час. В мирное время на эту работу потребовалось бы четыре дня. Тулумбасов, строгальщик-многостаночник мастерской горячих штампов, за один день выполнил три сменные нормы. Мастера колесного цеха собирали более трех тысяч колес за смену при норме две шестьсот. Только за первый месяц войны к станкам на место ушедших отцов, братьев и мужей встали более полутора тысяч домохозяек. В самые кратчайшие сроки им приходилось осваивать новые сложные профессии. Например, Анна Мельникова была дочерью кузнеца. Тяжелым трудом на его месте она систематически выполняла по две с половиной нормы за смену, и таких девушек и женщин были сотни.

В ночь с 4 на 5 ноября на Горьковский автомобильный завод был массированный налет фашисткой авиации. Вражеские бомбы полностью уничтожили учебный цех и разрушили транспортный. В результате бомбежки Соцгорода сто сорок один человек погиб.

4 июня 1943 года в 23 часа 40 минут была объявлена воздушная тревога. На завод упали фугасные и зажигательные бомбы. Горели кузнечные и литейные цеха, дома Соцгорода, административные здания, выведена из строя подстанция. Возникшие пожары тушить было нечем, водопроводы были перебиты, завод был объят пламенем. Ранены две тысячи человек, погибли двести пятьдесят четыре человека.

За первые три года войны на Горький совершено сорок семь налетов вражеской авиации, в которых участвовало восемьсот одиннадцать самолетов. На город было сброшено около двух тысяч фугасных авиабомб, почти девять тысяч зажигательных. Корпуса автозавода лежали в развалинах после налета в июне 1943 года. Жители города смогли восстановить огромное предприятие всего за сто дней. Тысячи танков, самоходных установок и автомашин дал фронту автозавод в годы Великой Отечественной войны.

АВТОЗАВОДСКИЙ АЭРОКЛУБ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М. ВОДОПЬЯНОВА

Отдельная масштабная экспозиция напоминает посетителям музея о подвиге Автозаводского аэроклуба имени советского летчика, Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова. В Великую Отечественную войну он был командиром авиационной дивизии. До войны участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», покорял Северный полюс во время воздушной экспедиции. Автозаводский аэроклуб образовался в 1934 году. Областной комитет комсомола выделил два самолета, а автозавод купил еще один. Первый выпуск двадцати восьми человек состоялся уже в 1935 году, последний — в 1941 году. Все выпускники аэроклуба сразу были призваны на фронт. Всего за годы своего существования аэроклуб воспитал пятьсот парашютистов, планеристов, будущих пилотов. Среди курсантов были не только юноши, но и девушки. Все они обладали отличной физической подготовкой. В годы войны одиннадцать выпускников стали Героями Советского Союза, пятеро — кавалерами ордена Александра Невского.

В 1941 году курсанты аэроклуба вместе с самолетами были направлены в город Алтырь, где на базе первоначального состава 5-ой воздушной школы, инструкторского состава автозаводского аэроклуба был создан 708-й авиационный полк ночных бомбардировщиков. Их путь в годы войны простирался от Москвы до Кенигсберга.

Николай Николаевич Морозов — инструктор-планерист, один из основателей аэроклуба в составе 708-го авиационного полка воевал летчиком-штурмовиком. Немцы называли штурмовиков «черная смерть». Морозов бил врага под Москвой, на Кавказе, дошел до Берлина. За смелость и мужество, проявленные в годы войны, награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, двумя медалями. Морозов бил врага под Москвой, на Кавказе, дошел до Берлина. За смелость и мужество, проявленные в годы войны, награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, двумя медалями.

ЭСКАДРИЛИЯ ПОЮЩЕВА

Многие летчики, наши земляки, гордо носившие имя выпускников аэроклуба им. Водопьянова не вернулись с войны. Среди них Алексей Иванович Поющев. Большинство нижегородцев слышали музыкальное название улицы на Автозаводе, а многие ли знают, кто такой Алексей Поющев?

Алексей Иванович Поющев родился в селе Яблонка Вадского района Горьковской области в семье крестьянина. После окончания 9 классов занимался в автозаводском аэроклубе. Начало Великой Отечественной войны встретил курсантом Энгельской военно-авиационной школы пилотов, которую успешно окончил в 1942 году. В действующей армии служил с мая 1943 года командиром эскадрильи 118-го гвардейского штурмового авиационного полка. 8 марта 1944 года со своей эскадрильей обнаружил скопление вражеских танков и атаковал их. В бою был подбит и двое суток вместе со стрелком-радистом выбирался к своим. В июле 1944 года вместе с эскадрильей уничтожил скопление вражеской техники, а через несколько дней — 20 железнодорожных цистерн с горючим. На станции Синезерка Поющев уничтожил эшелон противника, а при выходе из атаки — мост забитый силами противника через реку Ревна. Слава о самом молодом командире эскадрильи шла по всему фронту. К сентябрю 1944 года совершил 93 боевых вылета, в том числе 53 — ведущим групп.

Алексей Иванович Поющев погиб на глазах Владимира Михайловича Зотова. Летчик во главе шестерки «илов» наносил удар по скоплению вражеских танков, автомашин и пехоты в районе латвийского города Огре. Он пришел на помощь танковому корпусу, в рядах которого воевал Владимир Зотов. Самолет Поющева был сбит зенитной артиллерией, от удара снаряда самолет задымился и Ил-2 раскололся надвое, шансов спастись не было. 18 августа 1945 года Алексею Ивановичу Поющеву присвоено звание Героя Советского Союза.

Фотографии и личные вещи курсантов автозаводского аэроклуба бережно хранятся в музее, созданного руками человека, который своими глазами видел все ужасы войны и великую радость победы, который с мужеством преодолел все препятствия и невзгоды. Руками человека, который бережно хранит память о тех страшных временах и всегда готов рассказать всю правду о годах Великой Отечественной войны. Владимир Михайлович Зотов точно знает «Что такое Родина?» и как ее защищать.

Вы можете посетить военно-патриотический музей «Поиск» по адресу: ул. Пермякова, 18.

Историческая справка: В годы войны Горький и область сформировали на своей территории более 200 военных частей. 822 тысячи горьковчан защищали Родину. 334 тысячи отдали свои жизни в боях, среди них 104 Героя Советского Союза. Каждый четвертый танк, пятая пушка, седьмой снаряд, восьмой самолет, которые били врага, выпущены в Горьком.

Материал подготовила Инна Ермошина

 

По материалам сайта «Нижний Новгород.РФ»

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Забвению не подлежит Карпухин М. Забвению не подлежит : [воспоминания о войне В.М. Зотова, ветерана Великой Отечественной войны, руководителя музея воинской славы «Поиск»] // Автозаводец. – 2013. – 8 мая (№ 66). – С. 5
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 «Чтоб памяти не обрывалась нить» Смирнова Л. «Чтоб памяти не обрывалась нить» : [о презентации новой книги В.М. Зотова, ветерана войны] // Автозаводец. – 2015. – 15 дек. – С. 3
3 Учитель истории, дважды «убитый» Мубаракшина Г. Учитель истории, дважды «убитый» [Электронный ресурс] : [воспоминания о Великой Отечественной войне Зотова В.В.]. – Режим доступа: http://www.sami-nn.ru/?id=2143 (Дата обращения: 13.04.2015)
4 Зотов Владимир Михайлович Зотов Владимир Михайлович [Электронный ресурс] : [Воспоминания о Великой Отечественной войне]. – 2013. – 8 апр. – Режим доступа: http://letopisi.ru/index.php/Зотов_Владимир_Михайлович. (Дата обращения: 13.04.2015)
5 Судьба танкиста Ермошина И. Судьба танкиста [Электронный ресурс] : [о Зотове В.М., участнике Великой Отечественной войны]. – 2013. – 18 марта. – Режим доступа: http://нижнийновгород.рф/news/veteran-zhivushchiy-ryadom/30617/ (Дата обращения: 13.04.2015)
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
6 Полный кавалер Андайкин С. Полный кавалер : [о полном кавалере ордена Славы Зарифе Мещерове] // Автозаводец. – 2022. – 5 мая. – С. 16. – (Память). – URL: https://autozavod.media/rubrics/spec/den-pobedy/polnyy-kavaler/?sphrase_id=8052 (дата обращения 25.05.2022).
7 Крылатая история Автозавода Мухина Е. Крылатая история Автозавода : [из истории аэроклуба им. М.В. Водопьянова] // Автозаводец. – 2021. – 13 мая (№19). – С. 17. – (Страницы истории).
8 Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! Бурмистров Е. Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! : [автозаводский школьник Евгений Бурмистров рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 180
9 Верой и правдой служили Евсеева Е. Верой и правдой служили : [автозаводская школьница Елизавета Евсеева рассказывает о боевом пути своего прадеда Николая Владимировича Попова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 26-27
10 Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов Мальцева Н. Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов : [автозаводская школьница Надежда Мальцева рассказывает о боевом пути своего прадеда Михаила Ивановича Кутузова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 31-32.

Страницы