Город-коммуна: жизнь на виду

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

Высоцкий, А. Город-коммуна: жизнь на виду : [о проекте города-коммуны в Автозаводском районе в 30-е годы] / А. Высоцкий // Автозаводец. – 2010. – 31 июля (№ 112). – С. 2.

Если идти от проспекта Октября по проспектам Кирова, Ильича или Молодежному, нельзя не обратить внимание на аккуратные пятки четырехэтажных домов-коробочек. Это первые кирпичные жилые здания в городе автомобилестроителей, появившиеся в 1930 году.

В задании на проект социалистического города четко просматривалась установка: запроектировать его как город-коммуну. Занялись этим шесть московских архитектурно-художественных объединений. Был объявлен конкурс на лучший проект. Одновременно заключили договор с американской фирмой «Остин Компани» на разработку детальных чертежей и техническое руководство постройкой города-коммуны.

В феврале 1930 года инженер «Остин Компани» Кросби приехал в Москву, чтобы ознакомиться с проектами русских мастеров и увезти один из них на доработку в Америку. Но сначала они обсуждались и в Москве, и в Нижнем Новгороде, были организованы беседы с рабочими о том, каким они видят будущий социалистический город. После тщательного рассмотрения жюри конкурса присудило первую премию проекту Московского высшего технического училища. Как писала тогда газета «Автогигант», проект МВТУ представил «наиболее жизненное, рациональное решение постройки дома-коммуны и общей распланировки соцгорода». Он и лег в основу создания рабочих чертежей.

В принятом к осуществлению проекте дом-коммуна решен как жилой комбинат вместимостью 1000 человек с жилыми кабинами площадью не менее 9 квадратных метров на одного человека, комнатами общего пользования, столовой, клубом-читальней, детским садом и яслями. Отдельные четырехэтажные павильоны соединялись на уровне второго этажа теплыми переходами с культурно-бытовыми помещениями. Каждый коммунар должен был иметь свою отдельную кабину, а для семейных предназначались кабины большего размера (на двух-трех человек): предусматривалась возможность соединения отдельных кабин через внутренние двери.

Предполагалось, что быт жителей такого комбината будет обобществлен полностью. Все хозяйство должно было быть общим; индивидуальными могли оставаться лишь мелкие вещи личного пользования. В кабинах коммунаров не планировались, например, кухни. Жителям комбината надлежало обедать, отдыхать, повышать свою квалификацию, заниматься физкультурой в общественных помещениях.

Поселок автомобилестроителей первой очереди проектировался на 50 тысяч человек. Планировалось построить 8 кварталов коммунального типа и 18-квартирного. Кроме жилья в проекте значились и различные здания культурно-бытового назначения. Необходимо было хорошо спланировать и сам город. Поэтому в 1930 году создается проект генерального плана Соцгорода. «Он предусматривал новую, необычную схему застройки: квартальную, с широкими проспектами и скверами, с зональным размещением сфер обслуживания, — вспоминал позднее ветеран труда и автомобильной промышленности, заслуженный автозаводец Г. Сурьянинов. — Так, после зеленой зоны, отделяющей завод от Соцгорода, идет зона торгово-бытового и коммунального обслуживания, через группы жилых кварталов — школьная зона, еще через группу кварталов — лечебная. Северная (центральная) и южная (выходящая к реке) части разделены зоной парков, спортсооружений, административных и культурных учреждений. Необычно проектировалась застройка жилых кварталов. Вместо вытянутой уличной застройки, дома одного размера и типа размешались «строчками», в каждом квартале по десять... Характерно еще одно в то время необычное решение: никаких магазинов в домах или при домах. Питание или снабжение продуктами или полуфабрикатами — только через столовые и фабрику-кухню. Торговля промтоварами — через универмаг».

Естественно, что однотипность застройки и обобществление вызвали дискуссию среди архитекторов и в общественных организациях. В 1930 году ЦК ВКП(б) специальным постановлением осудил чрезмерное увлечение обобществлением быта. Кроме того, уже в конце 1930 года стало ясно, что к моменту пуска автозавода невозможно завершить строительство кирпичного города в соответствии с проектом и в полном объеме. Поэтому, наряду со сложными инженерными сооружениями — жилыми комбинатами — решено было начать строительство более простых кирпичных домов, а также щитковых и каркасных временных жилищ.

Вскоре после закладки завода, 4 мая, был получен чертеж для разбивки домов и кварталов социалистического города. Двенадцатого мая строители приступили к разбивке основных улиц, начали подвозить на место стройматериалы для постоянных домов (в отличие от бараков и «засыпушек»). Первый камень в фундамент первого постоянного дома был заложен 16 мая. В го время не было еще названий улиц. Сегодня можно сказать, что это был дом №2 по Молодежному проспекту.

Александр ВЫСОЦКИЙ, член Союза журналистов России.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Город мечты Овчинников А. Город мечты : [история строительства Соцгорода в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2020. – 4 июня (№23). – С. 17.
2 Как строился Автозаводский район. Соцгород Как строился Автозаводский район. Соцгород [Электронный ресурс] : [о новых домах в Соцгороде] // Автозаводцы - Автозаводский район ВКонтакте. – 2014. – 14 сент. – Режим доступа: https://vk.com/club48760252?w=wall-48760252_3357%2Fall (Дата обращения: 22.04.2015)
3 Наш Соцгород — уникальный историко-культурный объект мирового значения. Часть II. Сергеева М. Наш Соцгород — уникальный историко-культурный объект мирового значения : [о истории Автозаводского района] // День города. – 2014. – 11-17 июня (№ 46). – С. 17
4 Наш Соцгород — уникальный историко-культурный объект мирового значения. Часть I. Сергеева М. Наш Соцгород — уникальный историко-культурный объект мирового значения : [о Соцгороде Автозаводского района] // День города. – 2014. – 4-10 июня (№ 44). – С. 17
5 Советский урбанизм Гордин А. Советский урбанизм : [об истории Соцгорода] // Автозавод ONLINE. – 2012. – 2-23 марта (№ 38). – С. 4
6 Легенды двух городов Гордин, А. Легенды двух городов : [о соцгороде на Автозаводе Нижнего и соцгороде в Екатеринбурге] // Автозавод ONLINE. – 2011. – 28 окт.-11 ноября (№ 30). – С. 5.
7 Соцгорода – дань ушедшей эпохе Соцгорода – дань ушедшей эпохе : [в именах улиц – история района] // Народная весть. – 2005. – 4 февр. – С.4, 13.
8 «Идеальный» город Советской Утопии Васильева, С. «Идеальный» город Советской Утопии : [Автозаводский район – памятник истории и культуры] // Нижегородский рабочий. – 1998. – 12 сент. – С. 4, 5. – фот.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
9 Загадки Соцгорода Маслова И. Загадки Соцгорода : [исследовательский проект о Соцгороде автозавода] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 16-22 дек. – С. 6. – (Как это было).
10 На старт, «Торпедо»! Мухина Е. На старт, «Торпедо»! : [о начале строительства микрорайона "Торпедо" в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода] // Автозаводец. – 2018. – 6 сент. (№ 99). – С. 3

Страницы