Форменный маятник

Гордин А. Форменный маятник : [из истории школьной формы] // Автозавод online. – 2013. – 16 мая (№ 65). – С. 4

Школьная форма в России — один из индикаторов состояния общества

Нужна ли школьная форма? Сегодня этот вопрос стал одним из актуальнейших. Его обсуждают и парламентарии, и учителя, и домохозяйки. Депутатом Государственной Думы Ольгой Тимофеевой были внесены поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», обязывающие школы утверждать единые требования к одежде учащихся. При Комитете Государственной Думы по образованию планируется создание рабочей группы, которая детально проработает поправки, касающиеся введения формы, в закон «Об образовании в РФ». Глава этого Комитета Вячеслав Никонов отметил, что школьная форма в России была всегда: «За исключением периода смуты и развала государства. Россия преодолела теперь такой период».

«НИКОЛАЕВСКИЕ МУНДИРЫ»

Считается, что школьная форма в нашей стране появилась в 1834 году в царствование Николая I, когда были утверждены студенческие и гимназические мундиры. Но и до этого существовали регламенты одежды учащихся. Например, в Смольном институте благородных девиц, открытом в XVIII веке, воспитанницам, в зависимости от возраста, предназначалась одежда определенного цвета. Так, самые младшие (5-7 лет) носили платьица кофейного цвета — «юных леди», так их и называли — «кофейницы», для 8-10-летнего возраста предписывалась одежда голубого или синего цвета, для 11-13 лет — серые, а для «старшеклассниц» белые платья. В николаевской России гимназисты носили форму «а-ля милитари»: фуражки, гимнастерки, шинели. Военный стиль прижился. И в дальнейшем, несмотря на изменения, которые происходили в моде XIX века, школьная форма имела достаточно устойчивый, традиционный вид. Более того, элементы школьной одежды дореволюционной России можно обнаружить в форме советских учащихся. В XIX веке в учебных заведениях для девочек также были введены стандарты в одежде: скромные платья с фартуками и белыми воротничками. Эти наряды удивительно похожи на ту форму, которую носили сверстницы гимназисток в эпоху «развитого социализма».

«БЕСФОРМЕННОЕ» ВРЕМЯ — 1

После Октябрьской революции 1917 года развернулась борьба за новый быт — все «старорежимное» безоговорочно отвергалась. Подверглась остракизму и школьная форма, считавшаяся пережитком буржуазного строя и мещанством. В период 1920-1930-х годов можно было ходить на уроки в той одежде, которую могли приобрести родители школяров. С учетом дефицита товаров, особенно в годы первых пятилеток, для взрослых это превращалось в неразрешимую задачу. Да и доходы основной массы населения были весьма скромными. Поэтому покупка костюма для школы становилась настоящим событием в жизни автозаводских семей. После того, как один ребенок вырастал из одежды, ее передавали по наследству другому. Потерявшие вид костюмы, пальто ремонтировали, перелицовывали, и они становились как новенькие.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Только после окончания Великой Отечественной войны в конце 1940-х годов в школу была возвращена форма. По своему стилю и покрою она повторяла классическую дореволюционную форму. Особую гордость мальчишек послевоенной поры составляли фуражка с кокардой, ремень с массивной пряжкой и гимнастерка. Чем не настоящие бойцы? Девочек наряжали в строгие коричневые платья с черными передниками, а в праздничные дни улицы и проспекты района преображались от белых фартуков школьниц. Платья подчеркивались белыми воротничками и манжетами. Волосы аккуратно заплетались в косички, которые украшались обычно коричневыми, а в торжественные моменты — белыми бантами. Но в действительности в рабочем районе ситуация была намного проще. Из воспоминаний Льва Давидовича Гороховского: «В мою школьную бытность только часть девочек носила в качестве формы темные передники в рабочие дни и белые — в праздничные. Мальчики никакой формы не знали. Детдомовцы (после войны их было много — в классе со мной учились 7 детдомовцев) носили одинаковую одежду, но она не была формой. В 36-й (мужской) школе администрация следила, чтоб одежда учеников была относительно опрятна, и чтоб не ходили по школе в грязной обуви. В 127-й (смешанной) школе основное внимание педагогов направлялось на девушек — запрещали губную помаду, сережки, клипсы и вообще всякие попытки выделиться из массы».

ШКОЛЬНАЯ МОДА «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»

Сталинский почин в области школьной формы был продолжен его преемниками. Можно говорить, разумеется шутя, о сталинских, хрущевских, брежневских тенденциях в мире школьной моды. Хотя, как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки... В действительности же школьная форма четко передает атмосферу времени. Так, в сталинскую эпоху одежда была подчеркнуто строгой, имевшей ярко выраженный полувоенный стиль.

В период «хрущевской оттепели» (1962 год) в классы автозаводских школ пришли ребята в новой форме. Вместо гимнастерок мальчишки получили серые шерстяные костюмы, и хотя полувоенные мотивы сохранялись, все же они были смягчены. «Хрущевское потепление» коснулось и ученической одежды. Форма советских школьниц не претерпела изменений. Обязательной частью формы были значки — октябрятские, пионерские и комсомольские, а также пионерский галстук для ребят соответствующих возрастов.

В брежневскую эпоху 1970-х годов произошла реформа в одежде учеников. Автозаводских мальчишек одели в синие костюмы (брюки и куртку, напоминавшую по покрою джинсовую) из полушерстяной ткани. В качестве украшений использовались алюминиевые пуговицы, эмблемы на рукаве, изображавшие раскрытый учебник и солнце, а у старшеклассников — еще и стилизованное изображение атома. На груди пиджака предусматривались два накладных кармана. А вот для школьниц по-прежнему сохранялись ставшие уже классическими тенденции. Лишь мамы пытались разнообразить одежду юных модниц за счет кружевных и вязаных крючком белых воротничков, но это не приветствовалось.

В первой половине 1980-х годов была введена новая форма для старшеклассников. Для мальчиков был введен синий полушерстяной брючный костюм, а школьницы получили костюм-тройку синего цвета, состоящий из юбки, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было сочетать с пиджаком и жилетом или носить весь костюм целиком.

«БЕСФОРМЕННОЕ» ВРЕМЯ — 2

При Горбачеве, в так называемое перестроечное время, школьная мода начала вместе со страной неуклонно изменяться. Эти тенденции были связаны, прежде всего, с внешним видом старшеклассников. Медленно, но верно в классы проникали образцы западной моды из увиденных фильмов, крутившихся в первых видеосалонах. Форму никто не отменял, но стало «круто» носить значки с западными кумирами или названиями западных кампаний. Юноши и девушки поменяли прически (знаменитое «ничто так не красит девушку, как перекись водорода», и ведь действительно красились!), у особо «продвинутых» советских школьниц появился яркий макияж. Педагоги с этим пытались бороться, что в атмосфере всеобщего хаоса было невозможно. Учителя уже менее строго смотрели на вольности в форме, а в начале 1990-х годов привычными для школьников стали джинсы и джемпера. Советская школьная форма исчезала вместе со страной...

 

При подготовке статьи использовались следующие материалы:

Ивойлова И. Классный пошив // Российская газета. —  2013. — 26 апреля, а также

http://www.svk-klassiki.ru; http://museum.edu.ru; http://www.opeterburge.ru

Автор благодарит за помощь Л. Д. Гороховского и А. Т. Глухова.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Знай наших! Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание).
2 Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» Мухина Е. Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» // Автозаводец . – 2019. – 10 окт. (№ 41). – С. 4-5. – (Перспектива).
3 "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома Крюкова, Е. "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома : [об открытии детского технопарка на базе ГАЗ] / Е. Крюкова . – Текст : непосредственный // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 2-8 окт. (№ 88). – С. 5.
4 Юбилей любимой школы Базарова Ю. Юбилей любимой школы : [к юбилею школы № 37 Автозаводского района] / Ю. Базарова, О. Родионова // Автозаводец. – 2018. – 3 нояб. (№ 124). – С. 7
5 Готовим профессионалов Погодина К. Готовим профессионалов : [к 75-летию Нижегородского индустриального колледжа] // Автозаводец. – 2018. – 10 июля (№ 74). – С. 3
6 Учить детей на целую жизнь Шумилова Н. Учить детей на целую жизнь : [к 80-летию гимназии № 136] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 21.
7 У «Крохи» – юбилей Новикова Е. У «Крохи» – юбилей : [к 80-летию детского сада № 91 «Кроха» Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 16 янв. (№ 4). – С. 3
8 «Праздник «Улыбки» Емельянова Т. «Праздник «Улыбки» : [детсаду № 117 «Улыбка» исполнилось 35 лет] // Автозаводец. – 2017. – 16 дек. (№ 144). – С. 7.
9 Школа с душой Емельянова Т. Школа с душой : [о школе № 161 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 2 дек. – С. 7
10 Годы, подаренные детству Емельянова Т. Годы, подаренные детству : [к юбилею школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 14 нояб. (№ 130). – С. 3

Страницы