Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова
График работы в праздничные дни
Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:
1 мая — День Весны и Труда
27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни
Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.
9 мая — День Победы
8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день
С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.
Одиннадцать выпускников Автозаводского аэроклуба стали Героями Советского Союза. Историю аэроклуба по крупицам восстановил Владимир Зотов, ветеран Великой Отечественной войны, танкист. Работая учителем, он более двадцати лет ежегодно организовывал и совершал со школьниками десятки походов по местам боев 121-й и 122-й танковых бригад, сформированных в основном из работников автозаводов Горького и Москвы. Вместе с ребятами он восстановил не только историю этих бригад, но и историю Автозаводского аэроклуба.
В двадцатые годы прошлого века власти всеми силами укрепляли обороноспособность страны, в том числе активно привлекая молодежь. В 1933 году в Нижнем Новгороде при заводе «ГАЗ» была создана планерная станция, руководителем которой назначали Анатолия Робуля. Первый планер, купленный на средства завода, он собирал собственноручно вместе с прибывшим из авиации Виктором Баженовым. Пятнадцатилетним пареньком он участвовал в гражданской войне. Первые планеристы сами расчищали себе поле, выкорчевывали деревья, засыпали ямы. Сейчас на этом месте находится парк культуры Автозавода.
Виктор Баженов вспоминал: «12 апреля 1933 г. на пустыре мы собирали привезенный в ящиках планер. Вокруг нас собралась толпа, в основном молодежи. Они удивленно смотрели на диковинный аппарат и всячески хотели помочь. На собранном планере А. Робуль совершил несколько полетов, доставив этим удовольствие автозаводцам».
Анатолий Робуль ушел на фронт в самом начале войны, сбрасывал десант к немцам, служил в 708 авиаполку ночных бомбардировщиков. Совершил 276 боевых вылетов. За мужество и героизм награжден двумя орденами Красной Звезды и двумя Орденами Отечественной войны. В 1944 году Анатолий Робуль погиб в Польше при выполнении задания.
В мае 1933 года начались занятия. Однажды зимой над тренировочным полем появился самолет У-2, за рулем был летчик-инструктор Алексей Куимов. Планеристы помогли ему приземлиться, дымом разведенного костра показали направления ветра. Самолет сразу же был окружен тысячной толпой встревоженных жителей. Ко всеобщему удивлению пилот улыбнулся и сказал: «Товарищи, автозаводцы! Передаю вам привет от коллектива аэроклуба им. Баранова и хочу сообщить, что в ближайшее время на вашем заводе тоже будет организован аэроклуб». Так состоялось первое знакомство с будущим начальником аэроклуба Куимовым. В Великую Отечественную войну он одним из первых ушел на фронт и героически погиб в воздушном бою с группой немецких истребителей.
Аэроклуб на заводе был создан в августе 1934 года, было выделено два самолета. Летчиками-инструкторами назначали Самсонова и Кириллова, позже в боях с фашистскими захватчиками они стали Героями Советского Союза. Аэроклуб готовил планеристов, парашютистов, пилотов. Служащие, рабочие и школьники без отрыва от учебы и производства с удовольствием приходили на все занятия. Среди молодых людей встречались также отчаянные девчонки. Римма Скоробогатова стала одной из первых в парашютной секции, кто совершил прыжки с самолета У-2. 11 января 1935 года в одной из газет Римма напишет: «Я мечтала стать пилотом, мне казалось, что они необыкновенные. В 1933 году мне выпало счастье, я поступила в аэроклуб. Трудно было совмещать учебу с работой. Утром училась, вечером работала. Но вот наступил 1934 год. Я впервые поднялась в воздух. С высоты несколько сот метров — увидела родной автозавод. Сердце мое было готово вырваться из груди. С тех пор я стала летать». Римма Скоробогатова закончила аэроклуб, став летчиком-инструктором и инструктором парашютного спорта. Совершила сто прыжков.
В 1935 году клуб получил имя Михаила Водопьянова. Герой Советского Союза после спасения челюскинцев приезжал в Горький на автозавод, на просьбу курсантов дать аэроклубу его имя — согласился.
В 1936 году в аэроклуб пришел Владимир Робуль, родной брат Анатолия Робуля. С первых дней войны он также оказался на фронте, служил в бомбардировочной авиации. В 1944 г. при бомбардировке города Тильзит его самолет был подбит и загорелся. Сам Робуль был ранен, сумев выбраться из боевой машины на парашюте, приземлился на вражеской территории. Пробираясь к своим, Владимир пытался захватить самолет, но потерял сознание и был схвачен немцами. К счастью, ему удалось бежать. Попав в прифронтовой госпиталь, тайком от врачей вернулся в свою часть, даже не долечившись. Снова совершал боевые вылеты на бомбардировку вражеских позиций. За мужество и героизм в боях с врагом награжден двумя орденами Ленина, тремя — Красного Знамени, представлялся к званию Героя Советского Союза, но, к сожалению, документы затерялись.
Второй набор составил уже пятьдесят пять человек. К тому времени клуб значительно расширился, имел восемь самолетов, семь планеров, было построено два ангара и парашютная вышка.
Третий выпуск состоялся в 1938 году — А. Поющев, Я. Ляхов, Д. Минеев, А. Буханов, В. Москвичев, В. Курманин, П. Мотков, В. Волгин, А. Стариков. После они поступили в военное училище и в годы Великой Отечественной войны принимали активное участие в боях с фашистами, проявив мужество, стойкость и героизм. Были удостоены звания Героев Советского Союза.
В октябре 1941 года состоялся последний выпуск Автозаводского аэроклуба. Многие выпускники были направлены на фронт. Среди них летчик-штурмовик Беликов совершил 220 боевых вылетов. За мужество и героизм награжден двумя орденами Красного Знамени, погиб при исполнении в 1943 году.
В 1941 году на базе пятой воздушной школы в городе Алатырь был сформирован 708-авиационный полк воздушных бомбардировщиков из курсантов и инструкторского состава Автозаводского аэроклуба. Полк был направлен на Калининский фронт. Начальником штаба был назначен автозаводец Александр Крусин. В мирное время он участвовал в строительстве завода, работал мастером в литейном цехе, без отрыва от производства закончил курсы пилотов в аэроклубе. В годы Великой Отечественной войны совершил 200 боевых вылетов в глубокий тыл врага. Летчики 708-авиационнного полка уничтожали особо важные объекты в глубине обороны противника, доставляли продовольствие для партизан, забрасывали разведчиков в тыл врага. За боевые заслуги Крусин был награжден орденами Отечественной войны и Красной звезды.
Из воспоминаний Крусина: «На фронт мы прибыли в ноябре 1941 г. как 708 авиационный транспортный полк. Летали на своих привезенных из аэроклуба самолетах ПО-2, которые отличались большой устойчивостью в воздухе, небольшой посадочной площадкой и высотой полета — 25-30 метров. К самолетам были прикреплены люльки, в которых мы перевозили грузы. После боев за Москву с самолетов люльки сняли и прикрепили бомбодержатели, и полк из транспортного превратился в бомбардировочный…»
Иван Иванович Смирнов, работая на Горьковском автозаводе, одновременно без отрыва от производства учился в аэроклубе. Во время Великой Отечественной войны совершил 70 боевых вылетов, сбил в бою два вражеских самолета. Несколько раз был ранен, участвовал в обороне Севастополя и Новороссийска. Однажды в темную ночь в одном из воздушных боев Смирнов был окружен десятью вражескими самолетами. Самолет был подбит, сам он получил ранение в руку и ногу. Что делать? Прыгать? Это значит сдаться в плен. А до своих 10 километров. А что, если…? И вот с высоты 1000 метров советский самолет пикировав, приземлился. Смирнов прополз более 15 километров, прежде чем добрался до своих. За подвиги в боях, за мужество, проявленное в боях с врагом, Иван Смирнов награжден орденом Красного Знамени.
Невозможно переоценить вклад летчиков-инструкторов аэроклуба им. Водопьянова в дело Победы в Великой Отечественной войне. Среди героев-автозаводцев много летчиков — штурмовиков. Все они учились в аэроклубе. Все они мастера штурмовых ударов по врагу. Громили с воздуха наземные части противника, укрепления, эшелоны, скопления танков. Мужественно и смело выполняли поставленные задачи.
Всего с 1934 по 1941 годы автозаводский аэроклуб дал Родине 11 Героев Советского Союза, подготовил более 500 пилотов, планеристов, парашютистов.
Прим. авт. — при создании статьи использованы материалы из книги ветерана Великой Отечественной войны Владимира Зотова.
Материал подготовила Инна Ермошина
Группа парашютистов | |
Первый выпуск Аэроклуба, 1935 г. | Второй выпуск парашютистов-спортсменов |
Парашютисты. Слева Римма Скоробогатова | Семья авиаторов. Братья Робули |
Выпускники Аэроклуба |
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Гагарин в Горьком | Знаменский В. Гагарин в Горьком: два дня в феврале 1963 года : [о пребывании Ю.А. Гагарина в г. Горьком, в том числе и в Автозаводском районе] // День Города. Нижний Новгород. – 2023. – 1-7 марта (№ 16). – С. 6-7. (Как это было). |
2 | Город-сказка, город мечта | Маслова И. Город-сказка, город мечта. Как опыт утопического Соцгорода может помочь в постройке новых территорий / The Village Нижний Новгород : городской интернет-сайт. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/city/specials/gorod-skazka-gorod-mechta. - (08.10.2021). |
3 | Корни и крона Земли Нижегородской | Житников Е. Корни и крона Земли Нижегородской. (Фрагмент сочинения Егора Житникова о своей многочисленной родне; более 80 своих родственников, которые жили и трудились в Нижнем Новгороде, упоминает неутомимый исследователь) : [работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 271-276 |
4 | Прадедушку заставили получить квартиру… | Трифонова Е. Прадедушку заставили получить квартиру… : [автозаводская школьница Екатерина Трифонова рассказывает о своих прапрадедушках Мурашкине Андрее Сергеевиче и Глухове Иване .Александровиче и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 194-195 |
5 | Почему Виктория гордится своей семьей | Корнева В. Почему Виктория гордится своей семьей : [автозаводская школьница Виктория Корнева рассказывает о своих родных и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 185 |
6 | Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» | Фоминов А. Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» : [автозаводский школьник Андрей Фоминов рассказывает о вкладе своего прадедушки Булычева Николая Павловича в становление Горьковского-Нижегородского телевидения. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 226-227 |
7 | Сделать шаг в сторону добра | Соколов С. Сделать шаг в сторону добра : [автозаводский школьник Святослав Соколов рассказывает о своей маме Косенковой Ирине Вячеславовне, руководителе Центра социальных работ Автозаводского района. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 190-191 |
8 | История моей семьи уходит корнями в далекие времена… | Хамов А. История моей семьи уходит корнями в далекие времена… : [автозаводский школьник Алексей Хамов пишет о своей многочисленной родне, ее вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 196-199 |
9 | Храбрые на море, надежные на земле и в небе | Трапезников Д. Храбрые на море, надежные на земле и в небе : [автозаводский школьник Дмитрий Трапезников рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 192-193 |
10 | Электрик Зоя, дочь Ивана. Сегодня она главный свидетель подвига автозаводцев | Чеботарева В. Электрик Зоя, дочь Ивана. Сегодня она главный свидетель подвига автозаводцев : [воспоминая З.И. Нерословой о работе на автозаводе в годы войны] // Нижегородские новости. – 2020. – 11 марта (№ 20). – С. 11. – (75 лет Победы). |