Архитектор Б. М. Анисимов

[Архитектор Б. М. Анисимов] [Электронный ресурс] // Автозаводцы - Автозаводский район ВКонтакте. – 2014. – 4 нояб. – Режим доступа: https://vk.com/club48760252?w=wall-48760252_3617%2Fall (Дата обращения: 20.04.2015)

К юбилею детской железной дороги.

Сегодня вспоминаем архитектора одного из самых красивых зданий — станции Счастливая.

Б. М. Анисимов (1909 – 1985) — выдающийся советский архитектор; автор целого ряда известных общественных и жилых зданий в Автозаводском районе г. Горького. В 1950- е годы — один из разработчиков домов, строившихся методом «народной стройки».

Он родился в городе Уржуме Вятской губернии в семье офицера царской армии. Мама будущего архитектора имела дворянские корни. Семья была большой — девять детей, восемь девочек и один мальчик. В доме всегда царила теплая атмосфера. Здесь очень любили музыку (одна из сестер архитектора стала оперной певицей). Борис Михайлович с детства проявлял большой интерес к рисованию. Сейчас трудно поверить, но свой первый архитектурный проект он выполнил в девять лет! Это был чертеж амбара, по которому вскоре его и построили. Закончив уржумское реальное училище, Б. М. Анисимов продолжил обучение в строительном техникуме города Кирова. В 1930 году молодой специалист приехал на Автозавод и влился в дружный коллектив проектировщиков Соцгорода.

В 1931 году Борис Михайлович был назначен одним из руководителей строительства 30 жилых каменных домов по проспектам Молотова и Кирова. На каждом шагу приходилось преодолевать большие трудности – не хватало рабочих и техники. Стройматериалы подвозились на конных подводах, а их подъем осуществлялся вручную на носилках и козах. «Крепкие плечи да мозолистые руки – вот и вся наша механизация», — вспоминала Е. И. Воронина. В 1932 — 1934 годах новостройки были готовы, и в них вселились сотни семей рабочих и инженеров завода.

В 1930-е годы Б. М. Анисимов совместно с другими специалистами УКСа принимал активное участие в разработке и «привязке» проектов жилых зданий и учреждений Соцгорода автозавода. В частности, домов квартала №3 (или, как называли в народе этот жилой массив, построенный для передовиков завода, желто-бусыгинского квартала), школ, детских садов и других зданий района. Самой известной предвоенной авторской работой Бориса Михайловича стал проект станции «Счастливой» детской железной дороги. Именно в разработке этого здания впервые в полной мере раскрылся многогранный талант выдающегося архитектора.

Архитектурная композиция здания станции заметно отличалась от построек, выполненных в стиле постконструктивизма, своим нарядным обликом. Станция «Счастливая» стала одним из символов предвоенного времени Соцгорода автозавода. Здание было сооружено в северной части Соцгорода, рядом с «серо-бусыгинским» кварталом, в 1939 году. Станция «Счастливая» является памятником архитектуры местного значения. Начавшаяся война прервала работу в области гражданского строительства. После налетов немецкой авиации летом 1943 года специалисты-проектировщики принимали участие в работах по восстановлению жилых кварталов района, пострадавших от бомбежек. В 1944 году на Автозаводе по проекту Б. М. Анисимова в автозаводском парке был построен летний театр «Победа» (позднее — «Родина»).

1951 год. 35 квартал Фото Н. Добровольский

В 1945 году Борис Михайлович в составе группы советских специалистов был командирован в Германию. Здесь он работал в течение пяти месяцев, знакомился с особенностями жилищного строительства за рубежом. Вернувшись на родину, Анисимов в 1946 году подготовил проекты малоэтажных домов 35-го и других кварталов в западной части Автозавода. Созданные под впечатлением от жилой застройки городов восточной Германии, эти дома отличались удачной планировкой. Большое внимание в проекте новых кварталов уделялось их инфраструктуре. Под магазины, аптеки и социально-бытовые службы отводились первые этажи отдельных зданий.

1950-е годы ознаменовались новым этапом в творчестве Б. М. Анисимова. Архитектор участвовал в разработке проектов домов народной  стройки, которые позволили существенно облегчить положение в жилищной сфере Автозавода. В 1955 году по инициативе работников прессового корпуса был построен первый дом собственными силами. Так возник новый метод в жилищном строительстве второй половины 1950-х годов – народная стройка, вскоре распространившийся далеко за пределы Автозавода. В 1956 году было введено в строй 17 шлакоблочных домов. В 1957 году на территории района вырос поселок первой очереди «40 лет Октября», состоящий из 65 домов. Рядом с ним были возведены дома 2-й, 3-й и 4-й очередей в районе улице Янки Купалы.

1950-е, Народная стройка. Улица Академика Павлова (снимок с крыши дома №31).

В 1950-е годы по проекту Бориса Михайловича было построено здание больницы №37. В 1960-1970-е годы Б. М. Анисимов активно работал над созданием общественных зданий района: поликлиники медсанчасти завода, корпуса инженерных служб, главной проходной, больницы №13 и других. Последней индивидуальной разработкой архитектора стало здание Автозаводского райкома партии по улице Школьной (сейчас в помещении располагается музыкальная школа). Член Союза советских архитекторов, Б. М. Анисимов за свою плодотворную работу был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знаком Почета», медалью «За доблестный труд», правительственными почетными грамотами.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Дом-крепость на четырех улицах Анисимов С. Дом-крепость на четырех улицах : [о серобусыгинском квартале в Автозаводском районе] // День города. Нижний Новгород. – 27 дек. 2023 – 9 янв. 2024 (№ 117). – С. 22. (Как это было).
2 Где стояла Афродита Чеботарева В. Где стояла Афродита : [о скульптуре, которая располагалась в пруду Автозаводского парка, и об авторах скульптурных групп на фасаде кинотеатра «Мир»] // Нижегородские новости. – 2021. – 7 апр. (№25). – С. 10. – (# Инициатива).
3 "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" Орельская О. "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" : [конструктивизм и постконструктивизм в архитектуре Нижнего Новгорода и Автозаводского района] : беседа с архитектором О. Орельской / беседовал С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 3-9 февр. (№ 8). – С. 6. – (Городская среда). – Оконч. Нач.2021 в № 6.
4 Дом-ребус Веселова Е. Дом-ребус : [новые сведения о знаменитом радиусном доме] / Е. Веселова, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№6). – С. 17. – (Загадочный соцгород).
5 Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити Честнова И. Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити : [граффити выполнено в рамках проекта «Культурный район»] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17
6 Прогулка в прошлое Прогулка в прошлое : [экскурсия по архитектурным достопримечательностям Автозаводского района] / сост. Н. Колесникова // Автозаводец. – 2018. – 12 июля (№ 75). – С. 7. – (Маршрут хорошего настроения)
7 Единственный в районе Честнова И. Единственный в районе : [об истории памятника «Горький и дети» у лицея № 36] // Автозаводец. – 2018. – 15 марта (№ 27). – С. 6
8 Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу Новикова В. Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу / В. Новикова ; фото Н. Бурухиной, И. Иванова, из архива библиотеки имени О. Кошевого // Сетевое издание «NN.RU». – 2017. – 24 окт. – Режим доступа: https://www.nn.ru/news/articles/chto_obschego_u_sovetskogo_idealnogo_doma_i_sovremennogo _zhk_idem_na_ekskursiyu_po_avtozavodu/51396431/. – 10.10.2018.
9 Благородная кривизна Честнова И. Благородная кривизна : [о радиусном доме в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2017. – 11 июля. – С. 3
10 Здание школы № 126 теперь под защитой государства Здание школы № 126 теперь под защитой государства : [о включении здания школы № 126 в список объектов культурного наследия Нижегородской области] / подгот. Е Крюкова // День города. Нижний Новгород. – 2016. – 29 июня-5 июля (№ 50). – С. 5

Страницы