Из воспоминаний участников событий лета 1943 года.

Т. А. Позднякова — в 1943 году инженер-технолог ГАЗа:
«...Я работала в ЦКБ технологического отдела. Помню, после первой смены увидели «разведчика». Помню, как мы ошарашенно смотрели в небо, а «он» — черный, с утробным звуком, летел по окраине Северного поселка в сторону Соцгорода. Ничто не нарушало его полета. А потом начались бомбежки, пунктуально, каждую ночь. «Он» развешивал «люстры» освещения. Ослепительный свет — все при нем проступало отчетливо и незнакомо. Дома цепенели под этим беспощадным светом, появлялось чувство беззащитности, обреченности. Такого страшного бело-синего света я больше никогда не видела. От него хотелось куда-то убежать, скрыться в тень, но тени не было. Налеты шли волнами, отбомбившись, самолеты налегке, но с тем же противным утробным низким гулом уходили на запад. Каждое утро мы шли на завод и начинали разбирать и убирать то, что осталось от разбойной ночи. Сортировали исковерканные, оплавленные станки, фермы цехов, поднятые на дыбы, целые пролеты разрушенных зданий. Человеческий труд превращался в хаос. К концу смены мы кое-что расчищали, убирали, а утром следующего дня все начиналось снова. И все-таки завод работал в три смены. Трупы убитых увозили на грузовиках. Помню, с каким ужасом я поняла, что везут убитых после бомбежки людей. Я шла по территории завода, передо мной остановился грузовик, задний борт был открыт — целая гора трупов. На Главной конторе появилось огромное полотнище с надписью: «Дорогой автозавод, мы тебя строили, мы тебя защитим и снова отстроим!»

 

Г. И. Зяблов — в 1943 году водитель-испытатель танков:
«...Главный конструктор завода А. А. Липгарт был не только отличным конструктором, но и быстро ориентировался в сложной обстановке и действовал там, где другие раздумывали, ждали указаний или согласования с начальством. После первой бомбежки он решительно взял всю ответственность на себя, велел немедленно разобрать маскировочные щиты вокруг зданий и убрать. Приказал вывести архив конструкторской документации и авиабензин. Архив увезли в подвалы монастыря села Борисова Дальнеконстантиновского района. Был учтен опыт 1941 года, когда в профтехкомбинате сгорел архив завода...»

 

Ф. Д. Чинченко — в 1943 году заместитель начальника цеха:
«...В ночь с 6 на 7 июня налет повторился. И сейчас до мелочей помню те страшные часы. Без четверти двенадцать мы, работники колесного корпуса, услышали воздушную тревогу, а через 15 минут появились немецкие самолеты. Они зависли над корпусом. На парашютах спустили осветительные фонари. Были уничтожены зенитные точки. А потом начали падать зажигательные и фугасные бомбы. Хорошо, что мы заранее залили масляный пол водой. Зажигалки падали и затухали. Мы с начальником цеха Д. В. Горячим советовали людям прятаться под фундамент крупных прессов. Держали связь со штабом обороны, но вскоре вышла из строя рация. Примерно полпятого приехал директор завода А. М. Лившиц. Увидел, в каком состоянии цех и мы с Горячим — грязные и полуобгоревшие, и, не выходя из машины, поехал докладывать, что завод уничтожен. За что и был снят с работы. Колесный цех был суперважным объектом. Здесь изготавливались колеса для пушек артиллерийского завода им. И. В. Сталина № 92, катки для всех танков Т-34, выпускавшихся заводом «Красное Сормово», корпуса снарядов для реактивных установок «Катюша» и многое другое. Поэтому Л. П. Берия, приехавшему инкогнито на завод в июне 1943 года, И. В. Сталиным лично было дано поручение: «Немедленно восстановить колесный, любой ценой!» Колесный цех восстанавливала вся страна. Мне запомнился начальник специального поезда Наркомата обороны СССР инженер Моносзон. Это был чудо-строитель. За 10 дней он поставил кровлю на колесный цех. По его схеме по торцам цеха установили по мачте, между которыми натянули тросы, а по ним стали спускать фермы краном, снимая их прямо с платорм поезда, стоявшего рядом с цехом, параллельно, по 6 штук в сутки. Из Москвы возили металл, предназначенный для строительства Дворца Советов. Сталь сверхвысокой прочности особой марки ДС позволила значительно уменьшить количество балок, ферм и этим ускорить процесс восстановления. До сентября 1976 года я не понимал, почему немцы так быстро сумели разрушить автозавод. Пока не встретил в Берлине на совещании СЭВ бывшего работника штаба воздушного корпуса дальней авиации Германии г-на Нидерера. Он показал нам фото, в центре которого я увидел моего бывшего начальника на ГАЗе Леопольда Финка. На фото он был в генеральской форме — в 1943 году он командовал корпусом стратегической авиации. На автозаводе до войны он проектировал все подземные коммуникации, а потом работал у нас заместителем начальника ОТК завода. Так что знал все об автозаводе 1932-1937 годов. Финк работал у нас по контракту, подписанному В. М. Молотовым. В 1937 г. его с семьей выслали из СССР в 24 часа. Этот Нидерер в конце войны попал к нам в плен, назвавшись рядовым, после лагерей стал в ГДР коммунистом. Он рассказал, что налеты на Горький дорого обошлись и немцам. Самолеты настолько израсходовали тогда ресурс, что не смогли участвовать в битве на Курской дуге...»

 

П. С. Попов — в 1943 году лейтенант 238-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона:
«...На вооружении у нас были зенитные пушки «сорокамиллиметровки». Высота их стрельбы ограничивалась 4 км. Если самолеты летели выше, огонь их не доставал. Из наших частей на фронт забирали парней, взамен их присылали девчат. Очень добросовестные, старательные, они были и шоферами, и прибористами, работали на дальномерах. Абсолютное большинство прибывших девушек впервые увидело пушки, не слыхало их выстрелов, не видело разрывов авиабомб. Но, неся страшные потери, в первые дни налетов девушки из 58-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона 784-го полка проявляли героизм. Подносили тяжелые снаряды, под огнем вели стрельбу, отсекая путь вражеским самолетам, спасали раненых...»

 

Память — великая вещь. Она заставляет ветеранов вновь пережить и почувствовать время, когда они были молоды, заставляет чаще биться сердца тех, кто не знает, что такое война...

Н. В. Колесникова (по материалам фондов музея истории ОАО «ГАЗ»)

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Полный кавалер Андайкин С. Полный кавалер : [о полном кавалере ордена Славы Зарифе Мещерове] // Автозаводец. – 2022. – 5 мая. – С. 16. – (Память). – URL: https://autozavod.media/rubrics/spec/den-pobedy/polnyy-kavaler/?sphrase_id=8052 (дата обращения 25.05.2022).
2 Крылатая история Автозавода Мухина Е. Крылатая история Автозавода : [из истории аэроклуба им. М.В. Водопьянова] // Автозаводец. – 2021. – 13 мая (№19). – С. 17. – (Страницы истории).
3 …Опять смерть прошла стороной Сучков С. …Опять смерть прошла стороной : [автозаводский школьник Степан Сучков рассказывает о боевом пути своего прадеда Кузина Алексея Николаевича. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 35-36
4 Военное детство: завод и снаряды Щитов А. Военное детство: завод и снаряды : [автозаводский школьник Артем Щитов рассказывает о своей прабабушке Валентине Ивановне и ее труде в годы войны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 145
5 Мальчишки-девчонки военной поры Бурданова П. Мальчишки-девчонки военной поры : [автозаводская школьница Полина Бурданова рассказывает о трудовом героизме своих прабабушки и прадедушки в годы войны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 115
6 В труде – как в бою! Дорогина З. В труде – как в бою! : [автозаводская школьница Злата Дорогина рассказывает о боевом пути своего прадеда Тарасова Леонида Романовича и мирном труде прабабушки Тарасовой Алевтины Ивановны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 181-182
7 О чем мечтали на фронте Курбакова В. О чем мечтали на фронте : [автозаводская школьница Вероника Курбакова рассказывает о нелегкой военной судьбе своей прабабушки Обрядовой Нины Павловны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 186-187
8 Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой Осетрова В. Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой : [автозаводская школьница Виктория Осетрова рассказывает о своем прапрадеде Евсееве Григории Алексеевиче и прадеде Осетрове Алексее Максимовиче и их вкладе в общую Победу. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 7-9
9 Секрет долголетия большой династии Тюрмина В. Секрет долголетия большой династии : [автозаводская школьница Василиса Тюрмина рассказывает о жизни семьи Беляевых-Тюрминых-Охатриных в годы войны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 136-137
10 Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! Бурмистров Е. Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! : [автозаводский школьник Евгений Бурмистров рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 180

Страницы