Проведение исследования в библиотеке

Важное объявление

Уважаемые читатели!

23 февраля отмечается один из дней воинской славы России — День защитника Отечества. Поздравляем всех защитников Отечества!

Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные дни:

22 февраля — с 10-00 до 17-00;

22 февраля — в Центральной районной библиотеке "Библиотечно-досуговый центр" санитарный день;

23 февраля — выходной день;

24 февраля — выходной день;

25 февраля — с 10-00 до 17-00;

С 26 февраля все библиотеки работают в обычном режиме.

Библиотечные исследования являются источником разнообразных сведений об образовательных, информационных потребностях пользователей, методических и материально-технических нуждах библиотекарей.

В связи с этим в библиотеках любого ранга, в том числе в ЦБС, возможны несколько видов исследований:

  • Маркетинговые;
  • Библиотековедческие;
  • Социологические;
  • Психологические;

Маркетинговые исследования, как правило, посвящены обоснованию введения новых услуг, структурных изменений, изучению степени комплектования фонда, материально-технической базы.

Библиотековедческие (прикладные) исследования, как правило, направлены на изучение эффективности работы различных подразделений и служб библиотечных учреждений, на апробацию новых моделей развития.

Социологические и психологические методы исследования используются в комплексном изучении читателей и потенциальных пользователей.

Результаты психологических исследований помогают библиотекарям создавать условия для лучшего восприятия художественной литературы, вырабатывать критерии оценки чтения, использовать методы библиотерапии, понимать механизмы психологическо­го воздействия чтения на человека.

В социологических исследованиях библиотека рассматривается как социальный институт, прослеживаются связи с обществом и органами власти, определяется место библиотеки на рынке библиотечно-информационных услуг, изучаются вопросы взаимодействия «нового читателя с новым обществом», проблемы имиджа библиотеки.

Исследование должно быть спланировано от начала и до конца, а все этапы и исследовательские процедуры связаны в единое целое. Инструментом, обеспечивающим целостность, связанность и целеустремленность исследования, служит программа. Основными элементами программы являются:

Теоретический этап:

  1. Формулировка проблемы
  2. Выбор объекта и предмета исследования.
  3. Формулирование целей и задач.
  4. Уточнение и интерпретация ключевых, понятий.
  5. Системный анализ
  6. Выдвижение гипотез

Эмпирический этап:

  • Разработка инструментария: анкет, опросов;
  • Полевой этап, сбор информации;
  • Обработка, интерпретация;
  • Отчет, рекомендации.

Составление программы исследований — теоретический этап

Исходным пунктом социологического исследования любого типа является проблемная ситуация.

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. Исходным пунктом всякого исследования — является проблема или проблемная ситуация.

В простейшем понимании проблема — это недостаточная осведомленность о реальной ситуации. Формулируя проблему, исследователь констатирует, что он видит несоответствие между знанием потребностей и способами их удовлетворения.

Формулируя проблему исследования, необходимо четко определить, что в ситуации дано и известно, а что неизвестно, что нужно найти.

1.1. Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования.

Объектом может стать библиотека как социальный институт, различные явления и особенности в организации собственной деятельности библиотек, социальные основы поведения читателей и библиотекарей, их интересы, ценностные ориентации, удовлетворенность качеством информационных услуг, общественные и государственные организации как предполагаемые социальные партнеры.

Объектом исследования также может стать целевая группа, то есть группа читателей или потенциальных пользователей, на которых будет направлена работа по итогам исследования.

Объект исследования может быть шире, чем целевая группа.

1.2. Помимо объекта выделяется также предмет изучения. Предмет исследования — это наиболее значимые на данный момент 1-2 свойства объекта, которые нужно изучить. Другие свойства объекта останутся несколько в стороне. Предмет исследования должен быть более узким, чем объект.

Важно выделить в качестве предмета исследования такое свойство объекта, которое в наибольшей степени связано с проблемой.

2. Описав проблемную ситуацию, определившись с объектом и предметом исследования, можно приступать к формулированию его целей и задач.

Целью проведения исследований, как правило, бывает изучение и описание объекта (целевой группы, социальных явлений, поведенческих и ценностных ориентации) в рамках проблемы и выдвижение рекомендаций по конструированию новых моделей.

Цель ориентирует исследование на выявление такого конечного результата, который можно измерить, проверить, зафиксировать тенденции. Формулировка цели должна быть компактной и конкретной

Задачи представляют собой ряд вопросов: как и что нужно сделать для реализации цели исследования. Они ставятся для того, чтобы логически упорядочить процесс достижения цели.

3. Следующим пунктом составления программы исследований, будет уточнение и интерпретация ключевых, понятий.

На этом этапе необходимо договориться о терминах, то есть пояснить в программе, что именно Вы вкладываете в те или иные понятия, чтобы избежать путаницы при использовании данных результатов другими исследователями или организациями.

Старайтесь не допускать вычурных словесных выражений и сложных словосочетаний, не употреблять иностранных слов, которые могут быть непонятны большинству респондентов.

Объясняя и интерпретируя понятия, которыми исследователь собирается пользоваться, он как бы сужает, конкретизирует поисковое поле, выбирает из всех возможных объяснений те, которые он сможет проверить и подтвердить или отвергнуть в ходе исследований.

4. Системный анализ (предварительное описание объекта или целевой группы) это четвертый этап  составления программы исследований.

Проблема, сформулированная вначале коротко и в общих чертах, в системном анализе описывается более детально, расчленяется на отдельные составные части. Описывается, какая целевая группа и почему взята для изучения.

Другими словами, здесь высказываются предварительные предположения о наличии явных, скрытых, объективных и субъективных факторов, которые создают проблемную ситуацию и зафиксированы в формулировке проблемы исследования.

5. Высказав предварительное предположение о том, какие факторы составляют исследуемую проблему, какие свойства определены как решающие, исследователь высказывает также предварительное объяснение, почему это происходит. В упрощенном варианте — это и есть гипотеза.

Гипотезой называют вероятностное предположение о классификационных, структурно-функциональных, или причинных связях и явлениях, составляющих проблему.

Логическая структура гипотезы чаще всего выражается в умозаключении типа: «если ... то». Например, «если читательская ауди­тория состоит из студентов и школьников, то им нужнее информа­ционные ресурсы», «если преобладают представители более стар­ших групп, — для них в библиотеке важнее общая атмосфера и чте­ние «для души».

В дальнейшем на каждое предположение гипотезы разрабатывается инструментарий проверки: анкеты, опросы, интервью и т.д.

6. Следующий этап — процедура выборки. Обычно социологические исследования носят выборочный характер, то есть опрашиваются, например, не все жители или учащиеся, а только часть их. Каким образом отбирать респондентов для своего исследования, вопрос немаловажный.

Выборка — это совокупность индивидов (целевая группа), которые могут быть объектом исследования, и на которых мы хотим распространить свои выводы.

Исследователь определяет выборку в зависимости от цели, задач исследования и сформулированной гипотезы. Выборка может быть сплошная и несплошная. Для библиотекарей удобнее использовать несплошную выборку. Логично делать выборку среди пользователей или спонсоров, среди всех читателей, или читателей на массовых мероприятиях, или на абонементах, читателей-подростков, или дошкольников и т.д.

Что касается количества респондентов, все зависит от того, насколько точный ответ предполагает исследование. Если итоги обследования 50-ти человек позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, можно ограничиться этим количеством

При более массовых опросах выборки начинается от ста человек и больше.

Мы рассмотрели начальные теоретические этапы организации исследования, обычно на них отводиться 30% всего времени, отводимого на исследование. Переходим к  полевому этапу — сбору информации.

Существование в социологии количественной и качественной стратегии исследования, обусловливают наличие соответствующих подходов к выбору методов сбора информации.

Незаменимым источником сбора информации остаются опросы, анкеты, интервью, наблюдения.

Опросы чаще всего применяются в количественных исследованиях при открытии различных «центров» (правового, экологического...), в определении фандрайзинговых нужд, при введении новых услуг, изменениях СБА в библиотеке.

Анкеты нацелены на гораздо меньший спектр информации, поэтому вопросов в них должно быть не более 5-6. Заполняются анкеты любого вида респондентами самостоятельно, поэтому нужно учитывать фактор времени необходимый для их заполнения.

Библиотекари любят брать готовые анкеты, но чужие вопросы в рамках своей программы часто не состыкуются и потому не отражают действительной картины исследования.

Интервью: свободное — это длительная беседа без детальных вопросов, но по заранее продуманному плану. Разновидности такого интервью: устные истории, биографии, незаконченные фразы, груп­повые собеседования, фокус-группы.

Формализованное интервью проводится по плану с детальны­ми, логически последовательными вопросами, иногда и с варианта­ми вопросов. Используются в рамках конкретной программы для статистических исследований.

  1. Наблюдение — традиционный метод сбора информации, проводится на абонементе, данные заносятся в картотеку наблюдений. Возможно сочетание элементов опроса с наблюдением за поведением опрашиваемых. Наблюдение по специальной заранее разработанной программе называется структурированным наблю­дением.

В настоящее время эти методы в той или иной степени используется почти во всех библиотечных исследованиях и имеют много общего: везде задаются вопросы, на которые пытаются получить ответы. Эта особенность характеризует любое научное исследование, которое в конце концов есть не что иное, как непрерывное стремление правильно поставить вопросы и найти ответы на них. При этом задать четкий вопрос часто труднее, чем получить хороший ответ.

В основе вопроса лежит потребность исследователя получить новую информацию, расширить наличное знание об объекте. Недаром такое состояние субъекта познания называют «вопросительным», относя его к особой форме проявления интереса.

Подбор и формулировка вопросов, проверка их на репрезентативность, надежность, уместность и понятность респондентам — главная трудность в подготовке и проведении опроса. По некоторым данным, 74% всех ошибок опроса вызваны неправильной формулировкой вопросов. В среде исследователей распространен такой афоризм: «Никакой опрос не может быть лучше своего вопросника». Именно поэтому не надо жалеть труда на составление вопросника: он окупится сторицей.

В своей совокупности вопросы должны отражать цели и задачи исследования.

Все вопросы анкеты могут быть разбиты на две группы:

прямые, в которых содержание вопроса и объект интереса исследователя совпадают;

косвенные — где они расходятся.

Пример вопроса первой группы: «Нравится ли Вам профессия библиотекаря?» Интерес исследователя раскрывается в содержании самого вопроса буквально. Такой ответ в дальнейшем не требует интерпретации.

Но в ряде случаев респондент не хочет или не может ответить на прямой вопрос или исследователь по тем или иным причинам стремится не акцентировать на нем внимание. Тогда использу­ются косвенные вопросы. Они предполагают ответы, в которых заложен скрытый от опрашиваемого смысл. Приведенный выше пример в косвенной форме будет звучать так: «Согласны ли Вы с утверждением, что профессия библиотекаря одна из интересных?» Здесь согласие-несогласие или степень согласия косвенно выражают отношение к профессии.

Косвенные вопросы подчас лучше прямых помогают получить достоверную информацию. Однако злоупотреблять ими нельзя.

По наличию или отсутствию подсказок — возможных вариантов ответа - все вопросы могут быть разделены на закрытые и открытые. У каждого вида вопросов есть присущие ему ограничения, являющиеся одновременно характерными достоинствами и недостатками.

Начнем с закрытых вопросов, ибо они являются основой любой анкеты. Их возможности отвечают фундаментальным задачам анкетного опроса: они обеспечивают стандартизацию полученных ответов.

Закрытые вопросы позволяют проверить гипотезу, полностью использовать возможности статистического анализа, количественные переменные и применять статистические методы.

Закрытые вопросы содержат возможные, допустимые варианты ответов (подсказок). Они, с одной стороны, уточняют вопрос, а с другой — ограничивают возможные интерпретации ответов.

Большое значение имеет даже последовательность расположения этих подсказок. Экспериментально установлено, что «а) респонденты чаще выбирают первые подсказки. Вывод: первыми должны идти наименее вероятные варианты ответов; б) чем длиннее сформулирована подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Вывод: подсказки должны быть примерно одинаковой длины; в) чем более абстрактный и общий характер носит подсказка, тем меньше вероятность, что она будет выбрана респондентом. Вывод: варианты ответов должны быть выдержаны на одном уровне конкретности».

При конструировании закрытого вопроса основная сложность заключается в разработке вариантов ответа. Правила, которых при этом надо придерживаться, таковы:

1. Перечень вариантов ответа должен быть исчерпывающим, то есть перекрывать все пространство возможных ответов. Если такой уверенности нет, то используют полузакрытую форму вопроса, предлагая вариант «Другое». В массовых опросах почти всегда используются не закрытые, а полузакрытые вопросы. Особенно важно «приоткрывать» оценочные вопросы, относящиеся к содержанию информационных потребностей, например:

«Сегодня в библиотеке Вам чаще всего нужно:

  1. — найти конкретный документ (книгу, статью и т. п.)
  2. — выявить всю литературу по узкой теме
  3. — ознакомиться с основной литературой по теме
  4. — найти фактографическую информацию
  5. — ознакомиться с новой литературой
  6. — другое».

В разделе «Другое» может, например, появиться мнение: «Обнаружить малоизвестную информацию».

  1. Не следует комбинировать несколько разных ответов в одном. Например, в вопросе о работе библиотеки не рекомендуется давать вариант ответа типа: «В библиотеке большой выбор книг и знающие работники», поскольку отвечающий может быть согласен с одним и не согласен с другим утверждением.
  2. Первыми должны стоять наименее вероятные варианты, поскольку респонденты чаще выбирают первые подсказки (варианты ответов).
  3. Длинные подсказки выбираются реже, так как понять их смысл сложнее, и поэтому все варианты ответов должны быть примерно одинаковой длины.
  4. Реже выбираются абстрактные подсказки, и поэтому все варианты ответов должны даваться на одном уровне конкретности.
  5. Там, где это возможно по смыслу, респонденту желательно давать возможность уклониться от ответа (варианты «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.). Этим подчеркивается, что отвечающему предоставляют значительную свободу выбора, а это, в свою очередь, побуждает его более добросовестно относиться к ответам в целом. Кроме того, если уклонение от ответа не предусмотрено, респондент будет вынужден давать ответ, который на самом деле не отражает его точку зрения, что приведет либо к искажению реального положения дел, либо тому, что значительный процент респондентов вообще не даст ответа на данный вопрос. Если значительная часть отвечающих выбирает вариант «трудно сказать», то это означает, что вопрос плохо сформулирован или выходит за рамки компетентности опрашиваемых.

Закрытые вопросы имеют много достоинств:

  • Позволяют обеспечить простой и достоверный сбор ответов.
  • Респонденту нет необходимости записывать свой текст. Достаточно поставить соответствующий знак рядом с выбранным вариантом.
  • Кодировка информации происходит здесь сразу до опубликования анкеты (проставляется код, соотносящий порядко­вый номер с каждым вариантом ответа).
  • Во время компьютерной обработки ответов код выбран­ного варианта записывается в файл.
  • Закрытые вопросы помогают получить стандартизированную информацию. Когда опрашиваемый отвечает на вопро­сы этого вида, все располагают одной опорной схемой: списком вариантов ответа. Ответы затем могут сравниваться, группироваться, подвергаться статистическому анализу.

Закрытый вопрос — стимул к размышлению. Список ответов на вопрос указывает на возможное разнообразие, о котором, может быть, и не догадывался опрашиваемый. Он побуждает к тому, чтобы взвесить все «за» и «против».

  • Список возможных ответов минимизирует усилия опрашиваемых по запоминанию.
  • Люди, опасающиеся порицаний при высказывании собственного мнения, в этом случае дают более искренние ответы.

Но есть у закрытых вопросов и свои недостатки:

  • Использование закрытых вопросов сопровождается упрощением проблемы: исследователь пытается одновременно принять во внимание все возможные варианты и избежать возрастания объема списка. Соблюдение последнего условия ведет к упрощению.
  • Мы получаем только ответы, соответствующие опоре. Респондент рассуждает, используя предложенную ему схему анализа.
  • Составление закрытых вопросов труднее, чем вопросов открытых.
  • Ответы не дают сведений о том, как был понят вопрос (исследователь только надеется, что все поймут его одинаково).
  • Большое количество закрытых вопросов ведет к усталости. Это вызвано тем, что имеется большая дистанция между строгим и кодифицированным видом закрытых вопросов и естественной речью.

Открытые вопросы обеспечивают более естественный ход опроса, дают больше простора для высказываний респондентов, выявления их мнений и мотивов, но они требуют от опрашиваемого определенного умственного напряжения, повышают затраты времени, да и не все участники эксперимента могут сформулировать ответы на поставленные вопросы.

При использовании открытого вопроса его формулируют без предоставления вариантов ответа. Опрашиваемое лицо может написать то, что хочет, ему не дается на этот счет никаких указаний.

В вопросе достаточно направить опрашиваемого к теме, существенной для исследования, оставив ему всю свободу высказываний. Этот вид вопросов при разработке и формулировании не вызывает у исследователя особых трудностей. Основные сложности заключаются в сборе и обработке ответов.

Достоинства открытых вопросов:

  1. Из ответов можно получить информацию о схемах мышления опрашиваемых лиц, раскрыть их словарь. Поскольку опрашиваемые свободно развивают свои мысли, ответы косвенно дают информацию о том, как был понят вопрос.
  2. Они обычно богаты информацией, в том числе открывают возможности встречи с новаторскими представлениями и идеями.
  3. Такие вопросы создают у опрашиваемого впечатление, что им интересуются и, не давя на него, дают возможность высказаться.

Недостатки открытых вопросов:

  1. Ответы иногда оказываются поверхностными. Некоторые лица имеют склонность давать первый же ответ, не подумав ни минуты. В этом случае они часто упускают некоторые аспекты вопроса.
  2. Некоторые ответы оказываются непригодными для анализа, так как зачастую даются размытые ответы, которые сложно использовать при посткодировании.
  3. Опрашиваемые не равны перед открытыми вопросами, ибо ответ на такой вопрос — достаточно сложный интеллектуальный акт, которым не все владеют в одинаковой степени.

Я вас познакомила с 2 типами вопросов: закрытые и открытые. Видов вопросов гораздо больше. Рассмотрим различные виды вопросов, которые чаще всего используются при анкетировании.

ФАКТОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Данный вид вопросов является одним из основных в анкетах и играет важную роль в социологических исследованиях. С помощью этих вопросов фиксируют уже свершившееся действие или указывают на наличие какого-то факта. Фактологические вопросы, как правило, не представляют трудности для восприятия и сложности для ответа. Иногда они требуют от респондента хорошей памяти и определенных умственных усилий по суммированию действий. Например: «Как в среднем Вы учитесь?», «Как обычно Вы проводите свое свободное время?» Формулируя фактологические вопросы, необходимо помнить, что спрашивая о далеком прошлом или будущем действии, вы можете получить искаженную информацию. Особенности человеческой психики таковы, что, рассматривая прошлые действия, он невольно пропускает их через призму сегодняшнего дня. Таким образом, вместо констатации свершения того или иного действия исследователь может получить оценку данного действия респондентом. «Основным недостатком фактологических вопросов является то, что эти вопросы не изучают действие в его развитии, они лишь фиксируют факт, давая моментальный срез».

МОТИВАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Дают представление об установках респондента, о его ценностных ориентациях, о том, как он понимает и воспринимает те или иные события.

Данный вид вопросов используется в исследованиях довольно часто. В анкетах это вопросы типа: «Скажите, пожалуйста, почему Вы пользуетесь услугами библиотеки?»

Однако, включая мотивационные вопросы в анкету, необходимо, учитывать, что ответы, как правило, отражают идеальную модель поведения человека, т.е. исследователь должен проводить разграничение между идеальными мотивами поведения человека и реальными причинами того или иного действия.

Например, отвечая на приведенный выше вопрос, респонденты могут ответить — «посещаю библиотеку с целью самообразования», однако реальными причинами могут быть: необходимость получения литературы, обеспечивающей учебный процесс или необходимость выяснить ряд вопросов, связанных с ремонтом квартиры и т.д.

Это не указывает на неискренность со стороны респондента. Однако, можно с уверенностью сказать, что только всестороннее, пристальное изучение мотивов идеального представления и реального поведения в их соотнесении друг с другом позволяет выяснить роль того и другого в изучаемой проблеме, выявить причины конкретного явле­ния.

СИТУАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ

Наверное, многие из нас, на основе собственного опыта, знают, что за частую оценка определенной ситуации человеком дает более полную информацию о нем, чем простой прямой вопрос. Однако, ситуативные вопросы в анкетах используются довольно редко и главным образом из-за того, что трудно сгладить их недостатки.

Несмотря на то, что эти вопросы легко воспринимаются респондентами, они отличаются многословностью. А это делает анкету тяжеловесной, утомляет опрашиваемых.

Иногда представленная исследователем ситуация может оказаться незнакомой или не типичной для данной группы респондентов. Например, опрашивая пенсионеров, вы предложите им ситуации, в которых будут рассмотрены возможности использования электронного каталога.

Задавая ситуативные вопросы, необходимо также учитывать случайность выбора респондентом той или иной ситуации в зависимости от его настроения, самочувствия и т.д. Так, человек, который в день опроса был участником конфликтной ситуации, может выбрать из предложенных ситуаций не характерную для него в другое время.

Поэтому в анкетах практикуется получать уточнение по ситуативным вопросам путем использования вопросов других видов.

Например, помещая в анкете следующий ситуативный вопрос: Обращение к респонденту:     

«Ниже мы предлагаем Вам ситуации, которые могут сложиться
при посещении Вами библиотеки. Выберите, пожалуйста, ту, которая
чаще всего проявляется:

Ситуация№1: Вы обратились к библиотекарю с просьбой помочь подобрать книги по рекомендованному' Вам списку. Библиотекарь откликнулся на Вашу просьбу и порекомендовал Вам так же еще несколько новых книг по данной теме...

Ситуация №2: Вы пришли в библиотеку в конце дня и попросили выдать на дом книги, которые порекомендовал Вам учитель. Библиотекарь, сославшись на большой объем работы, в грубой форме посоветовал Вам прийти завтра...»

Необходимо уточнить этот вопрос в другом месте анкеты следующим вопросом.

«Скажите, пожалуйста, были ли у Вас в день заполнения настоя щей анкеты какие-либо неприятности на работе, дома и т.д.?»

Таким образом, использование ситуативных вопросов в анкетах требует от исследователя изобретательности, знания типичных ситуаций по изучаемой проблеме и творческой фантазии.

ВОПРОСЫ — СУЖДЕНИЯ

Эти вопросы по форме похожи на ситуативные вопросы с той разницей, что респонденту предлагают оценить ситуацию и выразить свое мнение, закончив предложение.

Например: «Если бы я заметил, что мой друг собирается вырезать страницу из книги, то я бы...»

Использование данных вопросов имеет несколько преимуществ:

— они необычны для восприятия респондента, настроенного на классические вопросы,

— похожи на разговорную речь,

— снимают монотонность анкеты,

— позволяют поставить проблему в виде конкретной ситуации, а не в качестве абстрактного вопроса.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В повседневной жизни, общаясь с друзьями и знакомыми, мы не пытаемся с первой же фразы заставить их высказаться по интересующей нас теме. Как правило, мы начинаем беседу с традиционных вводных вопросов, плавно переходя, по мере заинтересованности собеседника, к основной теме. Вспомните классические английские диалоги о природе или американское «How do you do?» («Как дела?»).

Так и в анкете необходимо уметь включить респондента в беседу, заинтересовать его. В заочной беседе это сделать значительно труднее, поэтому в анкетах вводятся специальные вопросы.

а) КОНТАКТНЫЕ ВОПРОСЫ

Анкету необходимо начинать с понятных и приятных для респондента вопросов. Желательно на контактные вопросы получить утвердительные ответы, так как отрицательные ответы можно расценивать, как нежелание идти на контакт.

Можно начать с очень необычного и  интересного контактного вопроса:

Нравится ли Вам получать подарки, цветы, различные знаки внимания от близких Вам людей, друзей или хороших знакомых?

Большинство людей любит получать подарки и этот вопрос вызовет у них приятные ассоциации.

Установив эмоциональный контакт, дальнейшей заботой исследователя является его поддержание на протяжении всей анкеты.

Несмотря на то, что контактные вопросы несут определенную информацию о респонденте, эта информация, как правило, не относится к теме исследования и потому данные, полученные по контактным вопросам, не представляются в отчетах по результатам исследования.

В связи с этим и в целях экономии места в анкете, многие исследователи не используют контактные вопросы, совершая ошибочные действия.

б) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Нередко проводя исследование, необходимо получить от: респондента информацию об его отдаленном прошлом. Например, мы хотим узнать, какие книги предпочитал респондент в детстве или насколько, активно посещали выпускники вуза библиотеку на первом курсе. Вспомнить об этом сразу достаточно трудно.

Чтобы облегчить эту задачу, в анкетах вводятся подготовительные вопросы. Так, исходя из поставленной выше проблемы, у респондента можно спросить о том, как он учился в школе, много было ли у него друзей, как он проводил свободное время, было ли у, него хобби и т.д.. Отве­чая на подобные вопросы, человек погружается в атмосферу своих личных воспоминаний, и программный вопрос исследования уже не останется без его внимания.

В зависимости от сложности исследования, подготовительных вопросов в анкете может быть довольно много.

К сожалению, многие исследователи не считают нужным использовать подобные вопросы, чем значительно снижают качество полученной информации.

в) БУФЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

Мы уже говорили выше, что составление анкеты дело не простое и очень часто, увлекаясь процессом составления вопросов, исследователь попадает в затруднительное положение.

Человек, отвечая на вопросы, невольно ищет логическую взаимосвязь между вопросами и потому его ответы могут вытекать один из другого. Для того, чтобы избежать влияния одного тематического блока вопросов на другой в анкетах применяются буферные вопросы.

Основная задача этих вопросов ошеломить респондента, отвлечь его внимание от предыдущих вопросов и подготовить к восприятию нового блока.

Например, если в первой части анкеты вы исследовали читательские интересы респондента, задавая вопросы о его читательских пристрастиях, любимых изданиях и т.п., то на предлагаемые во второй части вопросы о причинах, побуждающих его пользоваться библиотекой, несомненно окажут влияние предыдущие ответы и он, скорее всего, ответит, что приходит в библиотеку, чтобы взять любимые книги.

Для того, чтобы переключить внимание респондента можно использовать следующий буферный вопрос: «Некоторые люди считают, что книги отвлекают человека от реальной жизни. Просиживая вечера с книгой в руках, он меньше общается с друзьями, природой, лишает себя других духовных ценностей, таких как музыка и живопись. Погружаясь в вымышленный мир, человек перестает быть творцом своего будущего.

А что Вы думаете по этому поводу?»

Подобный буферный вопрос заставит опрашиваемого сначала задуматься над этой проблемой, а затем поможет вспомнить всевозможные причины, по которым он обращался в библиотеку.

Как уже упоминалось ранее, формулировки буферных вопросов могут быть самыми неожиданными. «Как Вы считаете, возможны ли в ближайшие пять лет полеты человека на Марс?». Такой вопрос заставляет человека напрочь забыть о том, что он думал минуту, назад.

Буферные вопросы  используются так же для снятия монотонности в анкете после ряда однотипных вопросов. Например, можно спросить: «Кто первый читает газету в Вашей семье?» и т.п.

Однако, как и с другими вопросами, так и с буферными, исследователь должен обращаться осторожно, поскольку слишком частое резкое переключение внимания респондента с одного вопроса на другой может вызвать его раздражение. Поэтому, формулируя буферные вопросы, старайтесь поддерживать относительную логику с тематическими блоками анкет.

Как видите, возможность сделать анкету емкой и интересной  для респондента реальна, при условии использования представленных выше видов вопросов.

Вопросы должны выстраиваться в определенной логической последовательности, которая помогает раскрыть замысел, отражает логику гипотезы.

Анкета должна отвечать требованиям простоты и удобства работы для респондента. Для этого важно соблюдать следующие правила:

а) Формулировка вопросов и варианты предлагаемых ответов должны быть напечатаны разными шрифтами. Как правило, сам вопрос набирается крупным шрифтом, варианты ответов более мелким. Различные вводные замечания, инструкции и пояснения к вопросу также должны отличаться от основного текста анкеты.

б) Каждый смысловой раздел должен предваряться вводным пояснением (например, «А теперь поговорим о Вашей домашней библиотеке»).

в) Каждый вопрос должен быть снабжен четкой инструкцией, как именно на него следует отвечать; наиболее удобен способ оформления анкеты, когда каждый вариант ответа имеет свой цифровой код и именно этот код респонденту предлагается обвести кружком в случае согласия с предложенным вариантом ответа.

г) При использовании «открытых вопросов» респонденту должно быть оставлено достаточное пустых строк для подробного ответа на поставленный вопрос.

д) При использовании «закрытых вопросов» недопустимо разрывать текст вопроса, то есть часть вариантов ответа давать на одной странице, а часть на другой. Возможно, что респондент выберет и отметит вариант ответа на первой странице и даже если он позднее обнаружит, что на следующей странице есть другой ответ, более соответствующий его мнению, он может не захотеть (по разным соображениям) вносить исправления.

е) Определенное значение имеют и интервалы между различными частями вопроса. При подготовке машинописного варианта анкеты на практике принят следующий порядок: обычно между строчками в вопросе устанавливается 1-1,5 интервала; если после вопроса идет пояснительная фраза (например, «Вы можете выбрать любое количество ответов»), то она располагается через 2-2,5 интервала. Первый вариант ответа приводится через 2,5-3 интервала от вопроса или пояснительной фразы. Расстояние между вариантами обычно делают в 1,5 интервала, а межстрочное расстояние в тексте возможного ответа — 1 интервал. Расстояние между последним вариантом ответа и следующим вопросом устанавливается в 2,5-3 интервала.

Структура анкеты

Любая анкета начинается с краткого введения, в котором указывается, кто проводит опрос, каковы цели исследования. Респондентов обычно интересует, каково практическое значение работы, что изменится в результате исследования. Поэтому, если возможно, следует указать на практическую значимость работы. Например, если изучаются мнения читателей библиотеки о ее работе, то во введении целесообразна фраза типа «Ваше участие в исследовании поможет улучшить работу библиотеки, максимально учесть Ваши интересы и запросы». Далее во введении дается краткая инструкция по заполнению анкеты, указывается на анонимность анкетирования. Если задачи исследования требуют знания того, кто именно заполнил ту или иную анкету, то следует гарантировать соблюдение условий конфиденциальности.

Начинать анкету следует с простых вопросов, которые не затрагивают каких-либо деликатных тем, скажем, уровня образования. Вступительные вопросы анкеты предназначены для установления контакта с респондентом и призваны облегчить ему вступления в работу (подготовительные и контактные вопросы). Если анкета начинается с трудных вопросов, то это может вызвать беспокойство респондента, что приведет к увеличению отказов от заполнения анкеты. Если же эти вопросы появляются тогда, когда человек уже включился в работу, то он будет скорее склонен ее завершить, чем бросить на полпути.

Нельзя начинать анкету с «паспортички» — сведений о респонденте, поскольку мы только что гарантировали респонденту анонимность анкеты, и если сразу же после этого начать с выяснения фактов его биогра­фии, то это, естественно, его встревожит и насторожит. «Паспортичка» должна завершать работу, она не должна быть чересчур подробной, чтобы у респондента не возникло ощущение подвоха, беспокойства по поводу того, правильно ли он ответил на поставленные вопросы, посколь­ку, как уже говорилось, выяснение деталей его биографии не может не вызвать сомнений в соблюдении анонимности.

Заключительные вопросы анкеты также должны быть несложными, поскольку необходимо учитывать, что заполнение анкеты достаточно утомительно, особенно для людей пожилого возраста с относительно невысоким уровнем образования.

Динамика развития анкетного опроса должна быть примерно следующей: первая половина анкеты постепенное усложнение вопросов, потом небольшой спад, респонденту дают возможность немного отдохнуть, когда задают относительно простые вопросы, затем следуют самые сложные вопросы, после чего идет резкое уменьшение сложности и завершение работы. По времени заполнения анкеты бывают как очень маленькими (так называемые «экспресс-анкеты»), заполнение которых требует всего лишь нескольких минут, так и очень большими, требующими до двух часов работы. Оптимальным считается вопросник, занимающий у респондентов тридцать-сорок минут, поскольку очень маленькая анкета создает впечатление чего-то несерьезного, а очень большая вызывает утомление, что не может не сказываться на качестве получаемой информации.

И так, анкеты и опросы составлены, можно приступить к сбору первичных данных, на него предусмотрено 20% времени, отводимого на исследование.

Обработка и интерпретация данных

Анализ собранной информации — самый увлекательный этап исследования, на него дается 40% времени. Мы проверяем, верны ли были исходные предположения, получаем ответы на заданные вопросы и выявляем новые проблемы. На их основе этих данных формулируются проекты решения поставленных в исследовании частных задач и делаются выводы относительно предварительных итогов всего исследования.

Вначале выполняется контрольная проверка всего массива анкет: выявляются ошибки и пропуски, отбраковываются те, которые не отвечают модели выборки.

Результаты фиксируются в следующей форме:

  • дата проведения опроса;
  • число распространенных анкет;
  • число возвращенных анкет;
  • число анкет пригодных для обработки.

Затем приступают к подсчету ответов на вопросы, составляют сводную анкету, подсчитывают относительный процент для каждого варианта, рассчитывают средние показатели, группируют количественные и качественные данные по соответствующим признакам.

Результаты исследования излагаются в виде отчета или публикации — это 10% времени. В отчетах о теоретико-прикладных исследованиях коротко описываются:

  • проблемы, основная идея (гипотеза), цели, задачи;
  • кратко - основные процедуры сбора первичной информации;  
  • излагаются полученные данные в связи с гипотезами исследования;  
  • теоретические и прикладные выводы;
  • ставятся новые вопросы, требующие дальнейшего изучения;
  • прилагаются статистические показатели, таблицы, диаграммы, схемы;
  • указываются все участники исследования, консультанты, руководители.

Для отчета о прикладных исследованиях, которые чаще всего проводятся библиотекарями, достаточно:

  • четкой формулировки целей;
  • указание сроков проведения;
  • основные результаты и выводы;
  • предлагаемые решения, ожидаемые результаты, способы контроля за внедрением результатов;
  • приложения с таблицами, диаграммами, схемами.

Уважаемые коллеги! В заключении мне хотелось бы вам напомнить, что исследования ради исследований никому не нужны. Но при творческом использовании результатов исследований, можно нетрадиционно, в сравнении и в развитии оценить все многообразие библиотечного дела и выстроить рациональную и эффективную модель дальнейшего развития вашей библиотеки.

Составитель:
зав. организационно-методическим отделом
Мосалыгина Л. Ю.