Организация открытого доступа к библиотечному фонду

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будут закрыты с 29 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Сервисы "Спроси психолога" и "Спроси библиотекаря" возобновят свою работу с 9 января.

Также обратите внимание на график работы библиотек в предпраздничные и праздничные дни.

Правильная организация открытого доступа — одно из важных направлений в работе с книжным фондом, благодаря которому пользователь может выбрать документ самостоятельно либо по рекомендации библиотекаря. Искусство библиотечной рекомендации через организацию фонда состоит в том, чтобы, выдвинув на первый план «самое-самое», привлечь внимание к изданиям, которые могут заинтересовать маленького или взрослого читателя.

Определение «открытого доступа к фонду» дано в терминологическом словаре «Библиотечное дело»:

Открытый доступ к фонду (ОД) — способ библиотечного обслуживания, основанный на прямом доступе пользователей к документам; организация фонда, обеспечивающая пользователям возможность самостоятельного поиска и выбора документов.

Основной целью организации открытого доступа к фонду является повышение качества обслуживания населения.

Задачи открытого доступа:

  • максимально раскрыть имеющиеся фонды для самостоятельного поиска и выбора необходимых документов пользователями;
  • организовать для читателей комфортные условия пользования библиотечным фондом.

Виды открытого доступа. Условия доступа

Доступность фонда может быть частичной (неполной) и полной.

Различают такие виды частичного доступа: по содержанию, по месту хранения и по времени использования.

По содержанию фонда.

  • доступ к отдельным разделам фонда (например, к художественной литературе, справочной литературе);
  • доступ к литературе по актуальным темам (через организацию тематических книжных выставок, открытых просмотров);
  • доступ к новинкам литературы и т. п.

По месту хранения (размещения).

  • доступ к фондам отдельных структурных подразделений (только на абонементе или в читальном зале).

По времени использования.

  • доступ ко всему фонду или к его отдельным частям в специальные дни недели.

Чтобы создать целостное представление о фонде и просто найти искомый документ, частичный доступ должен компенсироваться каталогами — карточными или электронным.

Полный доступ — доступ ко всему фонду, включая книгохранилища.

В каждой библиотеке имеются документы (раритеты, единичные экземпляры), доступ к которым должен быть ограничен. Библиотека вправе самостоятельно определять условия доступа к таким фондам для разных групп (категорий) пользователей. Эти условия должны быть четко сформулированы в Правилах пользования библиотекой или/и в других документах, регламентирующих деятельность библиотеки.

Размеры площадей для открытого доступа

В соответствии с установленными нормативами площадь для размещения абонемента с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи должна быть не менее 100 м2; с ограниченным доступом к фонду — 7 м2 на 1000 томов; площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду — из расчета 10 м2 на 1000 томов.

В целом фондоемкость открытого доступа в 2–3 раза меньше, чем при закрытом хранении фонда.

Величина фонда в открытом доступе

В открытом доступе рекомендуется выставлять от 50 до 90 % изданий от общего фонда.

Величина фонда, представленного для свободного выбора, зависит от состояния общего фонда, помещения библиотеки, интересов читателей, уровня их готовности и желания к самостоятельному поиску и отбору документов. Как показала практика, в библиотеках нецелесообразно выставлять весь фонд для открытого доступа. В библиотеке должно быть предусмотрено отдельное помещение или выделенная зона, где будут храниться дублетные, малоспрашиваемые экземпляры литературы.

Некоторые принципы отбора литературы для открытого доступа

Принцип научности выражается в подборе книг, содержащих достоверную информацию. Документы, в которых обнаружены ошибки в фактах, датах, содержащие устаревшие сведения, в открытый доступ выставлять запрещается.

Принцип научности выражается также в регулярном изучении читательских запросов и интересов. В открытом доступе должны быть представлены книги для удовлетворения потребностей как постоянных читателей, так и ожидаемых запросов потенциальных пользователей.

Принцип множества мнений — документы должны отражать разные взгляды, мнения в политической, экономической, социальной, культурной жизни общества.

Принцип оперативности проявляется в быстром реагировании на изменения в мире науки, техники, культуры и, как следствие, на изменения в читательских запросах и интересах. Документы, утратившие информационную (содержательную) ценность и, вследствие этого читательский спрос, должны оперативно изыматься, уступая место более актуальной литературе.

Принцип новизны — новизна и обновляемость фонда являются важным стимулом обращения пользователей к нему, поскольку человеку присуще чувство нового.

В зале открытого доступа не должны находиться:

  • документы экстремистского толка, разжигающие межнациональные проблемы;
  • документы, где употребляется «ненормативная» лексика;
  • документы, в которых особое внимание уделяется сексу;
  • другие документы, вызывающие в человеке поведение, не соответствующее нормам общежития.

Приоритеты в отборе литературы для открытого доступа по целевому назначению и видовому составу при недостатке площадей

В зоне открытого доступа необходимо иметь:

  • справочные, энциклопедические издания, как универсальные, так и отраслевые;
  • научно-популярную литературу;
  • художественную литературу;
  • периодические издания (газеты, журналы текущего года или за 2–3 года);
  • краеведческую литературу.

Некоторые требования к состоянию книг и размещению их на полках открытого доступа

В открытом доступе рекомендуется держать только опрятные, неповрежденные документы.

Издания, имеющиеся в большом количестве, выставляются в количестве не более 2-х экземпляров одного названия.

Книги на полках должны стоять свободно. На одной метрополке — не более 40 книг (в книгохранилище — 50 книг). Метрополка — международная единица учета величины фонда, измеряемая как 1 м. стеллажной полки, занятой изданиями и другими документами.

Книги, располагающиеся на нижних полках, не попадают в зону зрительного комфорта читателей. Особенности размещения литературы на этих полках мы разберем далее.

Размещение фонда в открытом доступе

Размещение фонда — это пространственное расположение частей библиотечного фонда в целях удобного обслуживания пользователей.

В последнее время в фонде открытого доступа принято проводить так называемое зонирование. Обычно выделяют ближнюю зону («библиоэкспресс»), где находятся документы моментального спроса (новая, «модная», популярная литература); среднюю зону («библиоконстанта»), где собраны документы, составляющие ядро фонда, так называемая литература активного спроса, устойчивая, относительно стабильная часть фонда, неподвластная моде, проверенная временем «классическая» литература; дальнюю зону («библиоретро»), куда попадают документы редкого или единичного спроса.

Учитывая психологию зрительного восприятия книг читателями, мы можем ориентироваться на известные в мерчандайзинге законы, которые помогут осуществить основной принцип «Вижу — хочу!» Остановимся подробнее на некоторых законах.

Закон «Фигуры и фона». Суть его — в ярком выделении одного объекта на фоне других. Этот закон используется, когда хотят акцентировать внимание читателя на конкретной книге для ее продвижения. Выделение фигуры на общем фоне может быть достигнуто за счет: размера книги, размещения нестандартной книги или книг одной серии, ярких по цвету изданий или просто цветовых акцентов.

В какой момент можно применить этот закон? Чаще всего интерес к книге у читателей подогревается после выхода одноименного художественного фильма. Кино сыграло на руку в благом деле приобщения к чтению: пробудило аппетит, а обращение к первоисточнику должно закрепить его. Библиотекарь может рекомендовать и другие произведения данного автора. Этому поспособствует вовремя оформленная выставка или любое выделение книг на полке во главе с лидером спроса.

Закон «Уровня глаз». Книги, расположенные на уровне глаз, всегда находятся в зоне повышенного внимания читателей и выдаются чаще, чем с других полок. Это обычно вторые-третьи полки стеллажей. При расположении книг нужно учитывать и специфику восприятия мужчин и женщин. Мужчины смотрят далеко вперед и могут обратить внимание на книги на верхних полках, а женский взгляд захватывает больше книг по горизонтали на уровне глаз и ниже.

Закон «Мертвой зоны». Взгляд человека реже всего останавливается на верхних и нижних полках стеллажей, а левый нижний угол является самым неудачным. Во избежание застоя на этих полках можно:

— Менять книги местами и переставлять на другие полки. (1 раз в квартал).

— Ставить на эти полки толстые книги с четкими надписями на корешках.

— Ставить книги «отыгравшее свое», но еще востребованные книги одной серии или одного автора.

Есть книги, жанр которых сложно определить, например: женский роман с магией (фантастика или дамский роман), детектив с мистикой и т.д. Если спрос на книгу на привычном месте начал снижаться, пора ее переставить в другой смежный, но вполне ей родственный жанр. Подмешать можно и даже нужно в том случае, если есть несколько экземпляров одной и той же книги. В любом случае их нужно поставить как можно дальше друг от друга, так больше шансов быть замеченными.

В библиотеках, где решено в открытом доступе представлять и отраслевую литературу (в полном или неполном объеме), рекомендуется отделы близкие по содержанию располагать рядом, например: 1 блок — 86 Религия. Мистика. Свободомыслие, 87 Философия, 88 Психология; 2 блок — 60 Общественные науки, 63 Всемирная история, 65 Экономика. Экономические науки, 66 Политика. Политическая наука; 3 блок — 67 Право. Юридические науки, 68 Военное дело; 4 блок — 2 Естественные науки, 5 Здравоохранение. Медицина, 75 Физическая культура и спорт; 5 блок — 3 Техника. Технические науки, 4 Сельское и лесное хозяйство; 6 блок — 82 Языкознание, 83 Литературоведение, 85 Искусство; 7 блок — 84 Художественная литература.

Периодичность сменяемости книг.

Изучение использования литературы в открытом доступе

Фонд открытого доступа не может находиться в статичном  состоянии. Изменения, происходящие в политической жизни, экономике, науке, технике, культуре диктуют необходимость постоянно корректировать состав фонда. Меняются читательские интересы, информационные запросы пользователей, соответственно, исчезают какие-то рубрики, разделы фонда, и на их месте появляются новые, более актуальные

Основанием для замены книги в фонде открытого доступа служат:

  • отсутствие спроса (интереса) к данному изданию со стороны пользователей;
  • появление переиздания книги;
  • поступление новой, более актуальной литературы;
  • изношенность изданий (ветхие, поврежденные экземпляры).

Наблюдение за использованием литературы в открытом доступе должно вестись постоянно. Количество отметок о выдаче книги на книжном формуляре дает возможность выявить спрос на данное издание.  Книги, не пользующиеся спросом, следует своевременно изымать, передавать на другой уровень хранения. Также необходимо систематически просматривать книжный фонд на предмет выявления ветхой, поврежденной литературы.

Способы расстановки стеллажей

К технологическим и даже сугубо техническим относят и такой аспект организации фонда, как размещение стеллажей. Между тем он напрямую связан с содержательными вопросами: уровнем комфортности обслуживания, формированием образа библиотеки в глазах ее пользователей.

Число и вид стеллажей определяют «лицо» всей библиотеки. Книжные стеллажи для свободного доступа — основной элемент библиотечной мебели — то, что занимает много места и ритмически организует пространство.

Обычная равномерная расстановка стеллажей параллельными рядами непривлекательна и монотонна, но позволяет максимально использовать библиотечные площади. Такую расстановку рациональнее всего использовать в помещениях, отведенных под книгохранилище (там, где фонды закрыты для пользователей), но она не годится в фондах со свободным доступом: в оборудованном таким образом пространстве читатели «теряются» как в лабиринте, они чувствуют себя неуютно и незащищенно, потому что пространство в целом ими визуально не охватывается.

Долгие годы оптимальным признавалась та расстановка, которая позволяла вместить наибольшее количество стеллажей и одновременно обеспечить контроль за поведением читателей. Поэтому чаще всего мы можем наблюдать, что стеллажи располагаются по периметру помещения. Но для открытого фонда предлагается использовать и другие способы расстановки стеллажей:

  • «ёлочкой» — стеллажи стоят парами под постоянным углом друг к другу;
  • «салонная» — под углами друг к другу, в результате чего выстраиваются многоугольные отсеки;
  • «веерная» — стеллажи установлены под одним углом в несколько рядов;
  • «радиусная», или «лучевая» — расходятся несколькими радиусами (лучами) от одного центра;

В стремлении увеличить пространство и найти оптимальное решение для того, чтобы читателю было удобно, стеллажи можно расставить «звездочкой».

При обычной расстановке рядами, при норме в открытом доступе 1 м от одного ряда до другого, три стеллажа занимают больше места, чем одна «звездочка» (одна «звездочка» — это шесть сторон метровых стеллажей). Кроме экономии пространства появится еще возможность побыть наедине с книгой: читатели распределятся по своим интересам в «звездочках» и не будут мешать друг другу. В каждой «звездочке» можно поставить банкетку (стул, кресло), чтобы читатель мог расположиться у стеллажа и при этом не препятствовать доступу других: данная расстановка стеллажей позволит обходить их свободно.

В последние годы в результате обмена опытом с зарубежными коллегами и изучением законов эргономики, особенностей визуального восприятия библиотекари стали использовать круговую или зигзагообразную композиции. Овал или мягко закругленный зигзаг визуально воспринимаются более благоприятно, чем прямоугольные формы. Они также позволяют создать эффект уединенности, который играет важную релаксационную роль. С другой стороны, такого рода композиции позволяют читателям воспользоваться преимуществом неформального общения как с другим читателем, так и с сотрудником библиотеки. Таким образом, фонд открытого доступа реально предоставляет пользователям свободу выбора поведенческих сценариев.

Расстояние (проходы) между стеллажами

Ширина между стеллажами определяется различными типами деятельности пользователей и персонала библиотеки. Прохода шириной 0,6 м достаточно, чтобы свободно передвигаться и брать документы с полки; 0,8 м — стоять лицом к стеллажам и читать надписи на корешках книг; 0,9 м — дают возможность нагнуться; а 1 м — дает возможность сесть на стул высотой 0,4 м.

Способы расстановки фонда

Под расстановкой понимают порядок размещения на стеллажах или в специальных шкафах документов: книг, периодических изданий, мультимедиа. Порядок этот зависит от многих факторов: объема и состава фондов, их целевого и читательского назначения и, конечно же, от конкретной ситуации обслуживания. В закрытом фонде в библиотеках чаще всего применяется систематически-алфавитная расстановка по таблицам ББК, а в открытом фонде применятся другие виды расстановки.

К расстановке фонда, тем более, если к нему организован свободный доступ, обычно предъявляют ряд обязательных требований. Она должна:

— быть понятной — и библиотекарю, и читателю

— создавать обоим участникам библиотечного диалога максимальный комфорт при поиске нужного документа;

— обеспечивать читателю свободу просмотра и выбора нужного документа;

— способствовать рациональному использованию полезной площади книгохранилища.

Существует несколько способов расстановки книжного фонда в открытом доступе:

по содержательным признакам и по формальным.

По содержательным признакам различают:

систематическую — предусматривает расположение документов по отраслям знаний;

тематическую — предполагает раскрытие фонда по тематическому принципу. Этот способ расстановки позволяет продвигать к читателям наиболее ценные произведения научной и художественной литературы. Тематическая расстановка как основная широко используется в детских библиотеках, особенно в отделениях, обслуживающих детей младшего возраста, где преобладает именно тематический спрос. В остальных библиотеках она имеет вспомогательный характер, используется главным образом для продвижения к читателям актуальной литературы. Особенность применения этой расстановки состоит в том, что книги не получают индивидуальных «тематических» шифров, поскольку литература выставляется на тематические полки, стеллажи, выставки и т.д. на относительно непродолжительное время. Чаще всего на постоянные тематические стеллажи выносят краеведческую или страноведческую литературу, которая собирается туда из разных разделов фонда, расставленного по ББК. Так, на краеведческом стеллаже собираются материалы по истории, географии, политике, экономике, экологии края, о флоре и фауне, архитектурных и исторических памятниках, музеях, известных людях, а также художественные произведения местных писателей, чему бы они ни были посвящены;

жанровую — это расстановка художественной литературы, которая помогает сформировать интерес читателей вашей библиотеке.

В каждой библиотеке есть читатели, которые предпочитают тот или иной жанр художественной литературы. В детских библиотеках это дети, которые любят читать фэнтези, сказки или детские детективы. У взрослых читателей тоже есть свои приоритеты: криминальные романы, исторические романы, фантастика, детективы. Исходя из читательских интересов, библиотека вправе сама определять жанровую подборку литературы и оформлять стеллажи в открытом доступе.

Понятно, что на все вкусы при расстановке изданий в фонде свободного доступа угодить невозможно. Но ориентироваться на общее и особенное в интересах читателей при расстановке фондов, а в широком смысле, при формировании библиотечного пространства необходимо.

Серийная расстановка — это вид расстановки фонда, как правило, формируется по издательским сериям, наиболее популярным среди читателей данной библиотеки. Книги большинства серий связаны между собой жанром, стилевыми особенностями, оформлением, что служит одним из факторов привлечения к ним читателей. Среди серийных стеллажей/полок большое внимание занимает стеллаж с биографиями серии «Жизнь замечательных людей». Расстановка книг внутри серийного раздела может быть разной. Но в любом случае она должна быть очевидна для любого читателя. В той же серии «ЖЗЛ» можно расставить книги, не долго думая, по алфавиту фамилий героев, а можно разделить их на биографии политиков, ученых, писателей, художников и т.д. Или скомпоновать по периодам и регионам (Европа 19 век, Россия 19 век). Во втором и третьем варианте все равно потребуется расстановка внутри разделов по алфавиту персоналий.

Библиотечными исследованиями давно обоснованы преимущества таких стеллажей при организации фонда свободного доступа. Они стимулируют  последовательное чтение изданий конкретного жанра или серии, что свидетельствует об устойчивости интереса.

Ещё один способ расстановки по содержательному признаку — это расстановка по типам изданий. Рассматривая специфику размещения изданий, объединенных по типологическому признаку, выделим как пример справочную литературу. Наиболее часто используемые справочные издания (энциклопедии, справочники, словари), как правило, объединяют в читальном зале в одном общем разделе фонда. Их называют «подручной» частью справочно- библиографического аппарата — они всегда должны быть под рукой библиотекаря и читателя.

При традиционной расстановке фонда по отраслевому принципу (по таблицам ББК) словари и справочники универсального содержания собираются в одном разделе фонда, а отраслевые, языковые — в других. Таким образом, конечно, строже соблюдена систематизация фонда и, кроме того, каждому разделу принадлежат «свои» справочники.

Если вы решили не собирать на типологическом стеллаже отраслевые справочные издания или в фонде имеются дублетные экземпляры, то они должны быть хорошо представлены в фонде абонемента. Учитывая значимость самостоятельного использования справочных изданий, эти издания специально выделяют на полках в отраслевых отделах. Внимание читателей привлекают метафорическими заголовками, а также яркими книжными закладками.

Среди видов расстановки по формальным признакам различают:

алфавитную, хронологическую, географическую, языковую, форматную и крепостную. Отметим сразу: формальные способы расстановки не учитывают содержание книг. Например, при форматной расстановке издания группируют по высоте документа. А при крепостной — по годам издания, по времени поступления, по инвентарному номеру.

Библиотечная практика свидетельствует, что и у некоторых формальных способов расстановки (алфавитном, языковом и др.) имеется немало эвристических достоинств, помогающих пользователям в поиске нужной книги, если ему известен один-два элемента библиографической записи. Об этом следует помнить: ведь научившись самостоятельно выбирать книги в режиме свободного доступа и ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, читатели легче осваивают предельно формализованный поиск в Интернете. Хотя он, безусловно, слабо напоминает традиционный поиск в фондах и каталогах, в нем может помочь умение сформулировать и формализовать запрос.

Формальные признаки берут за основу размещения нетрадиционных медиасредств, фонда видеоматериалов, CD и DVD-rom. Хотя по мере увеличения такого рода средств все чаще используют содержательные виды расстановки.

Большинство библиотекарей, убеждены, что медиадокументы нельзя разделять с традиционными носителями информации — книгами. В ходе библиотечной рекомендации их желательно использовать как взаимодополняемые части единого фонда.

Расстановка художественной литературы

Чаще всего в открытом доступе используют два способа расстановки художественной литературы:

по систематическо-алфавитному признаку (в соответствии с таблицами ББК, внутри — по алфавиту авторов или названий):

  • мировая литература (сборники произведений писателей разных стран);
  • произведения литературы древнего мира;
  • произведения литературы Средних веков;
  • произведения писателей отечественной литературы;
  • произведения писателей зарубежных стран.

по жанрово-тематическому признаку.

Выше мы уже упоминали этот способ расстановки. Добавим лишь, что, как показывает практика, при жанрово-тематической расстановке литература на полке стоит без соблюдения алфавита авторов и названий, что затрудняет поиск произведений определенного автора. Желательно соблюдать расстановку книг по алфавиту авторов и названий. Жанрово-тематическую расстановку часто сочетают с систематическо-алфавитной.

Расстановка периодических изданий

На основании формальных признаков расставляют и периодические издания. Журналы и газеты — раздельно: по названиям в алфавитно-хронологическом порядке. В пределах каждого года — по номерам. Журналы текущего года распределяют по отраслям знания и располагают в непосредственной близости с соответствующими отделами фонда: общественно-политические журналы рядом с общественно-политической литературой, сельскохозяйственные возле отдела сельскохозяйственной литературы и т.д. Далее их расставляют по названиям и номерам. Журналы за предыдущие годы помещают в запасном фонде и расставляют в обычном порядке. Обычно в открытом доступе читателям предоставляется возможность пользоваться журналами за два-три последних года.

Последние номера журналов за текущий год ставят сначала на выставку новых поступлений. Некоторые периодические издания, в соответствии с содержанием, можно расставлять в отраслевых отделах. Например, журнал «Фома» можно разместить в разделе 86 «Религия. Мистика. Свободомыслие» рядом с книгами по православию.

Информация о периодических изданиях, выписываемых данной библиотекой, и другими библиотеками системы должна быть доступна читателям. Необходимо разместить ее рядом со стеллажом периодических изданий.

Информационная среда в зале открытого доступа

Информационная среда — это окружающее читателя определенно организованное пространство библиотеки, чьи компоненты соответствуют особенностям читательского развития. Компоненты информационной среды представлены такими информационными ресурсами, как книжный фонд, система информационных выставок, библиографическое ориентирование, СБА, стендовая информация, рекомендательная библиография.

Для ориентировки в фонде открытого доступа важны знаки навигации: заголовки и надписи на стеллажах, полочные (книжные) разделители, использование форм малой библиографии, наличие средств библиотечной рекламы.

Заголовки (надписи) на стеллажах. Обычно в качестве заголовков стеллажей используют названия разделов по системе ББК с обязательным указанием их цифрового обозначения. Например: 5 Здравоохранение. Медицинские науки; 65 Экономика. Экономические науки; 67 Право. Юридические науки; 74 Образование. Педагогическая наука; 86 Религия. Мистика. Свободомыслие.

В настоящее время более приемлемым считается использование общеразговорных терминов, определяющих общую тематику представленных книг из этих разделов, например, «Медицина», «Экономика», «Право», «Педагогика», «Религия» и т. п.

Заголовки (надписи) можно разместить на стене над стеллажом, на боковой стороне стеллажа или на верхних полках стеллажей.

Полочные разделители на стеллажах — еще один способ помочь сориентироваться в фонде свободного доступа. В библиотеках для взрослых они чаще всего содержат строгую информацию в виде наименования раздела/подраздела. При отраслевой расстановке также указывают индекс таблиц ББК, обычно укрупненный по сравнению с каталогом.

В детских библиотеках это разделитель-маркер. Его задача — притягивать внимание к области знания, теме, жанру или конкретному лицу — чаще всего видному писателю или ученому, о котором в библиотеке имеется немало книг. Поэтому разделители здесь могут быть цветными или с крупными рисунками, портретами, фотографиями. Желательно, чтобы содержание стеллажа также раскрывал, а если быть точнее, рекламировал броские заголовок и/или рисунок на его торце.

На полочных разделителях могут быть указаны названия дробных делений общего раздела ББК. Например, раздел 2 Естественные науки включает литературу по географии, математике, биологии. На разделителях можно указать цифровое и словесное обозначение его подразделов, например: 22 Математика. Физика. Астрономия; 24 Химические науки; 26 Науки о Земле, 28 Биологические науки. Цифры показывают индекс систематического каталога, где отражены все книги соответствующего отдела, имеющиеся в библиотеке. Однако в библиотеках многих зарубежных стран на разделителях в фонде открытого доступа не указывают цифровое обозначение разделов, соответствующих таблицам применяемой библиотечной классификации, считая это лишней информацией для читателей.

В качестве полочного разделителя может выступать тематическая рубрика. Так, например, в разделе 86 Религия. Мистика. Свободомыслие можно ввести тематические рубрики «История христианства и православия», «Жития святых», «Другие религии». В разделе 5 Здравоохранение. Медицинские науки – рубрики «Мать и дитя», «Лекарственные растения», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Против наркотиков» и т. п.

В разделе художественной литературы кроме алфавитных разделителей можно использовать разделители с указанием фамилии писателей.

Надписи на полочных разделителях должны соответствовать современной терминологии, при этом важно не допускать разночтений.

Среди прочих знаков навигации в открытом доступе используются формы малой библиографии.

Они играют значительную роль в подборе литератур на определенную тему: оформляются информационные листки, списки литературы по определенной тематике. Так, например, в разделе фонда «Истории России» может быть представлена серия буклетов, объединенная общей темой «Самодержцы России».

Цветовая гамма выступает одним из индикаторов содержательных различий отраслевых отделов фонда. Поэтому желательно использовать ее и при оформлении стеллажей, а также разделителей. Какой для них выбрать цвет, зависит от привычных ассоциаций (биология, экологические проблемы — зеленый, науки о Земле — голубой и т.п.), а также от воображения библиотекаря, его эрудиции. Хорошо, когда цветовая гамма, используемая при оформлении фонда, для маркирования его разделов, сочетается с общим цветовым стилем, принятым в библиотеке. Напомним о некоторых особенностях восприятия того или иного цвета. В детской библиотеке лучше использовать насыщенные, теплые тона, допустим, разнообразные оттенки бежевого и розового цвета, или пастельные мягкие краски (светло-серый, оливковый, нежно-голубой). При этом предпочтительно избегать пестроты, а также сочных красок (все оттенки ярко-красного, фиолетового), которые на больших площадях — стенах, например, создают ощущение беспокойства, вызывают у детей нервозность и даже подчас стимулируют их агрессивное поведение.

Управление организацией открытого доступа

Организация открытого доступа требует постоянного мониторинга, выработки определенных методических решений, т. е. управления. В муниципальных библиотеках управленческие решения по организации открытого доступа принимает руководитель библиотеки или специалист, в должностные обязанности которого будут входить вопросы по организации открытого доступа: сменяемость литературы, оформление новых рубрик, отсылок, обновление полочных разделителей, заголовков стеллажей, перестановка разделов фонда и т. д.

Даже при условии четко продуманной системы раскрытия фонда пользователь будет чувствовать себя недостаточно комфортно, предоставлен сам себе, если рядом не будет доброжелательного специалиста, который может вовремя дать совет, квалифицированную рекомендацию. Внимательное отношение к читателю и общение с ним позволит получить бесценную информацию для качественной организации открытого доступа к книжному фонду и помочь специалисту привлечь людей к чтению.

Подготовили гл. библиотекари ОКиО
Васильченко Е. П., Махнева Н. Л.