Кинокалендарь: январь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — первая книга Николая Васильевича Гоголя. Вышла она в 1831 году. И вот уже 185 лет она радует своих читателей. Действие произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII («Вечер накануне Ивана Купала»), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством») и вновь в XVII («Страшная месть»), и опять в XIX («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»). 

Гоголь с волнением ждал появление книги. Много заветного и близкого сердцу писателя таилось в этих повестях. Наборщики, которые были первыми читателями повестей Гоголя, предрекли им успех. И они не ошиблись.

В чем же причина столь необычайного успеха гоголевских повестей? Да в том, что Гоголь открыл русскому читателю удивительный по своей яркости и национальной колоритности мир жизни народной, овеянной романтикой далеких преданий, фантастических сказаний, веселым и задорным юмором.

Стремясь еще более подчеркнуть народный характер своих повестей, Гоголь издал их под именем деревенского пасечника Рудого Панька. Это в его гостеприимном курене на хуторе близ Диканьки часто собирались односельчане, чтобы послушать смешные побасенки старого пасечника. И кажется им, вот-вот постучится и войдет к ним в хату кузнец Вакула, тот, что отправился в ночь на Рождество к самой царице за черевичками для любимой Оксаны. Он не испугался ни Солохи-ведьмы, ни богатого Чуба – отца Оксаны, ни самого черта, похожего на «губернского стряпчего в мундире». Поймал его за хвост силач кузнец, быстро оседлал и помчался на нем в Петербург. Добыл он там черевички для своей капризной дивчины.

Сюжет повести «Ночь перед Рождеством» столь красочен и самобытен, что не мог пройти мимо кино.


55 лет назад, в 1961 году, режиссер Александр Роу решил перевести «Ночь перед Рождеством» на язык кинематографии. К тому времени режиссер уже прославился такими фильмами, как «Кощей Бессмертный», «Конек-горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Марья-искусница» и др.

Когда Александр Роу сообщил в Госкино о намерении снять свой одиннадцатый фильм по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», чиновники наотрез отказались запускать в производство картину с таким названием, усмотрев в нем религиозную пропаганду. Но Роу не намерен был отказываться от задуманного, и просто переименовал свою будущую ленту в «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Первоначально у создателей картины была мысль снимать натурные эпизоды в тех местах, о которых рассказывается в повести – в деревне Диканька, расположенной в Полтавской области Украины. Но так как начало съемочного процесса было запланировано на март 1961 года, от этой идеи пришлось отказаться, и отправиться на север – на Кольский полуостров. Неподалеку от города Кировска Мурманской области, в поселке «13-й километр» в считанные дни мастера-декораторы соорудили настоящую малороссийскую деревню – хаты с плетнями и сараями и небольшую церквушку.

Съемка сцены встречи Вакулы с императрицей проходили в Эрмитаже. Администрация музея пустила киношников снимать только по ночам, на что они с радостью согласились, так как днем было много посетителей, которые мешали бы творческому процессу.

Успеху фильма во многом способствовал и великолепно подобранный исполнительский состав, в который вошли как начинающие артисты — дебютант Юрий Тавров (Вокула) и Людмила Мызникова, для которой роль Оксаны стала первой крупной киноработой, так и их именитые коллеги: ставшая звездой экрана после «Тихого Дона» и «Поднятой целины» Людмила Хитяева (Солоха), мастера комедии Сергей Мартинсон (Дьяк) и Георгий Милляр (Черт), а также замечательные актеры Анатолий Кубацкий, Вера Алтайская, Николай Яковченко, Ирина Мурзаева, Зоя Василькова и другие.

Александр Роу – не первый, кто осуществил экранизацию гоголевской повести. В 1913 году Владислав Старевич снял немой фильм «Ночь перед Рождеством», в 1944 году увидела свет киноверсия оперы П. И. Чайковского «Черевички», и в 1951 году был выпущен мультфильм «Ночь перед Рождеством».

Фильм Роу по праву считается одной из лучших экранизаций произведений Гоголя. Роу, как и во всех своих картинах, удачно сочетает игровые эпизоды с анимацией, комбинированными съемками и спецэффектами, которые порой были по-настоящему революционными для своего времени. Благодаря этому «Вечера на хуторе близ Диканьки» до сих пор смотрятся вполне современно.

Источники:

  • Степанов А.Н. Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя : пособие для учащихся. – Москва : Ленинград : Просвещение, 1966. – 136 с.
  • Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм) // Вокруг ТВ : сайт. – Режим доступа: http://www.vokrug.tv/product/show/Vechera_na_hutore_bliz_Dikanki_film/. – 15.12.2015.

 

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.