Кинокалендарь: октябрь. «Мастер и Маргарита»

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

В 2016 году исполнилось 50 лет со дня, когда читатели смогли познакомиться с удивительным романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Дело в том, что роман при жизни Булгакова не был завершен и не публиковался. Впервые текст увидел свет в журнале «Москва» в 1966 году. А время начала работы в рукописях Булгакова датировано 1928-1929 годом. Писатель работал над романом 12 лет — до самой смерти.

Жизнь писателя Булгакова была полна драматизма. Детские и юношеские годы Михаила Афанасьевича прошли в Киеве. Здесь он родился 15 мая 1891 года в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова.

После окончания гимназии в 1909 году М. Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. После университета долгие годы были отданы врачебной практике.

Осенью 1919 года Булгаков мобилизуется Добровольческой армией, попадает на Северный Кавказ. Здесь он начинает работать журналистом в местных газетах.

В 1921 году начался новый период в жизни М. Булгакова — московский. Сотрудничал в железнодорожной газете «Гудок», где им было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов. Но Булгаков сознавал, что журналистом, репортером он был поневоле; у него крепла уверенность, что его путь иной — изящная словесность.

Настоящий большой успех, слава пришла с романом «Белая гвардия» (1927) и пьесой «Дни Турбиных» (1926), в центре которых — судьба интеллигенции в русской революции.

Таланту М. Булгакова в равной мере были подвластны и проза, и драма: он — автор ряда произведений, ставших классикой драматургии: драмы «Кабала святош» (Мольер), комедии «Иван Васильевич»…

Но в 1929 году были сняты с репертуара все пьесы М. Булгакова. Тяжелая ситуация, невозможность жить и работать в СССР побудила Михаила Булгакова в 1930 году обратиться с письмом к Правительству СССР, где он предложил «приказать ему в сочном порядке покинуть пределы СССР» или «дать работу по специальности и командировать в театр на работу в качестве штатного режиссера». После звонка И. В. Сталина Михаила Афанасьевича пригласили на работу в Художественный театр.

Однако принципиально положение М. Булгакова не изменилось, многие его вещи продолжали оставаться под запретом, умер он, так и не увидев очень многих своих произведений опубликованными.

В этом списке и «закатный» роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым он работал двенадцать лет.

Автор назвал свой роман фантастическим романом. Так же обычно определяют его жанр и читатели, поскольку фантастические картины в нем действительно ярки и колоритны. Но жанровая природа романа сложнее. Роман «Мастер и Маргарита» имеет важную особенность — это двойной роман, роман в романе (текст в тексте): героем одного романа является Мастер, и действие его происходит в современной Москве, героем другого романа (написанного Мастером) является Иешуа Га-Ноцри, и действие этого романа происходит в древнем Ершалаиме. Эти романы в романе очень разные, они как будто написаны не одним автором.

Ершалаимские главы — то есть роман о Понтии Пилате, Иешуа Га-Ноцри — написаны чеканной и лаконичной, скупой прозой. Никаких элементов фантастики, гротеска не позволяет себе автор. И это вполне понятно: речь идет о событии всемирно-исторического масштаба — смерти Иешуа. Автор здесь как будто не сочиняет художественный текст, а воссоздает историю, пишет Евангелие — размеренно, строго, торжественно.

Совсем иначе написаны современные московские главы — роман о Мастере. Здесь много фантастики, комизма, гротеска, чертовщины, разряжающих трагическое напряжение. Здесь есть и лирические страницы.

Именно это разнообразие, наряду с содержанием, и привлекает современного читателя к роману.

Произведение настолько субъективно воспринимается читающими, что любая попытка его экранизации подвергается жесточайшей критике, как со стороны профессиональных литературоведов и киноведов, так и со стороны любителей этого романа.

А попытки экранизировать «Мастера и Маргариту» кинематографисты делали неоднократно. Первую киноверсию, созданную по мотивам романа, сделал в 1971 году Анджей Вайда. Через год вышла картина Александра Пéтровича. В 1989 году режиссёр Мацей Войтышко выпустил четырёхсерийный телевизионный фильм.

В 1994 году «Мастера и Маргариту» снял Юрий Кара, но из-за разногласий постановщика и продюсеров зрители в течение семнадцати лет не имели возможности познакомиться с этой работой. В 2005 году свою версию представил Владимир Бортко.

Не стоит, наверное, пересказывать чужие мнения об этих двух фильмах. Сердце читателя и зрителя само отдаст предпочтение той или иной экранизации.

Лучше напомнить о тех, кто создавал эти прекрасные фильмы.

«Мастер и Маргарита», экранизация 1994 года, режиссер Ю. Кара

Коровьев-Фагот — Александр Филипенко

Азазелло — Владимир Стеклов

Кот Бегемот — Виктор Павлов

Иван Бездомный — Сергей Гармаш

 

«Мастер и Маргарита», экранизация 2005 года, режиссер В. Бортко.

Фагот-Коровьев — Александр Абдулов

Азазелло — Александр Филипенко

Кот Бегемот — Вано Миранян/Александр Баширов

Иван Бездомный — Владислав Галкин

После просмотра этих фильмов есть о чем поспорить. И это хорошо. Значит они не оставляют зрителей и читателей равнодушными.

Источники:

  • Крючков В.П. Михаил Афанасьевич Булгаков : [«Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита»] // «Еретики» в литературе / В.П. Крючков. – Саратов, 2003. – С. 181-284. – (По страницам литературной классики).
  • Соколов, Б.В. Булгаковская энциклопедия. – Москва : Локид : Миф, 1996. – 586 с. : фот. – Библиогр.: с. 553-561.
  • ·Королев А. Евангелие от Михаила. «Мастер и Маргарита», режиссер Владимир Бортко // Искусство кино. – 2006. – № 1. – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2006/01/n1-article4 (дата обращения: 07.09.2016).
  • [Экранизации романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" режиссеров Ю. Кары и В. Бортко] // Знамя. – 2011. – № 10. – С. 224-228.
  • Бугославская, О. "Мастер и Маргарита". Исполняется впервые [Текст] / О. Бугославская // Знамя. – 2007. – № 1. – С. 220-223. – Рец. на фильм "Мастер и Маргарита" режисера В. Бортко.
  • Коган, Л.А. Тайна Мастера : [о телесериале "Мастер и Маргарита"] / Л. А. Коган // Вопросы философии. – 2006. – № 6. – С. 174-176.
  • Воронцов, А. Прочтение по диагонали : о телевизионном сериале "Мастер и Маргарита" / А. Воронцов // Наш современник. – 2006. – № 3. – С. 248-250.

Видео:

  • https://www.youtube.com/watch?v=bmUaXQ6qX4Y (Отрывок «Встреча на Патриарших», фильм режиссера Ю. Кары, 1994 г.)
  • Отрывок «Встреча на Патриарших», фильм режиссера В. Бортко, 2005 г.

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.