Кинокалендарь: май. «Алые паруса»

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

Когда в суровом и голодном 1921 году Грин написал феерию «Алые паруса», многие удивились: как мог писатель в это время создать такую светлую, лирическую сказку?

Ответить на этот вопрос можно, зная судьбу Александра Грина.

Трудную, изломанную, сложную жизнь прожил писатель. Его жизнь не была счастливой. Непонимание преследовало его с детства. Так бывает с натурами незаурядными: не все их поступки, или, как говорят, «фантазии», легко объяснить.

Александр Гриневский родился в 1880 году в Вятской губернии. Его отец попал в ссылку за причастность к польскому восстанию против царизма в 1863 году. Бедность и бесправие согнули этого непрактичного и наивного человека. Часто дети видели своих родителей пьяными. Существовали в семье скудно, бранились. Каждый рот был лишним. Поэтому вторым, если не главным и любимым, домом мальчика был лес. Природа врачевала его раны и питала фантазию. И еще была любовь: он обожал читать и писать сочинения.

В юности Александр перепробовал много ремесел, но ни к чему душа не тянулась. Отец сокрушался и гневался. И Александр ушел, испытывая острое нежелание быть как все.

Он попадает в Одессу и впервые видит море. Немыслимое и близкое — вот оно, рядом, мачты и паруса, синий рейд, морская, чуть туманная даль…

И Александр стал создавать свою никому неведомую страну. Он писал о землях, которых нет на карте, приглашал читателя в несуществующие города — Лисс, Зурбаган, Гель-Гью, Гертрон, которые населяли герои с необычными именами — Фрези Грант, Томас Гарвей, Друд, Ассоль, Лонгрен. Да и рассказчиком был уже не Александр Гриневский, а романтик и мечтатель Александр Грин.

Все его творчество было посвящено воспеванию мечты, прославлению людей, умеющих мечтать и добиваться исполнения своих самых заветных мечтаний.

Мечтами о неожиданном счастье и радости полны все рассказы Грина, но больше всего повесть «Алые паруса».

Писатель рассказал, как однажды корабль под алыми парусами подошел к селу Каперна, что лежит на самом берегу моря, недалеко от прекрасного города Лисса; в Каперне уже много лет ждала прихода корабля с алыми парусами простая девушка по имени Ассоль; капитан Артур Грей вел этот корабль, несущий Ассоль исполнение ее заветной мечты.

«Алые паруса» — поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса. Недаром сам автор определил ее жанр как феерия (волшебное, сказочное зрелище).

В этом году исполняется не только 95 лет со дня выхода повести «Алые паруса», но и 55 лет со дня появления на экране всеми любимого кинофильма.

Когда режиссер Александр Птушко (автору таких лент, как «Золотой ключик», «Илья Муромец», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила») решил снять фильм по известной повести Грина, советские киночиновники были против. «У вас не получится. Вы ведь привыкли снимать легкие сказочки, а это должен быть романтический и в то же время серьезный, глубокий фильм», — говорили они Птушко. Однако режиссеру удалось убедить художественный совет дать ему шанс. Ему позволили, но картине присвоили третью, самую низкую категорию, что означало — денег на фильм выдадут очень мало. Птушко это не остановило…

К съемкам готовились год. Параллельно с изготовлением декораций и выбором натуры шли поиски актеров на главные роли. Пробы были долгими. Среди претенденток на роль Ассоль была и Людмила Гурченко. Но режиссер утвердил молодую молдавскую актрису Маркач. А, когда увидели Настю Вертинскую, то ахнули — вылитая Ассоль! Пятнадцатилетняя девочка так понравилась Птушко, что он решил поменять исполнительницу главной роли.

Актер Василий Лановой вспоминал: «Когда шел на пробы, я был уверен, что сыграю Грея — это моя роль».

Так в кадре появились главные герои.

Место для съемок фильма искали долго, но в итоге решили снимать на крымском курорте Коктебель, где в свое время жил сам Александр Грин. Именно там построили декорации целого сказочного поселка Каперны.

Интересна история с парусами. На корабль капитана Грея купили на ростовском заводе две тысячи квадратных метров алого материала, из которого тогда делали пионерские галстуки. Шелк был очень красивый: мягкий, струящийся…

Но, как вспоминает оператор Виктор Якушев, тогда качество кинопленки было не таким высоким, и алый цвет на ней получался кирпичным. Долго маялись, и, наконец, нашли выход: закрепили на камеру сразу несколько специальных фильтров, улавливающих цвет. И паруса получались алыми! Киногруппе повезло в первый день съемок: только включили камеру — подул легкий ветерок, и паруса так красиво надулись! Успели отснять этот кадр.

Советский зритель сразу принял фильм. В первый год проката «Алые паруса» посмотрели 22,6 млн. человек.

Но это не единственная экранизация повести. В 1982 году режиссер-мультипликатор Борис Степанцев (автор фильмов «Вовка в тридевятом царстве», «Малыш и Карлсон», «Щелкунчик») осуществил телевизионную постановку спектакля «Ассоль».

Борис Степанцев известен во всём мире как признанный мастер детского кино. Однако, будучи исключительно талантливым, он сильно «разбрасывался». Его увлекали комбинированные съемки, нестандартные операторские приемы, кукольная анимация…

Фильм Бориса Степанцева «Ассоль», снятый в стилистике немого кино, завораживает с первых кадров. Монохромное изображение, стилизованное под графику, с включением рисунков и анимации порой ярко расцвечивается буйными красками, словно перенося зрителя из серой обыденности в мир сказки. Главные роли в фильме исполняли Елена Зайцева (Ассоль), Андрей Харитонов (Грэй).

Каждое новое поколение входит в удивительный мир героев Александра Грина, потому что тема любви — вечна.

 

Источники:

  • Михайлова, Л. Александр Грин: жизнь, личность, творчество / Бройт Цецилия Михайловна. – Москва : Художественная литература, 1972. – 190 с.
  • Паустовский, К.Г. Жизнь Александра Грина // Корзина с еловыми шишками / Паустовский Константин Георгиевич ; [оформ. Т. Коведяевой]. – Калининград, 1973.
  • Прохоров, Е.И. Александр Грин / Прохоров Евгений Иванович. – Москва : Просвещение, 1970. – 118 с. : ил. – (Библиотека словесника).
  • Царькова, Ю. Дорога к алым парусам: [как А. Грин работал над созданием феерии «Алые паруса»?] / Ю. Царькова // Литература-Первое сентября. – 2002. – № 31. – С. 2-3.
  • Шишкина, Е. В тени алых парусов : [жизнь и творчество А.С. Грина] / Е. Шишкина // Литература в школе. – 2006. – № 2. – С. 30-32.
  • Как снимали фильм «Алые паруса». — Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/iren_yusuf/post314967356/. — 29.04.2016.

ВИДЕО:

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.