Кинокалендарь: март. «Преступление и наказание»

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

150 лет назад в России случилось событие невероятной важности для русской и, как потом оказалось, всей мировой литературы. И не только литературы, но и философской мысли.

С января 1866 года в журнале консервативного направления «Русский вестник» стал выходить роман Федора Достоевского «Преступление и наказание». Этим романом зачитывались буквально все русские студенты. Еще бы! Ведь главным героем романа был студент Родион Романович Раскольников.

Путь Ф. М. Достоевского к роману «Преступление и наказание» был долгим. Задуман он был еще в начале 50-х годов, во время пребывания писателя на каторге. Именно на каторге Достоевский столкнулся с «сильными личностями», стоящими вне морального закона. Вот и Родион Раскольников, главный герой романа, решил проверить свою идею — «идею Наполеона», идею власти ради власти, идею разделяющую человечество на две неравные части: большинство — «тварь дрожащая» и меньшинство — «властелины», призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона.

Убив старуху, Раскольников не только не испытывает раскаяния, но больше, чем когда-либо, верит в свою теорию. Даже явка с повинною доказывала в его глазах не то, что его теория не верна, а то, что он сам не принадлежит к числу великих людей, которые могут переступить через нравственные законы.

Исследуя подробно теорию Раскольникова, автор показывает, в какой жизненный тупик привела она героя. Проведя своего героя через жесточайшие душевные мучения, Достоевский открывает ему путь к новой жизни.

«Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к «криминальному, детективному» жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов. В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: мы напряженно следим за каждым движением воспаленной мысли Раскольникова.

Ф. М. Достоевский как писатель придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя, держащей его в напряжении от первых до последних страниц романа.

Наверное, этим и привлекали произведения Достоевского деятелей киноискусства. Произведения Ф. М. Достоевского много раз экранизировались, причём кинематографистами не только СССР и России, но и Великобритании, Франции, США, Польши, Финляндии и других стран. Так, например, только роман «Преступление и наказание» имеет 9 киноверсий.

Одной из самых удачных экранизаций этого произведения признан фильм советского режисcёра Льва Кулиджанова (СССР, 1969).

В фильме Л. Кулиджанова вся смысловая нагрузка сосредоточена на актере. Перед актерами стояла большая задача — через глаза, мимику, жесты, а также тембр голоса передать глубину и сложность характеров героев. С этой задачей блестяще справились актеры Георгий Тараторкин  (Раскольников), Иннокентий Смоктуновский (Порфирий Петрович), Татьяна Бедова (Соня Мармеладова), Майя Булгакова (Катерина Ивановна), Ефим Копелян (Свидригайлов), Евгений Лебедев (Мармеладов), Владимир Басов (Лужин) и другие.

Напряженность и трагизм происходящего на экране усиливает особое звуковое сопровождение фильма — жутковатые, царапающие металлические звуки: скрип то ли ржавых петель, то ли скрипичного смычка; вздохи, отрывочные голоса, шаги. Лев Кулиджанов воссоздал и Петербург Достоевского, холодный, зловещий, мрачный и безжалостный: многоэтажные дома, узкие переулки, темные подворотни, пыльные скверы, мутные каналы, грязные лестницы, обшарпанные стены домов. Не случайно фильм черно-белый: именно такой цвет ближе всего к стилю Достоевского. Сочетание цветов черного и белого и игра их контрастами раскрывает полные драматизма переживания героев. Фильм Льва Кулиджанова является удачной экранизацией классического произведения XIX века.

Новое прочтение хрестоматийного произведения осуществил в 2007 году режиссер Дмитрий Светозаров. В одном из интервью он так сказал о своей работе: «Когда я взялся за идею экранизации Преступления и наказания», мне пришло осознание того, что я не имею права на авторскую трактовку этого материала. По моему глубокому убеждению, телевидение стало единственным посредником между книгой и читателем, между произведением и зрителем. Как ни печально осознавать, лишь мизерная часть нашей аудитории в курсе подробного содержания романа. Посмотрев мой фильм, я надеюсь, зритель получит представление, что такое роман Достоевского».

Роль Родиона Раскольникова — кинодебют питерского актера Владимира Кошевого. По словам создателей фильма, в первую очередь, для них была важна схожесть внешних данных.

По словам режиссера, ни на одной другой его картине с такой легкостью не формировался актерский состав, как на «Преступлении и наказании». В этом фильме снимались Андрей Панин (Порфирий Петрович), Александр Балуев (Свидригайлов), Полина Филоненко (Соня Мармеладова), Юрий Кузнецов (Мармеладов), Андрей Зибров (Лужин), Светлана Смирнова (Катерина Ивановна).

Фильм Дмитрия Светозарова вызвал много споров. Его стали сравнивать с экранизацией Льва Кулиджанова. Но, по-моему, оба прочтения имеют право быть. Посмотрите, как режиссеры решают одну и ту же сцену прихода Раскольникова в полицейский участок к следователю Порфирию Петровичу. Как по-разному сыграны роли, но оторваться невозможно ни от одной, ни от другой версии.

Не удивительно, если через какое-то время появится новый фильм «Преступление и наказание». Поколение XXI века по-своему расскажет о трагедии Родиона Раскольникова.

Источники:

  1. Басинский, П. Чисто теоретическре убийство : [к 150-летию выхода романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"] / П. Басинский // Российская газета. – 2016. – 25 янв. (№ 13). – С. 9.
  2. Белов, С.В.  Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" : комментарий : книга для учителя / Белов Сергей Владимирович ; под ред. Д.С. Лихачева. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва : Просвещение, 1985. – 239 с.
  3. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание : Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / авт.-сост. К.К. Страхов, Л.Д. Страхова. – 2-е изд. – Москва : Дрофа, 2000. – 157 с. – (Школьная программа).
  4. Соколова, Е.К. Экранизация романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (на материале одноименного фильма Л. Кулиджанова) / Е. К. Соколова // Русская словесность. – 2008. – № 2. – Мировая художественная культура. – С. 11-16.

 

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.