Кинокалендарь: декабрь. «Прощание с Матёрой»

В 2016 году исполнилось 40 лет со дня выхода в свет одного из самых пронзительных произведений советской литературы — повести «Прощание с Матёрой». Автор ее сибирский писатель Валентин Распутин.

В. Распутин родился в 1937 году в крестьянской семье в селении Усть-Уда Иркутской области (впоследствии исчезнувшем, попавшем при создании водохранилища в зону затопления), окончил Иркутский университет и некоторое время работал журналистом в сибирских газетах.

В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика.

Известность к Валентину Распутину пришла в 1967 году, когда была напечатана первая его повесть «Деньги для Марии». Вся жизнь предстала в ней в обличье маленькой безымянной деревни. В этой и остальных книгах Распутина идет проверка основания жизни, ее корня — глубокой органичной связи между родными по духу людьми. Вышедшая в 1976 году повесть «Прощание с Матёрой», подводит своеобразный итог размышлениям Распутина о трагической судьбе деревни под колесами «научно-технической революции», осуществляемой варварскими, жестокими, антигуманными методами. Усиливается трагическое мироощущение писателя.

Действие книги происходит в 1960-х годах в деревне Матёра, расположенной на одноименном острове посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены.

Многие люди не хотят оставлять Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь. Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, и не ценит родной деревни.

Повесть вызвала серьезную дискуссию в печати. Самые тяжелые в то время обвинения касались «романтизации и идеализации патриархального мира». Но Распутин стоял на своем: в патриархальной жизни содержалось то зерно, которое имело свое будущее, играло положительную роль в развитии нации, что откристаллизовалось веками как весьма ценная национальная традиция, составляющая золотой, неприкосновенный фонд русской культуры.

Кинематограф не мог пройти мимо произведения, которое вызывало такую бурную дискуссию.

Идея экранизировать повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» принадлежит Ларисе Шепитько. Она приступила к реализации задуманного и начала снимать одноименный фильм. Съемки должны были проходить на озере Селигер, и в начале июня туда была запланирована киноэкспедиция. Ранним утром 2 июля 1979 года киносъёмочная «Волга» на пустынном шоссе по неустановленной причине выехала на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. В результате этой автокатастрофы погибли Лариса Шепитько и члены съёмочной группы.

После трагической гибели Ларисы работу продолжил Элем Климов, ее муж. Он же и название фильма сократил до одного слова, сделав из «Прощания с Матёрой» просто «Прощание», вероятно, в память о Ларисе.

На главную роль старухи Пинигиной еще Лариса Шепитько пригласила белорусскую актрису Стефанию Станюту. Стефанию Михайловну утвердили на роль фактически без проб, хотя Л. Шепитько славилась своей дотошливостью в выборе актеров. Почему она выбрала белорусскую актрису на роль сибирской крестьянки Дарьи — загадка. Говорят, ее поразило лицо актрисы.

Сына героини Павела Пинигина, деревенского бригадира, который должен сжечь дома и подготовить людей к переселению, прекрасно сыграл актер Лев Дуров.

Символом жизни остается в книге и фильме столетняя лиственница: словно заговоренный, стоит исполин под ударами топора, гусеницами трактора. Кажется, сумел выжить под гнетом судьбы только он. А где же люди? Их ищут, катер заблудился в тумане. Похоже, деревня вместе с жителями ушла под воду. Последние кадры: рассеивается туман, солнце освещает все еще живое дерево. Оно не сдается.

Наверное, фильм, который задумала Лариса Шепитько, отличается от конечного результата, снятого Элемом Климовым. Но мы должны быть благодарны именно ей, что такое произведение не прошло мимо кинематографа. До сих пор тематика этого фильма и книги остается актуальной.

Источники:

  • Антипьев Н. Наедине с совестью (Повести Валентина Распутина) // Откровенность / Н. Антипьев. – Москва, 1984. – С. 178-207.
  • Липин С.А. «Высшая правда Матёры» // Человек глазами природы / С.А. Липин. – Москва, 1985. – С. 220-230.
  • Фильм «Прощание». – Режим доступа: http://www.ivi.ru/watch/60394/description (дата обращения: 11.10.2016).

Видео:

https://www.youtube.com/watch?v=C7m7su1ra9M – (буктрейлер по книге В. Распутина «Прощание с Матёрой», иллюстрированного кадрами из фильма «Прощание» (реж. Э. Климов)

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.