Кинокалендарь: август. «В окопах Сталинграда»

В 2016 году исполнилось 70 лет со дня выхода повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и 60 лет фильма «Солдаты», снятого по этому произведению. Повесть рассказывает о героической обороне Сталинграда в 1942-1943 годах. Это была одна из первых книг о войне, написанных правдиво (насколько это было возможно в то время).

Повесть принесла писателю подлинную славу — она переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров и переведена на 36 языков. За эту книгу, после её прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени.

Мимо такого произведения не мог пройти кинематограф.

За создание фильма взялся Александр Гаврилович Иванов, который на момент съёмок ленты «Солдаты» (первоначальное название картины — «В окопах Сталинграда») уже имел 30 лет режиссёрского стажа и награды за свои фильмы. В 1949 он уже снял военный фильм «Звезда» по повести Эммануила Казакевича.

Сюжет повести «В окопах Сталинграда», конечно, шире сюжета фильма, и необходимо было перевести литературные строки в кинематографические.

Вот что писал сам Виктор Некрасов, когда ему пришлось сесть за работу над сценарием: «После какого-то там варианта стало ясно, что, слепо следуя книге, ты губишь и книгу, и будущий фильм. Кино не может всего переварить. У него свои законы, и законы очень суровые: сеанс полтора часа, картина 2700 метров, сценарий не больше восьмидесяти страниц на машинке. А в повести 250 страниц — 13 печатных листов. Что же делать? Выход один. На кинематографическом языке это называется делать «по мотивам». То есть та же мысль, те же основные события, те же основные герои, но не обязательно те же «предлагаемые обстоятельства». Короче говоря, ты делаешь некую «выжимку» из произведения, берёшь из него самое существенное и лепишь нечто новое, рассчитанное уже не на читателя (режиссёр и актёры не в счёт), а на зрителя, у которого к тебе — писателю, совсем другие требования, чем у читателя».

Поняты внутренние терзания Некрасова ведь каждая вычеркнутая страница для него лично — это словно резать себя самого. Ведь всё, что написано в повести, — пережито и выстрадано самим писателем.

Итак, июль 1942 года. Лейтенант Керженцев, его связной Валега и полковой разведчик Седых вместе с отступающими частями нашей армии идут мимо украинских деревень к Сталинграду, где уже формируются новые части…

А в Сталинграде батальон получает задание захватить первые две линии немцев, удерживающих господствующие высоты у завода «Метиз» на Мамаевом кургане. Керженцев практически без потерь выполняет первый этап задания: немцы из первой линии выбиты. Но, стремясь выслужиться перед командованием, начальник штаба капитан Абросимов даёт преступный приказ: на рассвете под проливным и холодным дождём и на легко простреливаемой фашистами местности начать атаку на вторую линию. В этой роковой атаке гибнет половина батальона.

Керженцев после ранения возвращается в строй, в разрушенный Сталинград. И он с удовлетворением замечает, что на смену неразберихе первых дней осады пришёл порядок, к фронту движется новая техника. Командир встречает своих уцелевших боевых товарищей и делает фотоснимок на память.

Фильм получился превосходным! Он рассказывал о подвиге многострадального народа. Но рассказывал о нём просто, лаконично, искренне, без лакировки и украшательств. Поэтому веришь всему, что видишь. В картине дебютировали сразу два известных актёра: исполнитель главной роли лейтенанта Красной Армии Керженцева — Всеволод Сафонов, и комзвода лейтенанта Карнаухова — Николай Погодин. Невероятно обаятелен играющий всего во второй полнометражной ленте Иннокентий Смоктуновский. Его лейтенант Фарбер — поистине незабываемый образ: внешне вроде нескладный, но внутренне — кремень!

  

Фильм был замечен и оценен. В 1958 году на Всесоюзном  кинофестивале в Москве Александр Гаврилович Иванов получил третью премию за режиссуру.

Но дальше фильм ждала драматическая судьба. В 1959 году Виктор Некрасов выступил в «Литературной газете» с рядом статей о необходимости увековечить память советских людей, расстрелянных фашистами в 1941 году в Бабьем Яру, после чего Некрасова стали обвинять в организации «массовых сионистских сборищ». И все-таки памятник в Бабьем Яру был установлен, и в этом немалая заслуга писателя.

Фильм же после нескольких лет проката в конце 1950-х годов, несмотря на престижную премию, был надолго «положен на полку», а после эмиграции Некрасова и вовсе предан забвению. Фильм был показан вновь 9 мая 1991 года.

Источники:

  • Некрасов, В.П. В самых адских котлах побывал... : сборник повестей и рассказов, воспоминаний и писем / Некрасов Виктор Платонович ; [сост., авт. предисл. В. Потресов]. – Москва : Молодая гвардия, 1991. – 446 с.
  • Некрасов, В. P.S. к "окопной правде" : статьи и выступление по радио / В. Некрасов ; публ. и вступ. заметка А. Парниса // Наше наследие. – 2005. – № 73. – С. 15-19.
  • Рябцев, В. Фронтовики: Документальный очерк: [писатель В. Некрасов] / В. Рябцев // Звезда. – 2001. – № 6. – С. 113-120.
  • Ржевская, Е. Это было в Москве, в Киеве, в Париже...: О Викторе Некрасове / Е. Ржевская // Дружба народов. – 2001. – № 6. – С. 7-22.
  • Волков, Е. "Солдаты". Как пробивался на экран фильм по мотивам лучшей повести о Великой Отечественной войне / Е. Волков // Родина. – 2015. – 29 июля (№ 815 (8)). – С. 130-133. – Режим доступа: http://rg.ru/2015/07/29/rodina-soldaty.html (дата обращения: 25 .07.2016).

 

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.