Театр «Современник»

«Современник» – один из лучших столичных театров, которому удалось в кратчайшие сроки завоевать любовь зрителей. В 1956 году, на волне начинавшейся «оттепели», группа молодых столичных актеров, в числе которых были Олег Ефремов, Игорь Кваша, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Галина Волчек и другие выпускники студии МХАТ, решила создать новое творческое объединение.

Начало этому положил 5 апреля спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова в постановке Олега Ефремова (впоследствии по пьесе был снят фильм «Летят журавли»). Пьесу показали на крошечных учебных подмостках ночью, начало в 24 часа. История жизни простых людей во время войны так впечатлила зрителей, что они задержались в театре до утра, обсуждая спектакль вместе с актёрами. Эта ночь положила начало знаменитому театру "Современник".

Необходимость в свежем взгляде на сценическое искусство возникла давно. Многие уважаемые театры Москвы, взяв за основу систему Станиславского, уже давно работали «по накатанной», отказываясь от дальнейшего развития. Основателям «Современника» претила эта застарелость и косность, которую они называли метко и ёмко – «мертвечиной».

Молодые актеры хотели создать не просто труппу, а уникальный актерский ансамбль, который будет уделять особое внимание психологизму каждой постановки и раскрытию потаенных глубин души ее героев. И зритель потянулся к персонажам, которых изображал театр, ведь это были не люди-«схемы», а реальные современники, озабоченные не менее реальными проблемами. Уже скоро театр стал настоящей находкой для мыслящей интеллигенции и прогрессивной молодежи.

В основу театрального репертуара были положены пьесы современных авторов. Они и сегодня составляют «костяк» каждой новой афиши «Современника». Но труппа не забывает обращаться и к классике, а ведь первые 10 лет на сцене ставились только произведения актуальной драматургии. И все отраженные в постановках события имели отношение к реалиям настоящего. Коллектив театра дорожил каждый мгновением, словно чувствуя, что глоток свободы, который дала ему «оттепель», будет недолгим, и нужно многое успеть.

Критика отнеслась к первым шагам «Современника» тоже очень тепло. Самые едкие и язвительные мастера критического пера отмечали бесспорный талант и огромный творческий потенциал труппы. Уже после спектакля «Вечно живые» по произведению Виктора Розова многие из имен молодых актеров стали известны не только в столице, но и далеко за ее пределами.

Олег Ефремов, стоявший у руля театра, хотел, чтобы актеры были не просто «исполнителями», но и участвовали в режиссуре постановок. К исходу 60-х театр Современник стал уже вполне самостоятельным театром со своей душой, активной нравственной, творческой и гражданской позицией. На его спектакли с удовольствием ходили не только москвичи, но и гости столицы. Любая постановка театра, будь то «Голый король» (Евгений Шварц), «На дне» (М. Горький), «В день свадьбы» (В. Розов), «Пять вечеров» (А. Володин), «Двое на качелях» (У. Гибсон) и многие другие, собирала полные залы. Но капель политической, общественной и культурной «оттепели» уже начинала сменяться заморозками – сначала легкими, но всё более и более ощутимыми.

70-е годы стали для «Современника» периодом испытаний. Торжество свободы сменилось постепенным «закручиванием гаек». Бдительная цензура искореняла из постановок любые проявления вольномыслия. Однако самым болезненным ударом для труппы стал ее раскол, после которого театр покинул перешедший во МХАТ Олег Ефремов. Вместе с ним ушла и немалая часть актеров, которые были с «Современником» с самых первых шагов. Главной проблемой театра той поры стал кадровый и творческий голод. Некоторые театралы и критики искренне верили, что без Ефремова «Современнику» не выжить. Масла в огонь подливали и публикации в прессе, многие из которых носили характер неприкрытого злорадства.

«Смутные времена» для театра продолжались два года – до тех пор, пока труппа не выбрала своим художественным руководителем Галину Волчек. С тех пор положение медленно, но верно начало выправляться. Коллектив «Современника» пополнили такие яркие актеры, как Валентин Гафт, Авангард Леонтьев, Марина Неелова и Лия Ахеджакова.

Одним из современных драматургов, начавшим активно сотрудничать с театром, стал Чингиз Айтматов. Знаковым и для киргизского писателя, и для творческой жизни театра получился спектакль по пьесе «Восхождение на Фудзияму», которую Айтматов создал в соавторстве с К. Мухамеджановым. Не меньший интерес зрителей вызвала и еще одна постановка обновленного «Современника» – спектакль «Эшелон» (М. Рощин). С театром начали сотрудничать и другие блистательные драматурги, пишущие на злобу дня, – Василий Шукшин, Алла Соколова, Александр Вампилов и другие.

При формировании репертуара театр по-прежнему исходил из принципа актуальности. Все самое новое и свежее, что могла предложить драматургия, труппа встречала с неподдельным вниманием. Основой для постановок стали повести «Мы не увидимся с тобой» и «Из записок Лопатина» Константина Симонова, «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева, «Навеки девятнадцатилетние» Григория Бакланова.

В 1989 году важным этапом в жизни «Современника» стал спектакль по книге «Крутой маршрут» Е. Гинзбург. Книге выстраданной, насквозь автобиографичной и  посвященной одной из самых злободневных тем в литературе 1980-х – обличению сталинских репрессий и описанию мытарств узников ГУЛАГа. Коллектив не только блестяще адаптировал сложный прозаический текст в сценическую постановку, но и уверенно высказал свою гражданскую позицию. Спектакль имел ошеломляющий успех в Советском Союзе, актеров «Современника» наградила овациями и зрительская аудитория Соединенных Штатов, Финляндии и Германии. Огромную работу над постановкой проделала не только ее режиссер – Галина Волчек, – но и Александр Гетман, адаптировавший текст «Крутого маршрута» для сцены. Спустя 10 лет этот же творческий тандем создаст еще один прекрасный спектакль – «Три товарища» (по бессмертному роману Э.-М. Ремарка).

Одна из характерных особенностей «Современника» заключается в умении актуализировать классику мировой сцены. За свою творческую биографию Галина Волчек неоднократно обращалась к творчеству А. Чехова (спектакли «Вишневый сад» и «Три сестры»). Она же создала очень близкую к настроению чеховских пьес постановку «Анфиса» по произведению Леонида Андреева. Благодаря Галине Борисовне эта пьеса, почти не известная отечественному зрителю, была по достоинству оценена им. В репертуаре «Современника» регулярно появлялись постановки по пьесам Н. Гоголя, Г. Ибсена, А. де Мюссе, У. Шекспира. Одним из самых ярких постановщиков театра считался и не менее яркий актер Игорь Кваша. Благодаря его режиссерскому дарованию репертуар «Современника» пополнился спектаклями «Дни Турбиных» и «Кабала святош» по творчеству М. Булгакова.

1997 год стал настоящим праздником для зрителей, неравнодушных к классике. На сцене «Современника» появились новая версия «старого» «Вишневого сада», «Пигмалион» по Б. Шоу, а творчество позднего Достоевского раскрылось в постановке «Карамазовы и ад». Еще один яркий и новаторский спектакль – «Играем Шиллера». Режиссер Римас Туминаса предложил любителям театра нестандартную версию шиллеровской пьесы «Мария Стюарт». В своей работе труппа «Современника» никогда не делила драматургию на «нашу» и «не нашу». И всегда уделяла максимум внимания пьесам зарубежных авторов. Еще на заре своей истории театр предложил зрителям спектакли по пьесе «Никто» де Филиппо и по «Пятой колонне» Хемингуэя. С большим интересом труппа относилась и к творчеству современных английских драматургов – А. Уэскера и Д. Осборна. И все-таки самым популярным и, можно, сказать, «культовым» спектаклем 60-х стала для «Современника» постановка «Двое на качелях» по пьесе, написанной талантливым американским автором У. Гибсоном. Не меньшей любовью зрителей пользовались и спектакли по пьесам еще одного американца – Эдварда Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Баллада о невеселом кабачке». С именами многих драматургов – например, Теннесси Уильямса, Ренато Майнарди и Ариэла Дорфмана, – «Современник» познакомил театралов раньше, чем это сделали другие театры.

Современник – театр, который знают без преувеличения во всем мире. Он объехал практически весь Союз, в том числе Дальний Восток, Прибалтику, Урал и Среднюю Азию. В советские годы труппа активно гастролировала по странам Восточной Европы, а позже начала совершать и дальние поездки – в США, Италию, Германию, Финляндию, Швейцарию. В 1996 и 1997 годах актерам театра рукоплескал знаменитый нью-йоркский Бродвей. Последний раз русских артистов там принимали в далеком 1924 году, когда в Америку приезжал с гастролями МХАТ. Самым большим успехом у американского зрителя пользовались такие постановки «Современника», как «Три сестры», «Крутой маршрут» и «Вишневый сад». Деятельность театра была высоко оценена американской критикой: труппу удостоили общенациональной премии США «Drama desk award» – самой уважаемой награды в области драмы. То, что эту премию получил не американский, а иностранный театр, стало настоящим событием в культурной жизни Соединенных Штатов.

Как и любой театр, «Современник» знал взлеты и падения, пережил полосу кризиса и мгновения триумфа. Но в какой бы трудной ситуации ни оказывался театр, он всегда чувствовал поддержку своего зрителя, его заинтересованное, дружеское внимание. Пожалуй, именно эта поддержка, эта вера зрителей в свой театр и помогла «Современнику» выстоять.

«Современник» выстоял. Большой вклад в это внесли мастера старшего поколения Лиля Толмачева, Нина Дорошина, Людмила Иванова, Геннадий Фролов, Людмила Крылова.

В театре сформировались и стали серьезными актерами Елена Яковлева, Елена Миллиоти, Елена Козелькова, Тамара Дегтярева, Галина Петрова,

Сергей Гармаш, Михаил Жигалов, Василий Мищенко, Валерий Хлевинский, Валерий Шальных.

Большими мастерами стали артисты более молодого поколения: Мария Аниканова, Ольга Дроздова, Екатерина Семенова, Чулпан Хаматова,

Илья Древнов, Максим Разуваев, Александр Хованский, Сергей Юшкевич ...

Сегодняшний театр «Современник» – это, прежде всего, плеяда замечательных актеров разных поколений. Но, конечно, главный символ и ангел-хранитель «Современника» – Галина Борисовна Волчек, которая возглавляет его уже около 50 лет. За годы работы ей удалось не только «поднять» театр, но и выполнить одну из главных задач, которые поставили перед собой основатели «Современника» – собрать на общей сцене не просто талантливых актеров, а коллектив единомышленников. В 1956 году одним своим рождением театр уже сказал категоричное «нет» всему ложному и косному в искусстве. И он продолжает отстаивать эту жизненную и сценическую правду до сей поры.

По материалам сайта: https://teatr-sovremennik.com/istoriya/

 

Ссылки:

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.